Слайд 1ТЕМА: КОНЦЕНТРАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Ульянкин Петр Николаевич
к.э.н., доцент
Кафедра
экономики и предпринимательства КГТУ
e-mail: upn@cdo-kgtu.ru
тел: (4012) 64-19-10
Слайд 4
Абсолютная концентрация характеризует размеры производства отдельных предприятий, а ее уровень
определяют следующие показатели: объем выпуска продукции; среднегодовая стоимость основных производственных
фондов; среднесписочная численность работающих. Наиболее объективен показатель объема выпуска продукции. Остальные показатели уровня концентрации используются для более всестороннего анализа уровня концентрации производства.
Относительная концентрация характеризуется распределением общего объема производства в отрасли между предприятиями различного размера. Поэтому уровень относительной концентрации определяют следующие показатели: доля отдельного предприятия в выпуске какой-либо продукции в объеме ее выпуска в целом по отрасли, доля предприятия на рынке продаж и др. Показатели уровня относительной концентрации в определенной мере характеризуют степень монополизации предприятия.
Слайд 5
Экономические показатели работы предприятия (себестоимость, прибыль, рентабельность, производительность труда, материалоемкость
и др.) в значительной мере зависят от развития концентрации производства,
т.е. от объема выпускаемой продукции. С развитием концентрации экономические показатели работы предприятия, как правило, улучшаются до его оптимальных размеров, а
могут ухудшаться.
Слайд 6
могут ухудшаться.
Преимущества крупных предприятий в общем плане проявляются в следующем:
являются проводниками научно-технического прогресса, так как имеют возможность осуществления
всего цикла «наука — производство», т.е. проведения крупномасштабных научно-исследовательских, поисковых и прикладных работ, проектных и конструкторских работ, создания новой техники и ее распространения;
легче внедряются и лучше используют более современное и высокопроизводительное оборудование;
создают лучшие предпосылки для применения более совершенной организации производства;
с увеличением объема производства постоянные расходы на единицу продукции снижаются, что ведет к снижению издержек производства;
больше возможностей для углубления разделения и кооперирования труда;
достигается большой эффект от применения ЭВМ. Крупные предприятия, как уже отмечалось, имеют не только преимущества, но и недостатки, которые следует учитывать при проектировании и создании предприятий такого масштаба.
Слайд 7
К недостаткам крупных предприятий следует отнести:
увеличение транспортных расходов
на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и
отправку готовой продукции потребителям вследствие возрастания радиуса транспортировки;
необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;
нарушение принципа равномерного размещения промышленного производства и комплексного развития отдельных регионов страны;
возможность монополизации производства
усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;
повышение нагрузки на природную среду со всеми вытекающими отсюда последствиями;
могут ухудшаться.
Слайд 8Первый подход связан с минимизацией приведенных затрат (З;) на выпуск
продукции, т.е.
Зi = Ci + EH Ki + ЗtPi ---
min,
где Ci – себестоимость продукции по i-му варианту;
EH – нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений;
Ki – капитальные вложения по i-му варианту;
ЗtPi – транспортные расходы i-му варианту;
Графический метод определения оптимального размера предприятия:
А — внутрипроизводственные затраты на выпуск продукции;
В — внепроизводственные затраты;
Π — полные затраты на производство и реализацию продукции
Слайд 9В западной литературе оптимальный размер предприятия определяется сопоставлением положительного и
отрицательного эффекта масштабов производства. Вместо оптимального размера предприятия используется концепция
минимального размера предприятия. Он представляет собой просто наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки на единицу продукции.
Слайд 10 Для эффективного функционирования экономики любой страны
необходимо
оптимальное сочетание между крупным, средним и
мелким
бизнесом.
Во многих странах основными критериями для отнесения фирм к
мелким являются численность работающих и объем продаж.
Например, в США единоличные предприятия делятся на пять групп:
- наименьшие — с численностью занятых от 1 до 24 человек,
- малые — 25—99 человек,
- промежуточные — 100— 499 человек,
- крупные — 500—999 человек,
- крупнейшие — свыше 1000 человек.
К малым предприятиям относятся предприятия первых двух групп, т.е. предприятия с численностью до 99 человек.
Слайд 11В России малый бизнес стал развиваться наиболее интенсивно с 1990
г. На первом этапе согласно Закону РФ «О предприятиях и
предпринимательской деятельности» к малым относились предприятия с численностью:
в промышленности и строительстве — до 200 человек; в науке и научном обслуживании — до 100 человек; в других отраслях производственной сферы — до 50 человек; в отраслях непроизводственной сферы и в розничной торговле — до 15 человек.
Согласно Закону РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» с 1 января 1996 г. критерии отнесения предприятий к категории малых были изменены.
Под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте — 100 человек; в научно-технической сфере — 60 человек; в оптовой торговле — 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 человек; в других отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
Слайд 12Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в
силу следующих обстоятельств:
мелкий бизнес позволяет заполнить все наши
рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах;
для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;
развитие мелкого бизнеса — это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;
мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры;
мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда;
развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;
с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране
Слайд 13 Во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого
бизнеса уделяется большое внимание и оказывается поддержка со стороны государства.
Например, в США с целью оказания помощи американским предприятиям малого бизнеса в 1953 г. была создана независимая правительственная организация — Администрация по малому бизнесу, ее отделения имеются в различных штатах. Она оказывает финансовую помощь кредитами, организует курсы менеджеров, выпускает бюллетени и. брошюры по проблемам управления, консультирует малые фирмы относительно получения государственных контрактов и по другим вопросам.
Система поддержки малого бизнеса в Японии направлена на сокращение числа банкротов и обладает высокой результативностью. Так, в течение года разоряется не более 5% возникающих малых предприятий, в то время как в США — около 30%. Государственная поддержка японского малого бизнеса включает его кооперирование, особый порядок амортизации, гарантирование займов, льготное налогообложение. Значительная часть консультаций, получаемых малыми фирмами, касается вопросов бухгалтерского учета, финансирования, уплаты налогов, менеджмента.
Слайд 14 В РФ также начала создаваться система поддержки и развития
малого предпринимательства. Основой этой системы является Закон РФ «О государственной
поддержке малого предпринимательства в РФ». Им определены главные направления государственной поддержки и развития малых предприятий, установлены основные формы и методы государственного управления и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. Ответственность за реализацию этих мероприятий возлагается на вновь созданный Государственный комитет РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства.
Законом определено, что теперь не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем. Государственный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% объема заказа разместить на малых предприятиях в соответствии с договором.
По новому закону правительство обязано ежегодно разрабатывать федеральную программу государственной поддержки малого предпринимательства и представлять ее (до утверждения государственного бюджета) на рассмотрение в Государственную Думу. То же самое должно делаться на региональном, отраслевом и муниципальном уровнях. Создан фонд поддержки малого предпринимательства, средства которого пойдут на выдачу льготных кредитов малым предприятиям.
Слайд 15 По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять упрощенную
систему налогообложения в соответствии с Законом РФ «Об упрощенной системе
налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», который вступил в силу 29 декабря 1995 г. Упрощенная система налогообложения вводится параллельно с действующими условиями налогообложения и регулирования деятельности субъектов малого бизнеса, не заменяя их. Эта система предусматривает один налог вместо совокупности федеральных, региональных и местных. При этом сохраняется действующий порядок уплаты таможенных платежей, госпошлины, налога на приобретение автотранспорта, лицензионных сборов и отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды. Малым предприятиям (с предельной численностью работающих до 15 человек) и гражданам-предпринимателям разрешено применять упрощенный порядок составления бухгалтерской документации (без применения двойной записи, плана счетов и др.). Они выплачивают единый налог с совокупного дохода или валовой выручки, исчисляемых по результатам хозяйственной деятельности. Установлены предельные ставки единого налога: если объектом налогообложения является совокупный доход, то 10% дохода — в федеральный бюджет и до 20% — в бюджет субъекта федерации и местный бюджет; если же объектом является валовая выручка — 3,33 и 6,67% соответственно. При этом конкретные ставки налога, зачисляемого в бюджет субъекта федерации и местный бюджет, устанавливаются решением органа государственной власти субъекта федерации.
