ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ
МИРА
Презентация на тему Презентация на тему Проблема познаваемости мира из раздела Разное. Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки!
План урока
Бытие и познание
Познание как деятельность
Чувственное познание: его возможности и границы
Сущность и формы рационального познания
Проблема познаваемости мира
«Знание — сила», -
эти слова принадлежат
английскому философу
Ф. Бэкону
(1561—1626 гг.).
Бытие - одна из центральных категорий в философии.
Раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, называется онтологией ( от греческих слов «сущее» и «понятие», «учение»)
«Вопрос, который издревле ставился и ныне постоянно ставится и доставляет затруднения, — вопрос о том, что такое сущее», — писал древнегреческий философ Аристотель.
Бытие и познание
Фалес Милетский
Анаксимен
Гераклит
Демокрит
Платон
Аристотель
Средневековые
философы
Субстанцией (основой) мира является вода
….воздух
… огонь
Неделимые атомы, а пустота – условие их движения
К истинно сущему относил бестелесные, нематериальные идеи, которые постигаются лишь разумом
Выделял бытие как сущее и сущность отдельной вещи. Бытие, первая из сущностей, постигается философски, а сущность вещей изучают частные науки
Абсолютное бытие отожествляется с Богом
Мыслители прошлого о сущности бытия
С развитием естествознания на первый план выходят проблемы познания мира, которые рассматриваются в разделе философии, названном
гносеологией.
Мыслители прошлого о сущности бытия
Кант
Гегель
Марксисты
Считал основой мира «абсолютный дух» или «мировой разум»
Отстаивали идею реальности, объективности окружающего мира, его независимость от познающего объекта
Различал внешний мир и изначально данные человеку до всякого опыта формы чувственного познания, а также категории рассудка
Мыслители прошлого о сущности бытия
Для того, чтобы
сказать, каков
мир на самом деле,
человеку надо выйти
за пределы своего
сознания, что
невозможно.
Познаваемость мира как философская проблема
Агностицизм - ( от греч. непознаваемый) - человек может постичь только внутреннюю суть вещей, но не внешнюю.
Познаваемость мира как философская проблема
Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса — познавательной деятельности людей.
Познание как деятельность
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины.
Знание – результат познания, верное отражение действительности в мышлении человека; научные сведения.
Процесс познания предполагает наличие двух сторон:
Субъект познания – человек, познающий предмет или явление.
Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.
Познание как деятельность
Чувственное познание осуществляется с помощью пяти основных чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
Элементы чувственного опыта:
Ощущения (возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств);
Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств);
Представление (чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия).
Пример. Человек листает книгу. Органы чувств позволяют ему увидеть ее цвет, ощутить шероховатость обложки. Эти ощущения соединяются в единый образ книги, – возникает восприятие. В другой раз, не видя книги, человек сможет представить ее.
Виды познавательной деятельности
Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.
Рациональное познание (логическое) осуществляется с помощью мышления, разума. Выделяя из данных, полученных органами чувств, существенное, человек стремиться проникнуть глубже в суть вещей, понять закономерности явлений.
Элементы рационального познания:
Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках);
Суждение (мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо);
Умозаключение (выводы из логически связанных суждений).
Пример. Люди, сравнивая яблоки, груши, сливы, выявляя их сходство и различие, существенные свойства, выделили их в группу похожих предметов, которая получила название – «плод» (понятие).
Виды познавательной деятельности
Какой из этих источников знаний – разум или чувства – является определяющим в познавательной деятельности?
Сторонники сенсуализма (лат. «сенсус» – чувство), эмпирики (греч. «эмпирия» – опыт) признавали решающую роль чувственного опыта, считали, что ощущения и восприятия – основа познания.
Сторонники рационализма – рационалисты (греч. «ратио» – разум) признавали разум главной формой достоверного познания.
Обе ступени познания должны находится в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине.
Признано , что чувственная познавательная способность, несмотря на её ограниченность, - единственный канал, с помощью которого человек непосредственно связан с окружающей действительностью.
Рациональное познание преодолевает недостатки чувственного и обеспечивает поступление знаний.
С П О С О Б Ы П О З Н А Н И Я
Чувственное познание
(с помощью пяти основных чувств)
Ощущения
Восприятие
Представление
Понятие
Суждение
Умозаключение
Сенсуализм
(эмпирики)
Рационализм
(рационалисты)
П о в т о р и м :
Рациональное познание
(с помощью мышления, разума)
Две стороны познания
Субъект познания
Объект познания
Пути приобретения знаний
Организованный
Стихийный
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть