Слайд 1Приоритетные стратегии и тенденции развития высшего образования
в России и
за рубежом
Слайд 2Содержание лекции
Роль высшего образования в современном мире.
Болонский процесс и другие
интеграционные процессы в развитии высшего образования.
Приоритетные тенденции в развитии высшего
образования.
Слайд 3Основная литература по дисциплине
Педагогика и психология высшей школы : учебник
для вузов / М. В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, Л.
Д. Столяренко ; М.В. Буланова-Топоркова, А.В. Духавнева, Л.Д. Столяренко ; под ред. М.В. Булановой-Топорковой. - 2-е изд., доп. и перераб. - Ростов н/Д : Феникс, 2002. - 544 с.
Столяренко, Л.Д. Основы психологии : учебное пособие для вузов / Л. Д. Столяренко. - 19-е изд.,. - Ростов н/Д : Феникс, 2008. - 671 с.
Фокин, Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе : Методология, цели и содержание, творчество: учебное пособие для вузов / Ю. Г. Фокин. - Москва : ИЦ "Академия", 2002. - 215 с.
Слайд 4Роль высшего образования в современном мире
В сфере образования занято
более 1 миллиарда обучающихся и почти 50 млн. педагогов
Высшее образование
признано ведущим фактором социального и экономического прогресса
В преодолении кризиса цивилизации, в решении острейших глобальных проблем человечества огромная роль принадлежит образованию
Слайд 5Все развитые страны проводят различные по глубине и масштабам реформы
национальных систем образования
Вместе с тем в последние 15-20 лет все
чаще говорят о всемирном кризисе образования. Сложившиеся образовательные системы не выполняют своей функции - формировать созидательные силы общества
Слайд 6В нашей стране кризис образования имеет двойную природу:
является проявлением
глобального кризиса образования
происходит в обстановке и под мощным воздействием
кризиса государства, всей социально-экономической и общественно-политической системы
Слайд 7Преимущества российской высшей школы :
способна осуществлять подготовку кадров практически по
всем направлениям науки, техники и производства
по масштабам подготовки и обеспеченности
кадрами занимает одно из ведущих мест в мире
отличается высоким уровнем фундаментальной подготовки, в частности по естественнонаучным дисциплинам
традиционно ориентирована на профессиональную деятельность и имеет тесную связь с практикой
Слайд 8Недостатки отечественного высшего образования:
изолированность от мирового сообщества, с одной
стороны, и работа многих отраслей промышленности по зарубежным образцам, импортные
закупки целых заводов и технологий
резкое снижение и финансового, и материального обеспечения образования, высшего в частности
Слайд 9низкая оплата труда молодых специалистов, что привело к девальвации ценности
высшего образования
авторитарное управление образованием, сверхцентрализация, унификация требований
Слайд 10наблюдается устойчивая тенденция сокращения численности студентов (за 10 лет число
студентов сократилось на 200 тыс.)
отсутствие у населения страны одинаковых возможностей
для обучения в вузах
сокращение численности преподавательского корпуса высшей школы и многое др.
Слайд 11Противоречия в современной системе высшего образования в РФ:
лозунги о
приоритетности образования для государства, ответственности и усилении роли высшей школы
- сокращение финансирования вузов
при подавляющем мнении о «перепроизводстве» экономистов, педагогов, менеджеров и юристов - продолжающееся перепроизводство специалистов по техническим наукам
Слайд 12внешняя демократичность управления в вузах, но при этом господство авторитаризма,
закрытость, отсутствие реального механизма контроля общества над вузами, дистанция между
высшим менеджментом и преподавателями
всеобщие разговоры о качестве образования и сведение всей проблемы к формальным показателям, контролю и карательным мерам в ущерб работе над содержанием образования, принципами, концентрации на решении проблем преподавателей, внедрении новых технологий
Слайд 13Проблемы, требующие решения:
недостаток финансовых средств
низкие результаты научных исследований в вузах
старение
педагогических кадров
слабая восприимчивость вузов к инновациям
отставание содержание преподавания от
передовой научной мысли
Слайд 14Основные задачи реформирования системы вузовского образования:
решение проблем как содержательного,
так и организационно-управленческого характера
выработка взвешенной государственной политики, ее ориентации
на идеалы и интересы России
Слайд 15В соответствии с федеральным законом РФ от 29 декабря 2012
г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» общее и профессиональное
образование реализуется по уровням (ст.10, п.4-6)
Уровни общего образования:
дошкольное образование
начальное общее образование
основное общее образование
среднее общее образование
Слайд 16Уровни профессионального образования:
среднее профессиональное образование
высшее образование – бакалавриат
высшее образование –
специалитет, магистратура
высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура)
Слайд 17Дополнительное образование включает:
дополнительное образование детей и взрослых
дополнительное профессиональное образование
Слайд 18Высшее образование имеет целью
обеспечение подготовки высококвалифицированных кадров по
всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями
общества и государства, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии, углублении и расширении образования, научно-педагогической квалификации (ст. 69, п.1).
Слайд 192. Болонский процесс и другие интеграционные процессы в развитии высшего
образования
Болонский процесс – это деятельность, направленная на достижение
целей и решение задач Болонской декларации, согласно которой до 2010 г. каждая страна – участница обязана провести реформу своей системы высшего образования в соответствии с едиными европейскими стандартами.
Слайд 20Стандарты Болонского процесса:
построение европейской зоны высшего образования как ключевого направления
развития мобильности граждан с возможностью трудоустройства
формирование и укрепление интеллектуального, культурного,
социального и научно-технического потенциала Европы
Слайд 21обеспечение конкурентноспособности европейских вузов
повышение качества образования;
повышение центральной роли университетов в
развитии европейских культурных ценностей
Конечной целью
является взаимное признание дипломов вузов
Слайд 22 В 1999 г. в г. Болонье (Италия)
органы, ответственные за высшее образование в 29 европейских странах, подписали
документ, получивший название
«Декларация об архитектуре высшего европейского образования Болонская декларация»
Слайд 23Обязательные параметры «Болонского процесса»:
Внедрение трехуровневой системы высшего образования.
Переход на разработку,
учет и использование так называемых «академических кредитов» ECTS - (European
Credit Transfer System) — Европейская система взаимных зачетов результатов обучения.
Слайд 243. Обеспечение академической мобильности студентов, преподавателей и административного персонала вузов
4.
Наличие европейского приложения к диплому
5. Обеспечение контроля качества высшего образования
6.
Создание единого европейского исследовательского пространства
Слайд 25Рекомендательные параметры Болонского процесса:
единая европейская оценка успеваемости обучающихся (качества
обучения)
вовлеченность студентов в европейский образовательный процесс, в том числе путем
повышения их мобильности
социальная поддержка малообеспеченных студентов
образование в течение всей жизни
Слайд 26Факультативные параметры Болонского процесса:
обеспечение гармонизации содержания образования по направлениям
подготовки
разработка нелинейных траекторий обучения студентов, курсов по выбору
внедрение модульной системы
обучения
расширение дистанционных форм обучения и электронных курсов
расширение использования возможностей академических рейтингов студентов и преподавателей
Слайд 273. Приоритетные тенденции в развитии высшего образования:
Фундаментализация образования в высшей
школе
Гуманизация и гуманитаризация образования в высшей школе
Интеграционные процессы в современном
образовании
Воспитательная компонента в профессиональном образовании.
Информатизация образовательного процесса
Слайд 28Фундаментализация образования в высшей школе -
системное и всеохватывающее
обогащение учебного процесса фундаментальными знаниями и методами творческого мышления, выработанными
фундаментальными науками.
Исходное теоретическое положение фундаментализации образования - идея единства мира, проявляющаяся во всеобщей взаимосвязи в сфере неживого, живого, духовного.
Слайд 29Фундаментализация
способствует формированию ясного представления о месте своей профессии в системе
общечеловеческих знаний и практики;
формирует способности осваивать достижения фундаментальных наук и
творчески их использовать в своей профессиональной деятельности.
Слайд 30Гуманизация образования -
процесс создания условий для самореализации,
самоопределения личности студента в пространстве современной культуры, создания в вузе
гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого потенциала личности, формированию ноосферного мышления, ценностных ориентации и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.
Слайд 31Гуманитаризация образования
предполагает расширение перечня гуманитарных дисциплин, углубление
интеграции их содержания для получения системного знания.
Слайд 32Интеграционные процессы в современном образовании
Интеграция – объединение в целое, в
единство каких-либо элементов, восстановление какого-либо единства.
