Слайд 1Физиология ВНД
Врожденные и приобретенные формы поведения
Слайд 2План
Классификация врожденных форм поведения
Особенности условных рефлексов
Правила выработки условных рефлексов
Классификация
условных рефлексов
Нейрофизиологические механизмы образования условных рефлексов
Слайд 3КЛАССИФИКАЦИЯ ИНСТИНКТОВ
1-витальные : защитные,
пищевые
2-ролевые (зоосоциальные)
половые, родительские
3 – саморазвития:
исследовательские, игровой
Слайд 4Витальные инстинкты
Пищевой
Питьевой
Оборонительный (активный -ястреб и пассивный - кролик)
Регулирования цикла «сон-бодрствование»
Экономии
энергии (сил )
Слайд 5Ролевые инстинкты
Половые - выбор партнера
Родительские - разделение ролей отца и
матери
Территориальные - охрана зоны обитания для сохранения ресурсов
Групповая иерархия –
альтруистический, эгоизм
Слайд 6Инстинкты саморазвития
Исследовательский
Новизны
Свободы
Имитационный (подражательный)
Игровой
Слайд 7Условные рефлексы
Вырабатываются в течение жизни при определенных условиях
Индивидуальные
Непостоянные
Могут быть
вызваны с любого рецептивного поля любым индифферентным раздражителем
Осуществляются при участии
КБП
Слайд 8Правила выработки условных рефлексов
Вырабатывается на базе безусловного при неоднократном подкреплении
условного раздражителя безусловным
Условный раздражитель не должен вызывать специфической реакции, т.е.
должен быть индифферентным
Условный раздражитель должен быть достаточно сильным, но не сильнее безусловного
Условный раздражитель предшествует безусловному (от0,1 до 2 сек)
Отсутствие посторонних раздражителей
Испытуемый должен быть здоров, в бодрствующем состоянии, с высокой возбудимостью корковых нейронов
Слайд 9Выработка условного рефлекса по И.П.Павлову
Фистула для сбора слюны
Звонок
(условный раздражитель)
Пища
(безусловный
раздражитель)
Слайд 11Классификация условных рефлексов
Классический– рефлекс I-го типа –форма ассоциативного обучения. Характеризуется
совпадением во времени действия какого-либо индифферентного раздражителя с деятельностью самого
живого организма, являющегося пассивным участником
Инструментальный – рефлекс II-го типа- активная форма обучения (оперантное поведение). Характеризуется активным поведением животного, направленного на получение полезного результата (подкрепления). На этом рефлексе основана дрессировка животных
Слайд 12Инструментальный условный рефлекс
Педаль
Кормушка
Слайд 13Механизм формирования инструментального условного рефлекса (по Асратяну)
Слайд 14По роду сигнала
Натуральные условные рефлексы – сигналом является адекватный раздражитель
(пример: условное слюноотделение на вид пищи). Эти рефлексы быстро закрепляются,
не требуют большого количества подкреплений, приближаются к безусловным рефлексам
Искусственные – сигналом является индифферентный раздражитель. Вырабатываются медленнее, при не подкреплении угасают
Слайд 15
По составу сигнала:
простые и комплексные
По роду подкрепления:
1-го порядка (подкрепляется
безусловным рефлексом); 2-го порядка (подкрепляется раннее выработанным условным рефлексом 1-го порядка) и т.д.
По отношению во времени действия условного раздражителя и подкрепления:
наличные, следовые (отставленные), запаздывающие
Слайд 17Механизм образования условных рефлексов
Образование временных связей –
основной механизм деятельности мозга человека – является базой для различных
форм психической деятельности
Механизмы образования временной связи: 1-морфологический: рост отростков нейронов, миелинизация волокон, увеличение скорости проведения возбуждения; 2- физиологический: активация неактивных синапсов
Слайд 18
1 – по И.П.Павлову: временные связи образуются в КБП между
2-мя очагами возбуждения – центрами условного и безусловного раздражителей. Последний
является доминирующим и притягивает к себе возбуждение от других центров
2 –по Э.Асратяну : в процесс образования временных связей включается не только кора, но и подкорка
3 - по П.К.Анохину: «временные связи» образуются внутри мультивалентных нейронов, где сходится возбуждение от условного и безусловного раздражителя (конвергентная теория)
Слайд 19Образование временной связи по пути «кора-кора» по И.П.Павлову
Слайд 20Образование временной связи по пути
«кора-подкорка-кора» по Э.А.Асратяну
Слайд 21Образование временной связи путем конвергенции на нейроне по П.К.Анохину
Слайд 22
Условный рефлекс – это приспособительная деятельность, осуществляемая высшими
отделами ЦНС путем образования временных связей между сигнальным раздражением и
сигнализируемой реакцией
Слайд 23Научение
Это выработка новых форм реагирования на
раздражители и закрепление этих форм, которые адекватны потребностям
По критерию активности животного и человека в ходе научения выделяют:
Пассивное (реактивное) научение
Активное (оперантное) научение
Слайд 24Пассивное научение
Привыкание – угасание ориентировочной реакции на повторное действие раздражителя
Сенситизация
– усиление реакции на повторный стимул
Классический условный рефлекс
Импринтинг
Слайд 25Импринтинг- запечатление
Это особая форма ассоциативного научения,
основанная на врожденной предрасположенности к определенным сочетаниям раздражителей и возникающей
ответной реакции в ранний период развития организма
Приурочен к ограниченному периоду жизни
Необратим, сохраняется на всю жизнь
Не требует многократного подкрепления
Занимает промежуточное место между безусловными и условными рефлексами
Слайд 26Формы проявления импринтинга
Запечатление образов и объектов
Усвоение поведенческих актов (имитационное поведение)
Реакция
следования (автоматическое следование новорожденного за родителями)
Слайд 27Активное научение
Инструментальный условный рефлекс
Метод проб и ошибок – достижение результата
разными путями
Самораздражение структур мозга
Научение путем наблюдения:
Простое подражание
Викарное научение –
оценка результата подражания
Слайд 28Активное научение
Научение путем инсайта (озарение)- следствие объединения опыта с информацией,
которой располагает индивидуум при решении задачи (внезапное нестандартное решение задачи)
Экстраполяционные
рефлексы- способность определять направление перемещения значимого раздражителя (развито у птиц, хищных млекопитающих, дельфинов)
Слайд 29КОГНИТИВНЫЕ ФОРМЫ НАУЧЕНИЯ
Латентное научение (крысы в лабиринте)
Психомоторные навыки - последовательное
формирование этапов (осознанные приемы, ассоциативная стадия, автономная стадия)
Инсайт и интуиция
(озарение, эврика!)
Научение путем рассуждений:
а) восприятие - образ - гипотеза
б) абстракции - понятия - обобщения
Слайд 31Латентное научение переходит в психомоторные навыки
Слайд 32Инсайт (озарение)
или «ага - реакция»
Слайд 33ИНСАЙТ
Обезьяна внезапно «догадалась» использовать палку, чтобы достать из ящика банан
Слайд 34Нервные механизмы обучения обеспечиваются свойствами нервной системы
Реактивность – способность отвечать
на раздражение (определяется возбудимостью постсинаптической мембраны и эффективностью соответствующих синапсов)
Пластичность
– способность изменять реактивность под влиянием последовательных раздражений