Разделы презентаций


Проблема Бога в философии казахских мыслителей

Примером  философского анализа феномена  веры являются  размышления  Абая  Кунанбаева. Этот анализ  его религиозных  взглядов  позволяет сказать, что его  можно  назвать  с  полным  основанием  духовными  наставником  казахского  народа, Религиозные раздумья  Абая  Кунанбаева

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проблема Бога в философии казахских мыслителей
Лектор: д. филос. наук., профессор

Рысбекова Ш. С.

Проблема Бога в философии казахских мыслителейЛектор: д. филос. наук., профессор Рысбекова Ш. С.

Слайд 2Примером  философского анализа феномена  веры являются  размышления  Абая  Кунанбаева. Этот

анализ  его религиозных  взглядов  позволяет сказать, что его  можно  назвать 

с  полным  основанием  духовными  наставником  казахского  народа, Религиозные раздумья  Абая  Кунанбаева отличаются глубиной проникновения в суть веры, ее неразрывной связи с повседневной жизнью человека. Его  размышления  о  религии,  вере, нравственности  оказали  огромное влияние  на  духовный  облик  последующих  поколений. Экзистенциальное  звучание  воззрений  о  Боге, вере, человеке Абая  и  проявлялось  в  стремлении постичь  их  не  только посредством осмысления разума, но  и посредством  анализа  чувств,  переживаний. В  рассмотрении веры он  исходит  из  самоанализа, самопознания  собственных  религиозных  взглядов, чувств, переживаний. Для  него важным  является  то,  что  мы  можем  думать  о  Боге, чувствовать и  переживать. В  своих  рассуждениях  он  шел  не  от  Бога к  человеку,  а  наоборот,  от  человека  к  Богу.

Абай Кунанбай

 казахский поэт, композитор, просветитель, мыслитель, общественный деятель, основоположник казахской письменной литературы и её первый классик, реформатор культуры в духе сближения с русской, а также европейской культурой на основе просвещённого Ислама.

Примером  философского анализа феномена  веры являются  размышления  Абая  Кунанбаева. Этот анализ  его религиозных  взглядов  позволяет сказать, что

Слайд 3Проблема
Бог – не  запредельная  реальность, стоящая  по  ту  сторону  человеческого

существования, а  имеет  самое  непосредственное  отношение к  жизни человека, что 

Бог  составляет важнейшую  часть его души.

Вера не  представлялась  им  как самоочевидное явление  духовной жизни  человека. Ее  осмысление,  органично включающее в  себя  переживание, сопровождалась несогласием и  даже  конфликтом с общепринятыми религиозными  представлениями. В  душе  самого мыслителя вера  сопряжена с  сомнениями, что  придало  его  творчеству  особую  напряженность  мысли. 

религия  не  является  чем-то внешним по  отношению  к  человеку, она становится  внутренним содержанием его  духовного мира.

истинная  вера  не  нуждается  во  внешней  поддержке. Он был  убежден, что  церковь и  ее  служители сознательно  искажают суть  учения  о  Боге, отрицая определяющую значимость для человека обряда. 

Абай признает бытие Бога-творца, но сущность Бога видит не в акте творения, а в установлении Им любви, милосер­дия, справедливости в жизни людей. Главным для него в Боге являются те его проявления, кото­рые утверждают в жизни человека духовность, а в отношениях между людьми милосердие, чело­вечность и справедливость. 

ПроблемаБог – не  запредельная  реальность, стоящая  по  ту  сторону  человеческого существования, а  имеет  самое  непосредственное  отношение к 

Слайд 4Абай ясно проводит различие между религией и верой, отделяя их

друг от дру­га. Для него религия есть выражение невежества человека,

не умеющего и не желающего пользо­ваться собственным разумом. Истинная вера -это, прежде всего, сознательная вера, а «религия возникает там, где когда-то остановился разум». Истинная вера - эта та вера, правиль­ность которой подтверждается доводами разума, характеризующаяся продуманностью, обосно­ванностью, и поэтому исповедующие ислам должны к вопросам веры подходить осознанно. Она же и требует от человека разумного подхода к своей жизни, понимания и осознания ее смыс­ла. Иначе, с точки зрения Абая, она превратится в слепую веру и фанатизм. На этом основании раз­мышления Абая о вере характеризуют как ярко выраженный рационализм.
Особенность философских раздумий Абая о вере и религии обнаруживает себя в том, что он рассматривает Бога не в онтологическом аспекте, а преломляет его через субъективный мир человека. Он исследуют специфику и уникальность религиозных представлений человека и видит сущность веры в ее проявлении в нравственном сознании человека, которое влияет на всю обыденную жизнь человека. Такой подход к творчеству этого мыслителя позволяет раскрыть оригинальность и новизну его религиозного учения.

Добавить нижний колонтитул

Абай ясно проводит различие между религией и верой, отделяя их друг от дру­га. Для него религия есть

Слайд 5Абай говорит: «Творца любовью создан человек, и потому возлюби Аллаха больше,

чем себя». В представлении философа Аллах — это истина, которую

нельзя объять разумом, и потому он пришел к выводу, что связующая нить между Аллахом и человеком — любовь
Абай говорит: «Творца любовью создан человек, и потому возлюби Аллаха больше, чем себя». В представлении философа Аллах —

Слайд 6Шакарим Кудайберды
казахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ. 
Добавить нижний колонтитул
Три Истины, которые провозглашает мыслитель, выстраиваются в

следующей иерархии:
Истиной является вера в Бога и бессмертие души;
Истинно бесконечное

развитие науки путем отрицания отрицания, которое неограниченно раздвигает горизонты познания во всем, что касается души;
Истинно то, что Совесть, как изначальная потребность души, способна очистить человечество от нравственной скверны и настаивать его на путь праведной жизни.


Шакарим Кудайбердыказахский поэт, писатель, переводчик, композитор, историк и философ. Добавить нижний колонтитулТри Истины, которые провозглашает мыслитель, выстраиваются в следующей иерархии:Истиной является вера в Бога и

Слайд 7 Как философ он был совершенно независимым и мыслил самостоятельно. Убедительным

свидетельством тому является его замечательное философское сочинение под названием «Три

истины». В «Трех истинах» он приводит пятьнаиболее сильных аргументов в пользу материализма. 

Добавить нижний колонтитул


Слайд 9Добавить нижний колонтитул
Он определяет их следующим образом:
1) путь кругообращения — аргумент,

связанный с признанием циклического характера развития мироздания;
2) путь природного происхождения. Этот

аргумент по существу сводится к дарвинской теории происхождения видов путем естественного отбора, хотя сам Шакарим склонен связывать ее с именем философа Митерия;
3) путь сродства. В этом аргументе воспроизводятся идеи Макена о том, что все многообразие растительного и животного
мира на земле рождено морем;
4) чувственные восприятия. Шакарим не мог не считаться с мыслью материалистов о том, что всякую вещь люди прежде всего постигают чувствами. При этом он ссылался на Бюхнера, но на самом деле так и кажется, что он в точности воспроизводит идеи Абая о чувственном восприятии как единственном и надежном источнике познания;
5) многообразие. Бесконечное многообразие не похожих друг на друга вещей и тел природы свидетельствует о том, «что каждая вещь происходит сама по себе, самопроизвольно, в соответствии со своей причинной обусловленностью и условиями среды». Этот аргумент проводится со ссылкой на Демокрита.

Добавить нижний колонтитулОн определяет их следующим образом:1) путь кругообращения — аргумент, связанный с признанием циклического характера развития мироздания;2)

Слайд 10Добавить нижний колонтитул
В “Трех истинах” Шакарим провозглашает высшей человеческой ценностью

совесть – уждан (уят), которая есть единство скромности, справедливости и

доброты в его деяниях. Если у человека отсутствует совесть, то никакая наука ему не поможет. Настоящая мудрость должна проявляться в действии: “О мудрости и уме разумного мы судим по их делам”.
В целом, для казахской философии, как и для русского менталитета, характерно понимание мудрости как слияния знания и нравственного совершенства. Причем последнему отдается явное предпочтение. Сердце для Абая главнее Разума и Воли, а Совесть для Шакарима выше науки и искусства. И еще, чтобы сохранить мудрость необходимо чтить дух своих предков, ар-ру-аков, что означает чтить традиции, обычаи и культуру своего народа.
Шакарим высказал гениальные идеи, которые до сих пор не реализованы. Он считал, что «в процессе воспитания человека необходимо разработать науку совести. Об этом должны позаботиться ученые головы. Они должны создать данную теорию, как дисциплину, обязательную для всех. С младых ногтей нужно воспитывать в людях чувство высокой порядочности, самоуважения, что помогло бы изжить в себе животные инстинкты, искоренить пагубные вожделения. Только тогда можно питать надежду на исправление человека и человечества…» И еще: «По моему разумению, основой для хорошей жизни человека должны стать честный труд, совестливый разум, искреннее сердце. Вот три качества, которые должны властвовать над всем. Без них не обрести в жизни мира и согласия». Надо еще раз подчеркнуть, что совесть на языке санскрита – Со – Бог, веды, весть – знание, то есть весть человеку от Бога (В.З,). И для Шакарима-мыслителя совесть не просто феномен нравственности, она – способ онтологическое качество бытия человека и мира, мера вселенской мудрости… Кроме того, чтобы сохранить мудрость необходимо чтить дух своих предков, что означает чтить традиции и культуру своего народа.
В целом, для казахской философии характерно понимание мудрости как слияния знания и нравственного, духовного совершенства. Причем, последнему, как сущности – мудрости, отдается явное предпочтение. Еще в «Трактате о взглядах жителей добродетельного города» аль-Фараби мудрость провозглашает главным качеством и жителей и, особенно, правителей этого города. Яссави Любовь к Богу рассматривает основной Путь постижения Божественной Мудрости. А для Абая Сердце (Любовь) главнее Разума и Воли. Совесть же для Шакарима то же выше науки и искусства. Таким образом, мы можем проследить в казахской философии магистраль преемственности в подходе к Мудрости и как высшей ценности, и основного Пути избавления человека от пороков, способа личностного возрождения его духовности

Добавить нижний колонтитулВ “Трех истинах” Шакарим провозглашает высшей человеческой ценностью совесть – уждан (уят), которая есть единство

Слайд 11Добавить нижний колонтитул
В стремлении Шакарима Кудайбердиева к познанию разнообразных учений и

мировоззрений, к единению науки, философии, религии, эзотеризма в поисках истины,

оправдания нравственности и духовности как высших законов человеческого бытия проявляется особый стиль философского со­знания. В философии Ш.Кудайбердиеваналицо мировоззрение, которому присуще целостное рассмотрение проблемы человека и бытия, уникальное учение с характерными ему многогранностью и глубинностью.
Ш.Кудайбердиев убеждён, что истина не познаётся только лишь чувствами, они переменчивы и обманчивы. Верное познание даёт только разум, так как «истину человек видит и воспринимает не просто глазами, а глазами разума». Разум в единении с нравственной волей даёт человека, поведение которого отличается разумностью и нравственностью. Философ убеждён, что знание добродетели должно совпадать с поступками человека, что и составляет мудрость, так как «о мудрости и уме разумного, о мощи сильного, о виртуозности мастера мы судим по их делам»

Добавить нижний колонтитулВ стремлении Шакарима Кудайбердиева к познанию разнообразных учений и мировоззрений, к единению науки, философии, религии, эзотеризма

Слайд 12Спасибо за внимание!
Алпысбай Маргулан
+7 (707) 714 – 59 – 97


Margulan.alpysbay@bk.ru

www.animedub.com

Спасибо за внимание!Алпысбай Маргулан+7 (707) 714 – 59 – 97 Margulan.alpysbay@bk.ruwww.animedub.com

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика