Слайд 1ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА
(ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ)
Слайд 2Вопросы:
Проблема человека в истории философии.
Современные проблемы философии человека.
Индивид. Личность. Индивидуальность.
Свобода
и ответственность человека.
Слайд 3Вопрос № 1. Проблема человека в истории философии
Проблема возникновения человека
Кто
мы?
Для чего мы живем?
Почему люди всегда живут в обществе?
Чем человек
отличается от других живых существ?
Чем человек отличается от машины?
Слайд 4Философия Древнего Востока о человеке
Индия: проблема нравственности, освобождение от страстей,
аскетический образ жизни, стремление к свободе.
Китай: разработка идеала совершенномудрого человека
– «благородного мужа», «не делай людям того, чего не пожелаешь себе» (Конфуций).
Слайд 5Проблема человека в философии Древней Греции
Протагор – «Человек есть мера
всех вещей».
Сократ – этический рационализм и учение о даймонионе.
Платон -
душа устремлена в мир идей и является субстанцией, которая делает человека человеком.
Аристотель – “Человек – это общественное животное, наделенное разумом”.
Слайд 6Средневековая христианская концепция человека
Человек «есть образ и подобие Бога».
Человек является
существом тварным и ничтожным по отношению к Богу.
Задача человека –
приобщиться Богу и обрести спасение в День Страшного Суда.
Слайд 7Человек в философии Возрождения и Нового времени
Антропоцентризм (Мирандола). Каждый сам
творец своего счастья; мотивы индивидуализма и эгоизма.
Всеобщая конкуренция – «человек-человеку
– волк» (Т. Гоббс).
Антропологический рационализм: «Я мыслю, следовательно, существую» (Р. Декарт).
Механистический взгляд на человека: «Человек- машина» (Ж. Ламетри).
Слайд 8Немецкая классическая философия о человеке
Человек - основной вопрос философии (И.
Кант).
Человек отличается от других существ самосознанием (И. Фихте).
Человек как субъект
духовной деятельности и носитель общезначимого духа и разума (Г. Гегель).
Антропологический монизм (Л. Фейербах).
Слайд 9Диалектико-материалистическая философия
Человек – результат трудовой деятельности и общения в процессе
труда (Маркс и Энгельс).
Труд изменил облик людей, стал причиной прямохождения,
привел к развитию руки.
Труд служит основой развития сознания и языка.
Слайд 10Вопрос № 2. Современные проблемы философии человека
Проблема антропогенеза.
Биологическое и социальное
в человеке.
Бессознательное и сознательное.
Слайд 11Основные концепции антропогенеза
Слайд 12Разработка проблем антропогенеза
Эволюционная теория – гипотеза о происхождении человека от
обезьяноподобного предка (Ч. Дарвин).
Трудовая теория - труд не отменяет действия
биологических законов, но преобразовывает действия естественного отбора (Ф. Энгельс).
Мутационная или синтетическая теория – новые виды возникают скачкообразно в результате единичных мутаций в геноме (Хуго де Фриз).
Слайд 14Роль социального и биологического в индивидуальном развитии человека
ПАНБИОЛОГИЗМ
развитие человека полностью обусловлено генами
ПАНСОЦИОЛОГИЗМ
все
люди рождаются с одинаковыми генетическими задатками, а главную роль в развитии их способностей играют воспитание и образование
На самом деле, наследуются не способности,
а задатки, которые в большей или меньшей
степени могут проявляться в условиях среды
Слайд 15Бессознательное и сознательное
З. Фрейд. Бессознательное – могущественная сила, которая противостоит
сознанию. Врожденная склонность к разрушению и агрессии – «Инстинкт смерти»
и «инстинкт жизни».
К.Г. Юнг – «коллективное бессознательное» - отражение опыта предшествующего поколения. Архетипы (Матери-родины, народного героя, богатыря).
Э. Фромм – двойственная природа человека (часть природы и наделен сознанием). Отсутствие сильных инстинктов, человек принимает решения с помощью сознания, но результат не всегда продуктивен.
Слайд 16Вопрос № 3. Индивид. Личность. Индивидуальность
Понятие «индивид»
обозначает принадлежность
к человеческому роду
Понятие
«индивидуальность»
- обозначает совокупность
физических
и психологических особенностей,
отличающих данного
индивида
от всех остальных
Понятие «личность» - целостность социальных свойств
Слайд 17Специфические свойства человека
В жизни человека биологические законы – только основа
Самосознание
Коллективность
Культура
Свобода
выбора
Незапрограм-
мированность
Осознание
смерти,
конечности своего
существования
От остальных
существ
человека
отличают
следующие
качества:
Слайд 183 подхода к трактовке личности:
Антропологический – представление о личности как
о носителе общечеловеческих свойств.
Социологический – личность рассматривается как объект
и продукт социальных отношений (Э. Дюркгейм).
Персоналистический – сущность личности в ее абсолютной духовной самостоятельности и уникальности.
Слайд 19Личностью не рождаются, а становятся…
Слайд 20Может ли человек не быть личностью?
формирующаяся
патологическая
Слайд 22Зрелая личность характеризуется:
Целостностью -
человек в разных условиях
ведет себя
предсказуемо
Иерархичностью -
способность человека управлять своими биологическими потребностями
+ активная жизненная позиция
Слайд 23ИНДИВИД И ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
индивидуальность
индивид
Слайд 24Вопрос № 4. Свобода и ответственность человека
Свобода – способность человека
к самореализации, к действиям в соответствии со своими интересами.
Стремясь к
воплощению целей, человек должен учитывать объективные закономерности мира!
Слайд 26Концепции свободы
Волюнтаризм (от лат. Voluntas – воля) – идеалистическое направление
в философии, рассматривающее волю в качестве высшего принципа бытия (Августин,
Кант, Фихте, Шопенгауэр).
Фатализм (от лат. Fatalis – роковой) – история человека изначально предопределена судьбой. Отвергает свободу выбора.
Слайд 27Марксизм – свобода взаимодействует с необходимостью. Отвергает волюнтаризм и фатализм.
В
повседневной жизни люди сталкиваются не с абстрактностью, а с конкретностью.
Они
свободны в выборе средств для достижения целей.
Свобода претворяется в жизнь путем выбора определенного плана действий.
Отсюда, выбор действия сопряжен с ответственностью!
Слайд 28Ответственность отражает объективно-исторический характер взаимоотношений между личностью и обществом, сформировавшихся
в ходе удовлетворения взаимных требований.
Ответственность формируется как результат требований, которые
предъявляет к личности общество.
Усвоенные личностью они становятся основой мотивации поведения.
Слайд 29Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром. Ответственность
– это неизбежная цена свободы, плата за нее.