Слайд 1Природа родного края и образ Руси в лирике
С. А.
Есенина.
Любовь к родному краю
меня томила, мучила и
жгла.
С. А. Есенин
Слайд 3ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Раскрыть тему природы родного края и тему родины в
лирике С. А. Есенина.
Слайд 4ПЛАН ПРОЕКТА:
Главная тема в творчестве С. А. Есенина.
Ранняя поэзия.
«Русь».
Воспевание родной
природы.
Мир живой и одухотворённой природы.
Русь накануне Октябрьской революции.
Грустные нотки.
Иное отношение
к родине.
«Русь кабацкая».
«Песни души».
Вывод.
Используемая литература
Слайд 5ГЛАВНАЯ ТЕМА В ТВОРЧЕСТВЕ
С. А. ЕСЕНИНА.
Тема Родины
- главная тема в творчестве
С. А. Есенина.
Автор предстает перед нами как пламенный патриот. В стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!», написанном в стиле русской народной залихватской песни, поэт кричит на всю страну:
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу : «Не надо рая,
Дайте родину мою».
Слайд 6РАННЯЯ ПОЭЗИЯ
Его представления о родной земле еще очень
детские. Родина для С. Есенина - это село Константиново, где
он родился, ближайшие окрестности села. Поэт чувствует себя частью родной природы и готов слиться с ней навсегда: «Я хотел бы затеряться в зеленях твоих стозвонных». Образ природы появляется у него уже в первых ранних стихах: “Вот уж вечер. Роса...”, “Поет зима — аукает”, “Тебе одной плету венок”.
Слайд 7«РУСЬ».
Стихотворение “Русь” является основополагающим в творчестве молодого
С. Есенина, так как в нем раскрывается со всей
полнотой чувство любви к родине, которое он пронесет через всю свою поэзию. Стихи эти были рождены любовью к неповторимой “стране березового ситца”, где прошло босоногое детство поэта, отшумела его юность.
Слайд 8ВОСПЕВАНИЕ РОДНОЙ ПРИРОДЫ.
Поэт воспевает неброскую красоту и удивительную
прелесть средней полосы России. Мы видим, как “роса блестит на
крапиве”, как “сыплет черемуха снегом”, как “курит облаком болото”. Просторы полей, синь родного неба, гладь озер и рек, “плакучие ивы”, “топи да болота” — во всем этом С. Есенин видел неповторимость родного края.
Слайд 9МИР ЖИВОЙ И ОДУХОТВОРЁННОЙ ПРИРОДЫ.
Природа у Есенина, подобно
человеку, поет и плачет, грустит и радуется. Многие его стихи
— это поэмы о березе, которая стала своеобразным символом всего русского.
Я навек за сиянье и росы
Полюбил у березки стан,
И ее золотистые косы,
И холщовый ее сарафан...
Березка — становится у него березкой- девушкой с зеленым подолом, с которым играет ветер; клен на одной ноге; осины, смотрящие в розовую водь; горящая своими плодами рябина; рожь с лебединой шеей и десятки других не менее удивительных метафор и образов составляют как бы особый мир — мир живой и одухотворенной природы, в котором всю жизнь жил поэт и который он гостеприимно распахнул для нас.
Слайд 10РУСЬ НАКАНУНЕ ОКТЯБРЬСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ.
Но во всей этой красоте
поэт не уходит от действительности, которая представляется ему. С точностью,
всеми доступными средствами, описывает он крестьянскую Русь накануне Октябрьской революции. Тяжелая жизнь простого народа отразилась в его стихах:
Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.
Но чем печальнее были эти картины, тем сильнее в стихах поэта звучала беспредельная привязанность к России:
Холодной скорби не измерить.
Ты на туманном берегу,
Но не любить тебя, не верить
Я научиться не могу.
Слайд 11ГРУСТНЫЕ НОТКИ.
В его поэзии появляются грустные нотки, страх
перед деревней, меняющей свое лицо. Пытаясь идти в ногу со
временем, поэт пишет:
Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И березам и тополям.
Слайд 12ИНОЕ ОТНОШЕНИЕ К РОДИНЕ.
С. Есенин с горечью
наблюдает за расколом страны. Его родина уже не та, она
теряет свой облик. Появляются стихи, в которых слышны нотки разочарования: “Песнь о хлебе”, “Снова пьют здесь, дерутся и плачут”.
Чтобы скрыться от горькой действительности, поэт уезжает за границу. Но он всей душой рвется назад, на родину. А вернувшись в Россию, Есенин разочаровывается еще больше. Это особенно видно из стихотворения “Возвращение на родину”. В нем нет поэтизации деревни, ее природы. Неприглядной, унылой представляется она поэту. Свои тревоги Есенин высказывает и в стихотворении “Русь советская”:
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Слайд 13«РУСЬ КАБАЦКАЯ».
Это страшный мир людей, прожигающих жизнь. С
ними поэт провел много лет. Но он всегда чувствовал свое
громадное интеллектуальное и нравственное превосходство над этими подонками и мерзавцами. В то же время они — часть России. Неудивительно, что для любви к Родине Есенин находит соответствующее сравнение: "Любил он родину и землю, как любит пьяница кабак". Порой поэт говорит, что он такой же, как они, такой же пропащий. Но, опомнившись, высвечивает этих людей насквозь. Он знает, что "таких не подмять, не рассеять, бесшабашность им гнилью дана". Но это тоже Родина. Недаром Есенин заканчивает это стихотворение горькой фразой:
Снова пьют здесь, дерутся и плачут...
Ты, Рассея, моя... Рассея.
Слайд 14«ПЕСНИ ДУШИ».
В стихах молодого рязанского поэта было много
“песен души”, в которых слышался голос родной земли. Он говорил
и пел теми словами, которыми поет народ. С. Есенин становится автором необыкновенно нежных и ласковых, грустных и раздольных песен. В его стихах воплощена мелодика народной песни. В своих произведениях С. Есенин мастерски применяет разнообразные приемы народной поэзии. Например, в стихотворении “Выткался на озере алый свет зари...” богато представлены самые различные звуковые повторы:
Выткался на озере алый свет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло
Только мне не плачется — на душе светло.
Слайд 15ВЫВОД:
Лейтмотивом творчества С. Есенина была большая любовь к
родине. Лирика поэта дает все основания утверждать, что это любовь
стала неиссякаемым источником вдохновения поэта. Так же как великий поэт не мыслил себя без родины, сегодня мы не можем себе представить родину без Есенина. Его стихи учат нас любить Россию, открывают нам ее простую и многоликую красоту. Они затрагивают самые насущные, самые коренные, истинно глобальные проблемы нашего времени.
Слайд 16ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА.
http://spasatelinfo.ru
http://gdzna5.ru
http://www.surbor.ru
http://www.esenin.net.ru
Слайд 17Работу выполнила
ученица 11 класса Б МОУ СОШ №6
Колосова Елена
Учитель Плохотнюк
И.В.
2010 г.
г. Амурск