Слайд 1Проблема личности в психологии
Личность — это конкретный человек, взятый в
системе его устойчивых социально обусловленных психологических характеристик, которые проявляются в
общественных связях и отношениях, определяют его нравственные поступки и имеют существенное значение для него самого и окружающих.
Структура личности: направленность, способности, темперамент, характер.
Слайд 2Проблема соотношения биологического и социального
Биологическое: темперамент, задатки, способности.
Социальное: характер, направленность,
мотивация, установки.
Слайд 3Задатки – зачатки способностей.
Способности — это индивидуально устойчивые свойства человека,
определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент — это
динамическая характеристика психических процессов человека.
Характер содержит качества, определяющие отношение человека к другим людям.
Мотивация — это совокупность побуждений к деятельности.
Социальные установки — это убеждения.
Слайд 4С момента зачатия влияния генов и среды тесно переплетаются. Родители
предоставляют своему потомству и гены, и среду, причем и то
и другое зависит от собственных генов родителей и среды, в которой они выросли - тесная взаимосвязь между наследуемыми характеристиками (генотипом) ребенка и средой, в которой он воспитывается.
Слайд 5Общий интеллект является частично наследуемым. У родителей с высоким IQ
вероятнее всего будет ребенок с высоким IQ. Но, кроме этого,
такие родители, скорее всего, будут создавать своему ребенку богатую среду, стимулирующую развитие умственных способностей — двойная доза интеллектуальных возможностей.
Слайд 6Сходным образом, ребенок, выросший у родителей с низким интеллектом, может
встретить домашнюю среду, которая еще больше усиливает интеллектуальную отсталость, приобретенную
наследственно.
Слайд 7Некоторые родители могут специально создавать среду, отрицательно коррелирующую с генотипом
ребенка. Например, родители-интроверты могут поощрять социальную активность ребенка, чтобы противодействовать
его застенчивости.
Слайд 8Каждый ребенок воспринимает объективное окружение как субъективную психологическую среду, и
именно эта психологическая среда формирует дальнейшее развитие личности.
Слайд 9Беспокойный, чувствительный ребенок будет ощущать строгость родителей и реагировать на
нее иначе, чем спокойный, гибкий ребенок; резкий голос, вызывающий у
чувствительной девочки слезы, может быть вовсе не замечен ее не столь чувствительным братом.
Слайд 10Механизмы формирования личности
Социализация - процесс интеграции личности в социальную систему,
вхождение в социальную среду через овладение социальными нормами, правилами и
ценностями, знаниями, навыками, позволяющими успешно функционировать в обществе.
Интериоризация - формирование внутренних структур человеческой психики, посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоения жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом.
Слайд 11Стадиальность и гетерохронность развития
Физиологическая гетерохронность: мозг плода интенсивно развивается на
2-10 неделях беременности, сердце — на 3-7 неделях, пищеварительные органы
— на 4-12 неделях. Если избирательность отсутствует, то плод становится нежизнеспособным.
Слайд 12Гетерохронность развития отдельных органов и систем наблюдается и после рождения
ребенка. В первые годы его жизни происходит интенсивное нарастание массы
головного мозга. У новорожденного масса мозга равна 360—390 г; к концу первого года жизни она увеличивается в 2—2,5 раза. Идет формирование условно-рефлекторной деятельности и приспособление организма к окружающей среде, что обеспечивает выживание в первые годы жизни.
Слайд 13Стадиальность и гетерохронность психического развития
Ускоренное развитие одних психических функций в
сенситивные периоды – развитие неравномерное, скачкообразное. Например, ребенок быстрее учится
ориентироваться в пространстве, чем во времени.
Слайд 14Выделяют зоны актуального и ближайшего (потенциального) развития.
Слайд 15Возрастные кризисы
Проблемные периоды - во время перехода от одного возрастного
этапа к другому. Могут быть болезненными, сопровождаться конфликтностью, депрессией, поиском
смысла. Кризис — это свидетельство не совершившегося сдвига в нужном направлении.
Слайд 16Наибольшее количество последовательных бурных кризисных вспышек - возраст детства и
ранней юности. Возрастные кризисы у детей длятся от нескольких месяцев
до пары лет. Характерно: резкая смена отношения к себе, своим родителям и окружающей обстановке. Границы кризисов нечеткие, переход всегда плавный, однако середина кризиса -резкий эмоциональный всплеск и аффективность.
Слайд 17Особенности детских кризисов
Трудности в воспитании, непослушание, появление вредных привычек, иногда
– асоциальное поведение; снижение успеваемости в школе и яркое проявление
внутренних переживаний, зацикливанием на каких-либо проблемах, которые, по сути, не могут являться чем-то значимым.
Слайд 18Характерно: спонтанное возникновение новообразований в характере индивида, которые определяют его
отношение к различным окружающим факторам, которые носят временный характер, быстро
появляются и также быстро исчезают, давая возможность появиться следующим.
Слайд 19Причина появления кризиса - конфликт между устоявшимися пониманиями человека, возникшими
раньше, и новыми факторами, которые постепенно появляются в жизни. Критическая
точка неустойчивости - когда накопленные познания и осознания достигают своего максимального количества, обуславливая переход на новый уровень.
Слайд 20Стадии психосексуального развития
(З. Фрейд)
Слайд 21Оральная стадия до 1,5 лет
Первый этап развития сексуальности – рот
как источник удовлетворения потребностей. Половое влечение неотделимо от инстинкта самосохранения.
Чрезмерная или недостаточная стимуляция -пассивность человека; впоследствии – демонстрация беспомощности, излишней доверчивости, избалованности и поиск постоянного одобрения.
Слайд 22Анальная стадия 1,5-3 года
Ребенок учится контролировать свои акты дефекации, испытывая
удовольствие от опорожнения и интерес к производимому процессу. Способ приучения
к туалету и реакции родителей определяют формы самоконтроля и саморегуляции ребенка.
Слайд 23В случае неадекватных/завышенных требований формируются реакции протеста — «удерживание» (запоры) или
«выталкивания» (плохое пищеварение, поносы). Затем переносится в характер: анально-удерживающий (упрямый,
скупой, жадный, педантичный, перфекционистичный) и анально-выталкивающий (беспокойный, импульсивный, склонный к разрушению).
Слайд 24Фаллическая стадия 3,5-6 лет
Ребенок начинает изучать свое тело, рассматривать и
трогать свои половые органы. Возникает интерес к отношениям полов, появлению
детей. Появляется интерес к родителю противоположного пола, идентификация с родителем своего пола и прививание определенной половой роли. Первый опыт мастурбации.
Слайд 25У мальчика Эдипов комплекс - желание обладать своей матерью. Отец
- препятствие. Бессознательное соперничество с отцом, страх кастрации как поражения.
В возрасте около 5-6 лет амбивалентные чувства (любовь к матери/ненависть к отцу) преодолеваются, сексуальные желания к матери подавляются. Начинается идентификация с отцом: перенимание привычек и норм поведения.
Слайд 26Комплекс Электры - неосознанное влечении девочек к собственному отцу и
враждебность и соперничество к матери. Решающее открытие в развитии женской
сексуальности – обнаружение отсутствия пениса. «Зависть к пенису» - сексуальное влечение к отцу, а также желание забеременеть от него. Обвинения матери в своей «неполноценности». Нет страха кастрации – можно надолго «зависнуть» в комплексе.
Слайд 27Латентная стадия 6-12 лет
Снижение полового интереса. Энергия либидо переносится на
несексуальные цели: учебу, освоение культурного опыта, расширение социальных контактов со
сверстниками и взрослыми за пределами семейного окружения.
Слайд 28Генитальная стадия от 12 лет
Обуславливается биологическим созреванием в пубертатный период
и завершением психосексуального развития. Происходит прилив сексуальных сил и агрессивных
побуждений. Формируются зрелые сексуальные отношения. Важно: поиск своего места в обществе, выбор партнера, создание семьи. Освобождение от авторитета родителей и привязанности к ним.
Слайд 29Критика концепции З. Фрейда
Теория психосексуальных стадий дала самый значимый импульс
к развитию сексологии за всю ее историю. Однако, современные достижения
науки не позволяют рассматривать ее положения, как универсальные.
Слайд 30Теория когнитивного развития Ж. Пиаже
Стадии «роста разумности» - способности более
точно отражать окружающий мир и выполнять логические операции при взаимодействии
с окружающим миром. Мы конструируем наши когнитивные способности с помощью собственных действий в окружающей среде.
Слайд 32Сенсо-моторный интеллект (0—2 года)
6 стадий. Постепенно развивается организация сенсорных и
двигательных взаимодействий с миром. От врожденных рефлексов к связанной организации
сенсо-моторных действий. Возможны только предметно-манипулятивные операции, но не действия с символами, представлениями во внутреннем плане.
