Слайд 1Принципы занятий физическими упражнениями
Слайд 2План:
Принципы физкультурного образования
1.1. Общие социальные принципы
1.2. Обще-методические
принципы
1.3. Специфические принципы
Слайд 3 1. Принципы физкультурного образования
ПРИНЦИП – это основная
идея, следование которой помогает наилучшим образом достигать поставленной цели (В.С.
Безрукова, 1992).
Практическое значение принципов состоит в том, что они позволяют идти к намеченной цели, исключая путь проб и ошибок, очерчивают главные правила их реализации.
ПРИНЦИП ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ – есть определяющее требование, регулирующее процесс целенаправленного формирования физического совершенства.
Слайд 4Принципы занятий физическими
упражнениями
Специфические принципы
Общие социальные принципы
Обще-методические принципы
Слайд 5
Общие социальные принципы
1. Оздоровительной направленности.
2. Всестороннего развития личности.
3. Прикладности.
4. Связи
физического воспитания с трудовой и военной деятельностью
Слайд 6Обще-методические принципы
1. Сознательности и активности.
2. Наглядности.
3. Доступности и индивидуализации.
4. Систематичности.
Слайд 7Специфические принципы
1. Непрерывности.
2. Прогрессирования педагогических воздействий.
3. Цикличности.
4. Возрастной адекватности педагогического
воздействия.
Слайд 8 Общие социальные принципы в физической культуре преломляются в
основных положениях, в соответствии с которыми осуществляется вся практика физической
культуры.
Слайд 9
1.1. Общие социальные принципы
Принцип оздоровительной направленности Этот принцип
предполагает:
а) при выборе средств и методов физической культуры руководствоваться,
прежде всего, их оздоровительной ценностью;
б) соответствие физических нагрузок возможностям занимающихся;
в) осуществление систематического врачебно-педагогического контроля.
.
Слайд 10 2. Принцип всесторонне-гармоничного развития личности
Данный принцип предполагает:
а)
связь физического воспитания с другими видами воспитания (умственным, трудовым, нравственным
и т.п.);
б) согласованное и соразмерное развитие физических способностей, формирование разносторонних двигательных умений и навыков и освоение специальных знаний.
Слайд 113. Принцип связи с практической общественно значимой деятельностью
Этот принцип предполагает:
а) нацеленность на первоочередное формирование жизненно важных двигательных умений и
навыков;
б) формирование способностей действовать полезно и эффективно в условиях трудовой и военной деятельности.
Слайд 12 1.2. Обще-методические принципы
ОБЩЕ-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ –
это отправные положения, которыми необходимо пользоваться преподавателю физической культуры (тренеру),
решая комплекс образовательных, воспитательных и оздоровительных задач.
.
Слайд 13
1. Принцип сознательности и активности Назначение этого принципа
в том, чтобы сформировать у занимающихся интерес, осмысленное отношение и
потребность к физкультурно-спортивной деятельности, стремление к самопознанию и самосовершенствованию.
Слайд 14
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ – это способность человека правильно
разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с
ними осуществлять свою деятельность. Основой сознательности является предвидение результатов деятельности.
Слайд 15АКТИВНОСТЬ - это мера или величина проявляемой человеком деятельности, степень
его включения в работу.
Слайд 16 Процессе формирования потреб-ностей индивида в двигательной активности
существенную роль играют три фактора:
в первом факторе отражено влияние
спортивных традиций в семье (личный пример родителей, авторитет преподавателей);
Слайд 17второй фактор отражает взаимосвязь мотивационной сферы и ожидаемых результатов от
занятий физическими упражнениями (снижение жировой массы, гармоничное телосложение, повышение мышечного
компонента);
Слайд 18 третий фактор отражает общие закономерности развития и самоорганизации живых
систем, определяющие комплексность воздействия культурных, социальных факторов и биологических потребностей
индивида в процессе сознательности и активности.
Слайд 19Сознательность и активность – это два взаимосвязанных фактора.
Сознательность без активности
приводит к пассивной созерцательности, а активность без сознательности – к
нецелесообразным действиям.
Только через осознанную активность можно решить намеченные задачи.
Слайд 202. Принцип наглядности
Принцип наглядности – обозначает
привлечение органов чувств человека в процессе познания.
Наглядность в физической культуре
существует в таких формах как зрительная, звуковая и двигательная
Слайд 21Зрительная наглядность – (демонстрация движений в целом и по частям
с помощью ориентиров, наглядных пособий, учебных видеофильмов) содействует главным образом
уточнению пространственных и пространственно-временных характеристик движений. Применяют зрительную наглядность на всех этапах овладения двигательными действиями.
Слайд 22 Звуковая наглядность – (различные звуковые сигналы голосом, аппаратурой)
имеет преимущест-венное значение в уточнении временных и ритмических харак-теристик движений.
Звуковая наглядность играет ведущую роль на заключительных этапах обучения движениям.
Слайд 23Двигательная наглядность – предусматривает формирование у человека представления о физическом
упражнении за счет мышечных ощущений, которые возникают у него при
попытках выполнить двигательное действие. Прочувствовать особенности двигательного действия – значит понять сущность двигательного действия.
Слайд 243. Принцип доступности индивидуализации
Данный принцип означает оптимальное
соответствие задач, средств и методов физической культуры возможностям занимающегося. При
реализации принципа должна быть
В практике реализации принципа доступности необходимо соблюдать правила: от простого к сложному, от главного к второстепенному.
Слайд 254. Принцип систематичности
Принцип систематичности предполагает построение учебно-воспитательного
процесса в виде алгоритма и требует, чтобы занятия физическими упражнениями
осуществлялись непрерывно и последовательно.
Слайд 26 Последовательность в занятиях физическими упражнениями обеспечивается при выполнении
ряда условий. Прежде всего, это:
обеспечение последовательного перехода от развития
одних двигательных способностей к другим;
строгого согласования и распределения учебного материала с предыдущим;
целесообразного порядка применяемых физических нагрузок.
В этом процессе важное значение имеет учет возрастного развития физических способностей, а также переноса двигательных навыков.
Слайд 271.3. Специфические принципы
Специфически принципы, отражают закономерности построения занятий физическими упражнениями
(в сфере физического воспитания, спортивной тренировки и физической рекреации).
Слайд 28Принцип непрерывности
Его реализация предусматривает недопустимость слишком
больших и педагогически неоправданных перерывов между занятиями, которые приводят к
снижению достигнутого уровня физической подготовленности
Слайд 29 При реализации этого принципа необходимо, чтобы эффект каждого
последующего занятия «наслаивался» определенным образом на «следы» предыдущего, закрепляя и
углубляя их.
В основе управления процессом чередования нагрузки и отдыха лежат закономерности адаптации организма к физической нагрузке, а также динамика восстановления после выполняемой работы.
Слайд 30
Первый вариант используется при двух-трех разовых
занятиях в день и предусматривает выполнение тренировочной работы в фазе
не довосстановления, чем обеспечиваются предпосылки для суммарного тренировочного эффекта. Его применение целесообразно главным образом при развитии выносливости.
В зависимости от того, в какой стадии отдыха будут выполняться нагрузки, выделяют четыре основных варианта построения занятия.
Слайд 31Второй вариант предполагает проведение последующего занятия в период полного восстановления
организма занимающихся и обеспечивает поддержание определенного уровня физической работоспособности.
В третьем
варианте предусматривается использование супер-компенсаторного отдыха, обеспечивающего выполнение последующей нагрузки в стадии повышенной работоспособности.
Слайд 32Четвертый вариант предусматривает проведение последующего занятия через длительный интервал отдыха,
когда структурные следы предыдущего занятия почти утрачены. Данная форма организации
занятия используется преимущественно в сфере активного досуга.
Слайд 332. Принцип прогрессирования воздействий
Данный принцип предусматривает
целенаправленное повышение требований к проявлению психических функций и двигательной активности
(по параметрам объема и интенсивности) в процессе адаптации индивида к физической нагрузке. Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей.
Слайд 34
Реализация данного принципа обеспечивает планомерный переход объекта педагогического
воздействия с одного качественного уровня на более высокий, что практически
выражается ростом тренированности, повышением функциональных возможностей организма и физических способностей.
Слайд 35 Реализация данного принципа будет приводить к положительным результатам
лишь в том случае, если последующее задание окажется посильным для
занимающегося. Преподавателю (тренеру) необходимо учитывать сенситивные периоды развития организма индивида, а также необходимо помнить, что наряду с развитием физических качеств важно совершенствовать и изменять технику двигательных действий.
Слайд 36
3. Принцип цикличности
Данный принцип определяет упорядоченность
учебно-воспитательного процесса. Его сущность раскрывается в композиционной повторяемости отдельных занятий
и серий (циклов).
В практике принято различать микро-, мезо- и макроструктуру воспитательного процесса.
Слайд 37 Микроциклы (недельные) циклы - совокупность нескольких тренировочных
занятий, которые вместе с восстановительными днями составляют относительно законченный повторяющийся
фрагмент тренировочного процесса, обеспечивающий срочный и отставленный эффекты тренировочных занятий.
Мезоциклы (месячные) циклы включают в себя от 3 до 6 микроциклов, в которых меняются содержание, порядок чередования и соотношение средств. Мезоциклы обеспе-чивают суммарный (кумулятивный) эффект занятия физическими упражнениями
Макроциклы (годичные) циклы - включают в себя чередование нескольких мезоциклов. Методологической основой технологии управления в макроцикле является объективные биологические закономерности долговременной адаптации индивида к физическим нагрузкам.
Слайд 385. Принцип возрастной адекват-ности педагогического воздействия
Данный принцип обязывает целенаправленно и последовательно регулировать меры воспитательного воздействия
в соответствии с возрастными этапами развития организма человека (дошкольный, школьный, зрелый, пожилой).
Слайд 39Эффективная реализация принципа возрастной адекватности предусматривает решение следующих вопросов:
определение
стратегии и технологии преимущественной направленности подготовки на отдельных этапах многолетних
занятий;
обеспечение гармоничного развития физических способностей;
совершенствование вегетативных и моторных функций организма в процессе онтогенеза;
обеспечение постепенного увеличения физических нагрузок в соответствии с индивидуальными возможностями на каждом возрастном этапе.