Слайд 1Тема 4.
«Структура инновационной модели работы педагога»
«Сегодняшние инновации - завтрашние стандарты»
Йозеф Шумпетер
Составитель: Корнеев Д.Н., к.п.н., доцент
Слайд 2Цель лекции:
Знакомство с инновацией как основной дефиницией развития и обеспечения
конкурентоспособности социально- экономической системы
Слайд 3План:
Что такое инновация, классификация?
Роль государства в инновационном процессе.
Методология и структура
ИД.
Нормативная база инновационной деятельности.
Сущность инновационной деятельности.
Инновационная деятельность в контексте национальных
проблем.
Слайд 4Что такое инновация, классификация?
Инноватика – это область научных знаний изучающая
закономерности нововведений
Слайд 5Предмет инноватики:
Новации, инновации, инновационные процессы
Новация(новшество) – разработка, осуществленная на
базе новой идеи(нового научного открытия)
Инновация(нововведение)- результат практического освоения новшества(внедренная новация)
Изобретение
– новое, обладающее существенными отличиями, техническое решение задачи.
Слайд 6Научное открытие – выявление, ранее неизвестного закона природы или получение
ранее неизвестных данных.
Инновационный процесс – это последовательность этапов создания и
использование нововведение.
Этапы:
Идея
Исследование
Предположение
Проектирование
Коммерциализация
Инновационная деятельность – это комплекс работ, включающих поиск и отбор инновационных идей, разработку на их основе новшеств, внедрение и тиражирование инновации.
Слайд 7Классификация: Продуктовые
нововведения
Инновационные
изменения, которые могут быть представлены в материализованном виде(в виде нового объекта)
Процессные нововведения
Инновационные изменения в последовательности или структуре выполнения определенных действий или операций
Слайд 8Классификация инноваций
Материальные
Представлены в виде материального объекта, например, продуктовые
и технологические.
Нематериальные
Не имеют
вещественной формы, например, правовые
Слайд 9Особенности инновации
Базисные инновации – это принципиально новые решения, формирующие новую
отрасль(пример: телега – автомобиль, телефон – сотовый телефон).
Они создаются на
основе нового научного открытия и влекут за собой разработку пакета(кластера) модифицирующих нововведений.
Слайд 10Модифицирующие инновации
Решения, представляющие собой существенные изменения(усовершенствования) базисных нововведений.
Они призваны улучшить
характеристики пионерных моделей, не изменяя принципов, лежащих в основе их
создания.
Слайд 11Псевдоинновации
Решения, представляющие собой незначительные изменения базисных нововведений.
Слайд 13Структура инновационного процесса
Нематериальные инновации:
Возникновение инновационной идеи
Разработка(фундаментальные и прикладные исследования,
создание опытного образца)
Реализация
Слайд 14Субъекты инновационной деятельности
Новатор – участник инновационного процесса, осуществляющий поиск инновационных
идей и разработку новшеств на их основе. В качестве разработчиков
выступают
Научно – исследовательские организации
Высшие учебные заведения
Индивидуальные изобретатели
Слайд 152. Инноватор – участник инновационного процесса, осуществляющий внедрение и продвижение
новшества.
3. Инвестор – участник инновационного процесса, осуществляющий финансирование разработки и
внедрение новшеств.
Слайд 162. Роль государства в ИД
Обеспечение прогрессивного развития экономического пространства.
Обеспечение конкурентоспособности
социально-экономических систем.
Экология оздоровления.
Обеспечение правового регулирования.
Инновационное прогнозирование и выбор стратегии организации.
Стратегическое
планирование деятельности.
Формирование и совершенствование законодательного обеспечения инновационных процессов, в том числе осуществление правовой защиты интеллектуальной собственности.
Слайд 178. Формирование благоприятного инвестиционного климата:
законодательство;
Экономических преференций;
Развитие инновационной инфраструктуры(экономических инкубаторов, технополисов,
силиконовых долин, венчурных зон).
Инновационно-технологических экспертиз.
9. Развитие инновационного образования.
10. Влечение СМИ.
11.
Развитие инновационно – стратегического мышления.
Слайд 183. Метеодология и структура ИД
Инновационный процесс: поиск инновационных идей
«Портфель инновационных
идей»
Внешние источники:
Научные разработки, выполняемы научно – исследовательскими институтами.
Результаты социологических
исследований.
Патентная информация.
Слайд 19Внутренние источники:
Ноу – хау организации
Рационализаторские предложения в области техники, технологии,
организации, управления.
Слайд 20Инновационный проект
Это комплекс взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и
исполнителям мероприятий, направленных на достижение инновационных целей вуза.