Слайд 331) 0-1 мес. – только врожденные рефлексы;
2) 1-4 мес. -
появляются первые простые навыки – координация рука – рот;
3) 4-8
мес. – более предметная активность, «узнавание» знакомых предметов;
4) 8-12 мес. – появление преднамеренных предметно-манипулятивных действий;
5) 12-18 мес. – открытие новых средств достижения цели путем активного экспериментирования - возникают новые новые действия-средства;
6) 18-24 мес. – возникновение внутреннего плана действий – внутреннее экспериментирование.
Слайд 34Подготовка и организация конкретных операций (2—11 лет)
1) Дооперационные представления (2-7
лет) – переход от внешних к внутренним действиям. Характерно: сосредоточение
на самой существенной характеристике объекта и пренебрежение остальными признаками.
2) Конкретные операции (7-11 лет) - способность совершать операции с классами и устанавливать логические отношения между классами, объединяя их в иерархии, в то время как раньше были доступны лишь ассоциативные связи.
Слайд 35Формальные операции (11—15 лет)
Способность иметь дело с гипотетическим, а внешнюю
действительность воспринимать как частный случай того, что возможно могло бы
быть. Гипотетико-дедуктивное познание.
Слайд 36Критика теории Ж. Пиаже
1) подвергается критике само существование феномена эгоцентрической
познавательной позиции ребенка;
2) некоторые взрослые
так и не достигнут
стадии
абстрактного
мышления, а если и
достигнут, то не особо
им пользуются
(Кэрол Гиллиган);
3) Пиаже игнорировал
гендерные различия.
Слайд 37Стадии нравственного развития
Л. Кольберга
Адаптация теории Ж.Пиаже. Моральные рассуждения как
основа этического поведения, имеют шесть идентифицируемых стадий развития, на каждой
из которых ответы на моральные дилеммы более адекватны, чем на предыдущей.
Слайд 39Доконвенциональный уровень
Чаще встречается у детей. Индивид судит о нравственности действия
по его прямым последствиям – эгоцентрическая установка, N и правила
еще не усвоены. Поведение основано исключительно на принципе выгоды и оценивается исходя из дальнейших последствий.
Слайд 40Стадия 1
Ребенок стремится быть послушным, потому что полагает, что только
так можно избежать наказания. Нравственной стороны поступка для него еще
не существует. Понимает только «нельзя», но не «стыдно», «некрасиво». Чем хуже наказание за деяние, тем сильнее оно воспринимается как «плохое».
Слайд 41Стадия 2
Поступки ориентированы на получение вознаграждения, выгоды. Ребенок пробует различные
стратегии поведения, отбирая те, которые считает успешными. Например, понравившуюся вещь
может не только отнять, но и обменять. Стратегии варьирует в зависимости от ситуации. Нравственной стороны поступка по-прежнему не существует.
Слайд 42Конвенциональный уровень
Типичен для подростков и взрослых. Индивид судит о нравственности
действий, сравнивая их с мнениями и ожиданиями общества. Подчиняется правилам
и нормам общества, даже если нет никаких последствий для их нарушения; сомнению не подвергает. Общественное признание становится важнее личных интересов.
Слайд 43Стадия 3
В состоянии оценить свое поведение с точки зрения моральных
принципов принятых в его окружении. Понимает, что такое стыд и
хочет быть «хорошим» в глазах значимых людей. «Я хочу, чтобы окружающие думали обо мне хорошо, хочу нравиться им; вероятно, мое хорошее поведение заставит людей полюбить меня».
Слайд 44Стадия 4
Осознает существование законов принятых в обществе и понимает, для
чего они служат. Видит в соблюдении законов возможность отстоять свои
права, если необходимо. Поведение строго контролируется: обязанность соблюдать законы и правила и нести наказание за вину. Мораль продиктована внешней силой.
Слайд 45Постконвенциональный уровень
Уровень автономной морали/принципов: осознание того, что индивиды являются отдельными
от общества объектами, и что собственная точка зрения может иметь
приоритет над точкой зрения общества в целом; т.е. люди могут не подчиняться правилам, несовместимым с их собственными принципами. Многие люди никогда не достигают этого уровня.
Слайд 46Стадия 5
Мир содержит различные мнения, права и ценности, которые необходимо
уважать как уникальные для каждого человека или сообщества. Законы -
это социальные контракты, а не жесткие указания. Если они не способствуют общему благосостоянию, то должны быть изменены для достижения "наивысшего блага для наибольшего числа людей”.