Слайд 16Для всех малых предприятий установлены следующие дополнительные льготы:
в
первый год эксплуатации могут списать дополнительно амортизационные отчисления до 50%
первоначальной стоимости оборудования со сроком службы более 3 лет. Кроме того, все малые предприятия имеют право осуществлять ускоренную амортизацию. Все это позволяет малым предприятиям при необходимости обновлять активную часть основных фондов и меньше платить сумму налога на прибыль;
налог на добавленную стоимость уплачивают один раз в квартал не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным;
освобождаются от уплаты взносов налога на прибыль в течение квартала;
в течение 4 лет с момента создания малого предприятия его налогообложение не может ухудшаться.
Малые предприятия, производящие и перерабатывающие сельскохозяйственную продукцию, товары народного потребления, медицинские лекарства и препараты, занимающиеся строительством и ремонтом объектов жилищного, производственного, социального и природоохранного назначения, в первые два года освобождаются от налога на прибыль при условии, что доля этой продукции составляет не менее 70% общего объема реализации. В третий и четвертый год работы они платят налог на прибыль по пониженным ставкам: в 3-й год — по ставке 25%, в 4-й — 50% ставки налога на прибыль при условии, что доля льготируемой продукции составляет не менее 90% в общем объеме реализации.
Слайд 17
пониженную ставку зачисляемого в федеральный бюджет налога на прибыль
(8%) для банков, предоставляющих не менее 50% общей суммы кредитов
малым предприятиям
для страховых организаций, которыми не менее 50% страховых взносов за отчетный период получено от страхования имущественных рисков малых предприятий.
В странах с рыночной экономикой уже давно сложилась действенная система антимонопольного законодательства, на основе которой государство регулирует процессы концентрации с целью недопущения появления предприятий или группы предприятий-монополистов
Слайд 18Система показателей статистики концентрации рыночной мощи
Слайд 20 Индекс Герфиндаля—Гиршмана (HHI):
Рассчитывается как сумма квадратов долей всех
действующих на рынке (в отрасли) хозяйствующих субъектов
Величина HHI варьируется
в пределах от 0 (полная деконцентрация) до 10000 (абсолютная монополия).
1. Нормальная концентрация CR 3 < 45%; HHI < 1000. Вывод: неконцентрированный рынок.
2. Средняя степень концентрации: 45% < CR 3 < 70%; 1000 < HHI < 2000.
Вывод: умеренно концентрированный рынок.
3. Высокая степень концентрации: CR 3 > 70%, HHI > 2000.
Вывод: слабая конкурентная среда*.
Слайд 21 локальный монополизм в масштабах региональных товарных рынков. Примером могут
служить предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции или по обслуживанию населения
в отдельных районах страны, которые занимают монопольное положение;
олигополия - наличие в производстве и на товарном рынке нескольких крупных предприятий, занимающих доминирующее положение (например, производство легковых автомобилей);
наличие в производстве и на товарном рынке одного доминирующего предприятия и небольших предприятий-аутсайдеров (например, концерн «Газпром»);
деконцентрированные отрасли (например, розничная торговля) и рынки (например, рынки банковских, страховых услуг, рынки бытовой и офисной мебели и др.).
Слайд 22Диверсификация производства — одна из самых сложных форм развития концентрации.
Она означает одновременное развитие не связанных друг с другом видов
производств, расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции в рамках одной компании, концерна, предприятия, фирмы.
Диверсификация производства способствует:
большей выживаемости любого хозяйственного субъекта в условиях рынка;
более полному использованию ресурсов предприятия;
наиболее полному насыщению рынка необходимыми товарами и услугами;
проведению антимонопольной политики.