Слайд 21Жизненный цикл инновационного проекта
Предынвестиционная стадия
Осуществляется формирование инвестиционного замысла
Формулируются конечные
цели инновационного проекта
Определяются пути достижения поставленных целей, потребность в ресурсах
и источники их поступления
Слайд 222. Инвестиционная стадия
Разработка инновационного проекта: анализ альтернативных вариантов проекта
и выбор наиболее предпочтительного варианта; составление плана реализации проекта, выбор
исполнителей, оформление проектной документации.
Реализация инновационного проекта: осуществление работ по реализации поставленных задач, контроль исполнения календарных планов и расходование ресурсов.
Корректировка возникших отклонений
Слайд 233. Эксплуатационная стадия
Завершение проекта: сдача результатов проекта заказчику, закрытие контракта.
Эксплуатация
результатов проекта
Слайд 24Инновационная программа
Совокупность инновационных проектов, осуществляемых в рамках единого тематического направления.
В
зависимости от уровня принятия решения и охватываемых сфер подразделяются:
Федеральные и
президентские
Региональные
Отраслевые
Слайд 26Цели научно – технических программ
Получение новых знаний в области фундаментальной
и прикладной науки.
Решение научно – технических проблем.
Создание конкурентно способных технологий,
техники, материалов.
Слайд 27Условия, необходимые для федерального уровня
Соответствие входящих в программу проектов приоритетным
направлениям развития науки и техники.
Существенная значимость решаемой проблемы для соц.
сферы, развитие науки и техники.
Невозможность решения проблемы в приемлемые сроки без гос. поддержки.
Принципиальная новизна и технологическая прогрессивность научно – технических результатов.
Слайд 28Разделы инновационной программы
Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными
методами.
Основные цели и задачи, сроки и этапы реализации программы.
Система программных
мероприятий, финансово – ресурсное обеспечение программы.
Механизм реализации программы.
Контроль над ходом реализации программы
Оценка эффективности реализации программы
Слайд 29Экспертиза инновационных проектов
Критерии экспертной оценки:
Научно – технический эффект
Заключается в развитии различных отраслей науки техники и технологии.
Научно – технические показатели внедрения нововведения отражают коммерческую значимость осуществленных научных исследований.
Слайд 302. Экономический эффект
Зависит от масштаба использования и степени
его диффузии в различных отраслях науки. Высокий экономический результат новшества
стимулирует дальнейшее развитие инновационной деятельности.
Слайд 313. Социальный эффект
Нововведения способствуют повышению благосостояния общества, повышения
качества жизни и условий труда, увеличение производительности, ускорение обновления жизни
и среды
Социальная значимость нововведения определяется с помощью оценок:
Уровня жизни(доходы населения)
Образа жизни(занятость населения, количество новых рабочих мест, подготовка кадров, соц. безопасность)
Здоровье и продолжительность жизни(улучшение условий труда, развитие сферы здравоохранения)
Слайд 324. Нормативная база ИД
Нормативная база инвестиционной и инновационной деятельности в
образовании РФ
Международные нормативные документы:
«Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности».
«Берлинская Конвенция
об охране литературных и художественных произведений».
«Парижская Конвенция по охране программной собственности».
«Универсальная Хартия» (1988).
«Лиссабонская Конвенция» (1997).
«Сорбонская Декларация» (!998).
«Болонская Декларация «Зона европейского высшего образования»» (16.06.99).
Российские нормативные документы:
Конституция РФ (12 декабря 1993).
Доктрина развития науки в РФ.
Закон «О науке и государственных НТФ».
Закон «Основные направления инвестиционной политике в РФ».
Закон № 217 ФЗ от 02.08. 2009 «О малых научных предприятиях».
Концепция «Стратегическое развитие науки и инноваций в РФ до 2015 года».
ЗАКОН РФ ОБ ОБРАЗОВАНИИ
(в ред. Федеральных законов от 13.01.1996 N 12-ФЗ, от 16.11.1997 N 144-ФЗ, от 20.07.2000 N 102-ФЗ
Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.
Концепция развития образования до 2020 года
Слайд 335. Сущность ИД
Разработка приоритетных направлений в науке.
Критические технологии.
Технодромы.
ФЗ. №217
от 2.08.09.
Слайд 346. Инновационная деятельность в контексте национальных проблем
Недофинансирование
Низкая заработная плата
Стратификация научных
кадров
Снижение кадрового потенциала
«Брейн-дрейн» (утечка мозгов
Низкая результативность
Материально-техническая база