Интеграция – это процесс или
действия, имеющие своим результатом целостность.
С точки зрения философии, интеграция может быть общенаучной, отраслевой, междисциплинарной и внутридисциплинарной. Ей присущи различные формы, степени и уровни организации.
Слайд 33Современное развитие научного познания характеризуется следующими особенностями:
дифференциация наук сочетается с
интегративными процессами, синтезом научных знаний, комплексностью, переносом методов исследования из
одной области в другую;
всестороннее системное освещение научной проблемы на основе интеграции выводов частных наук и результатов исследований специалистов разных областей знания;
Слайд 34науки становятся все более точными благодаря широкому использованию математического аппарата;
современная
наука стремительно развивается во времени и пространстве. Сокращается разрыв между
появлением научной идеи и ее внедрением в производство;
сегодня научные достижения являются результатом коллективной деятельности, объектом общественного планирования и регулирования;
исследование объектов и явлений ведется системно, комплексно; целостное исследование объектов способствует формированию синтетического мышления.
Слайд 35 Под интеграцией в педагогическим процессе понимают одну
из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее
разрозненных частей, причем процесс может развиваться как в уже сложившейся системе, так и в новой. Суть процесса интеграции заключается в качественных преобразованиях внутри каждого элемента, входящего в систему.
Слайд 36 Интеграция выступает как естественная взаимосвязь наук, учебных
дисциплин, разделов и тем разных учебных предметов на основе ведущей
идеи и ведущих положений с последовательным и многогранным раскрытием изучаемых процессов и явлений.
Слайд 37 На современном этапе различают три формы
интеграции:
полная – слияние учебного материала в едином курсе;
частичная – слияние
большей части учебного материала с выделением специфических глав;
блоковая – построение автономных блоков с самостоятельными программами или разделами общей программы.
Интеграция в сфере воспитания и образования может осуществляться на любом этапе педагогического процесса, являясь универсальным путем его преобразования.
Слайд 38
5. Воспитательная компонента в профессиональном образовании
Мировой социально-исторический опыт
определяет главную цель воспитания как формирование гармонично и всесторонне развитой
личности, подготовленной к инициативной социальной и профессиональной деятельности в современном обществе, личности, способной разделять и преумножать его ценности.
Слайд 39Критериями воспитанности человека могут служить:
степень овладения общечеловеческими гуманистическими доминантами;
овладение этическими
нормами и эстетическими ценностями общества как основой социальной и профессиональной
деятельности, личностных оценок и поступков;
уровень и иерархия качеств личности, приобретенных в процессе воспитания.
Слайд 406. Информатизация образовательного процесса
Информатика как научное направление может
рассматриваться при этом на трех уровнях:
нижний (физический) - программно-аппаратные средства
вычислительной техники и техники связи;
средний (логический) - информационные технологии;
верхний (пользовательский) - прикладные информационные системы.
Слайд 41Этапы информатизации:
этап информатизации имеет целевое назначение - компьютеризацию общества.
этап информатизации можно свести к персонализации информационного фонда, интенсивное применение
вычислительной техники на всех уровнях образования, перевод информационных фондов в компьютерную (машинную) форму, а также с резким возрастанием компьютерной грамотности молодежи.
3 этап - социализация информационных фондов, высокий уровень информационной культуры, созданию интегрированных компьютерных информационных фондов с удаленным доступом и при последующем развитии - к полному удовлетворению растущих информационных потребностей всего населения.
Слайд 42Новые информационные технологии:
Компьютерные обучающие программы, включающие в себя электронные
учебники, тренажеры, лабораторные практикумы, тестовые системы.
Обучающие системы на базе мультимедиа-технологий,
построенные с использованием компьютеров, видеотехники, накопителей на оптических дисках.
Интеллектуальные и обучающие экспертные системы.
Распределенные базы данных по отраслям знаний.
Средства телекоммуникации, включающие в себя электронную почту, телеконференции, локальные и региональные сети связи, сети обмена данными и т.д.
Электронные библиотеки.
Слайд 43Основные направления использования ИКТ:
Компьютерная техника и информатика как объекты изучения.
Компьютер как средство повышения эффективности педагогической деятельности.
Компьютер как средство
повышения эффективности научно-исследовательской деятельности в образовании.
Компьютер и информатика как компонент системы образовательно-педагогического управления.