Слайд 47Стадия 6
Мораль основана на абстрактных рассуждениях с использованием универсальных этических
принципов. Законы действуют лишь потому что основаны на справедливости: обязательство
не подчиняться несправедливым законам. Люди совершают что-либо, потому что это правильно, а не ради выгоды или избегания наказания.
Слайд 48Стадия трансцендентальной нравственности
Связывает религию с моральным суждением. Трудности Кольберга в
получении эмпирических данных даже на шестом этапе, привели его к
тому, чтобы подчеркнуть умозрительный, теоретический характер седьмой стадии.
Слайд 49Возраст прохождения стадий условен и зависит от развития интеллекта. Большинство
людей, по мнению Колберга, останавливается на четвертой стадии морального развития.
Теория Колберга была полностью подтверждена его экспериментальными исследованиями и работами его последователей.
Слайд 50Стадии психосоциального развития (Э.Эриксон)
Слайд 51Рождение – 1 год
Первый психологический кризис возможен из-за недостатка материнской
любви и эмоционального отвержения ребенка. Материнская депривация лежит в основе
«базального недоверия», которое станет триггером развития страхов, подозрительности, аффективных расстройств.
Слайд 52Cоздатель концепции родовой травмы О. Rank (1952) говорил о том,
что тревога сопровождает человека с момента его рождения и обусловлена
страхом смерти, связанным с переживанием отрыва плода от матери во время рождения.
Слайд 53В отечественной психологии кризис 1-2 года связывают с возникновением речи.
Латентный период – понимаю все, но сказать не могу –
внутреннее напряжение.
Слайд 541-3 года
Кризис сопровождается появлением чувства стыда и сомнения, что в
дальнейшем провоцирует формирование неуверенности в себе, тревожной мнительности, страхов, ОК
расстройства. Причина – конфликт между «я сам» и гиперопекой.
Слайд 55В отечественной психологии кризис 3 лет характеризуется негативизмом – выполнение
просьбы с точностью до наоборот. Первые признаки упрямства в связи
с потребностью в самостоятельности. Ребенок переоценивает свои возможности и возникшая, в результате его неправильных действий, ситуация, приводит к конфликту.
Слайд 56R. J. Kastenbaum (1981) отмечал, что даже очень маленькие дети
испытывают душевный дискомфорт, связанный со смертью и часто родители не
подозревают об этом.
Слайд 57R. Furman (1964) настаивал на том, что только в возрасте
2–3 лет может возникнуть представление о смерти, так как в
этот период появляются элементы символического мышления и примитивный уровень оценок реальности.
Слайд 583-6 лет
Кризис сопровождается формированием чувства вины, покинутости и никчемности, что
впоследствии может стать причиной зависимого поведения, сексуальных и личностных расстройств.
Из-за наказаний и ограничений. «Я – то, что я буду» - игра – принятие социальных N и запретов – инициативность.
Слайд 59В отечественной психологии выделяют кризис 7 лет – начало обучения
в школе – необходимость адаптации к кардинально новым условиям. В
школе у ребенка формируется либо понятие о своей неполноценности, низкая самооценка; либо – наоборот, повышенное чувство собственной значимости, эгоизма, собственной компетентности и социальной значимости.
Слайд 60B.M.Miller (1971) отмечает, что для ребенка дошкольного возраста понятие «смерть»
отождествляется с потерей матери и это часто является причиной их
неосознанных страхов и тревоги. Страх смерти родителей у психически здоровых дошкольников наблюдался у 53 % мальчиков и у 61 % девочек.
Слайд 61Как правило, воспоминания о тяжелом заболевании, грозящем смертельным исходом в
этом возрасте, остаются у ребенка на всю жизнь и играют
значительную роль в его дальнейшей судьбе. Так А. Адлер, едва выжив в 5 лет решил бороться со смертью и стать врачом. Основа комплекса неполноценности – невозможность контролировать смерть.
Слайд 62Дети с чрезмерными страхами и тревогой, связанной с разлукой со
значимыми близкими, с неадекватными страхами одиночества и расставания, ночными кошмарами,
социальной аутизацией и рецидивирующими сомато-вегетативными дисфункциями, нуждаются в консультации и лечении психиатра. В МКБ–10 -«Тревожное расстройство в связи с разлукой в детском возрасте» (F 93.0).
Слайд 636-12 лет
Кризис сопровождается появлением чувства неполноценности или некомпетентности, чаще всего
связан с неуспешностью. В дальнейшем эти дети могут утратить уверенность
в себе, способность эффективно трудиться и поддерживать человеческие контакты. «Я — то, чему я научился» - кризис - если ожидания взрослых завышены или занижены.
Слайд 64У детей этого возраста резко возрастает страх смерти родителей -
у 98 % мальчиков и 97 % психически здоровых девочек 9 лет.
Также в школьном возрасте возрастает страх собственной смерти (до 50 %), у девочек реже (Д.Н.Исаев, 1992).
Слайд 65У младших школьников (в основном после 9 лет) уже наблюдается
суицидальная активность, которая чаще всего обусловлена не серьезными психическими заболеваниями,
а ситуационными реакциями, источником которых являются, как правило, внутрисемейные конфликты.
Слайд 6612-18 лет
Наиболее уязвимый период для стресса и кризисов.
3 основные
сферы: 1) проблема выбора карьеры; 2) группирование со сверстниками; 3)
употребление алкоголя и наркотиков как попытка преодоления стресса идентичности. «Кто Я?», «Как Я впишусь в мир взрослых?», «Куда Я иду?». Свобода – зависимость.
Слайд 67В отечественной психологии выделяют кризис 11-15 лет – половое созревание
– новые возможности и новые зависимости. Первая возможность, позволяющая взглянуть
на противоположный пол через гормональную призму желаний и удовольствий. Концентрация на своей внешности, постоянное стремление быть взрослым или казаться им, часто приводит к конфликту с родителями, которые уже забыли о своем пубертате.
Слайд 68В отечественной психологии выделяют кризис 17 лет – окончание школы
– порождение различных страхов, у женщин – предстоящей семейной жизни,
у мужчин – ухода в армию. Кроме того, существует проблема получения профессионального образования – шага, который определит предстоящую жизнь каждого индивида.
Слайд 69Положительный выход - верность себе, способность сделать свой выбор, найти
путь в жизни, оставаться верным взятым на себя обязательствам, принять
общественные нормы и правила и придерживаться их.
Слайд 70Резкие социальные изменения, непринятие социальных N - чувство неопределенности. Отрицательный
выход из кризиса - плохая самоидентичность, чувство бесполезности, душевного разлада
и бесцельности, иногда - делинквентное поведение.
Слайд 71Чрезмерная идентификация со стереотипными героями или представителями контркультуры подавляет и
ограничивает развитие идентичности.
Слайд 72У подростков преобладает романтическое отношение к смерти. Часто они трактуют
ее как иной способ существования. Пик суицидов. Пик экспериментов с
нарушающими сознание веществами и другой жизненно опасной активностью.
Слайд 73Для этого возраста характерны мысли о суициде, как о мести
за обиду, ссоры, нотации со стороны учителей и родителей. Преобладают
мысли типа: «Вот я умру назло вам и посмотрю, как вы будете страдать и сожалеть о том, что были несправедливы ко мне».
Слайд 7420-25 лет
Кризис - поглощенность собой и избегание межличностных отношений -
возникновения чувства одиночества, экзистенциального вакуума и социальной изоляции. Успешное преодоление
-способность любить, альтруизм, нравственность; слияние с идентичностью другого человека без опасения потерять самого себя.
Слайд 7526-64 лет (зрелость)
Выбор между продуктивностью и инертностью. Важно - творческая
самореализация. Чувство ответственности за себя и других. Кризис: утрата продуктивности
- состояние поглощенности собой, концентрация на собственных, личных потребностях и удобствах. Потворство своим желаниям.
Слайд 76В отечественной психологии выделяют кризис среднего возраста - наступает, как
правило, в середине прожитого пути и характеризуется глубокой переоценкой ценностей,
взвешиванием полученного опыта на фоне качества достижений. Часто – неудовлетворенность. Последний шанс на изменения. Оценка смысла жизни. Уход родителей, взросление детей.
Слайд 7765 лет и старше (старость)
Конфликт цельности и безнадежности. Принятие себя
и своей роли в жизни на самом глубинном уровне и
понимание собственного личностного достоинства, мудрости. Отсутствие цельности – желание прожить жизнь заново – безысходность, недовольство и страх смерти. Принятие – доверие к миру и своей судьбе.
Слайд 78В отечественной психологии выделяют кризис выхода на пенсию – один
из самых тяжелых и для мужчин и для женщин. Острое
чувство профессиональной невостребованности – человек еще сохраняет свою работоспособность, однако работодателя он уже не устраивает. Появление внуков смягчает течение кризиса у женщин. Отягощения: биологическое старение, болезни, одиночество из-за смерти супруга, понимание скорого завершения жизни.