Слайд 1«ПРОБЛЕМЫ
АДАПТАЦИИ
ПЕРВОКЛАССНИКОВ
В ШКОЛЕ»
педагог-психолог Зубова Е.Г.
Слайд 2Возрастные особенности
первоклассников
Кризис 7 лет
Трудность адаптации к школьным нормам
Противоположные чувства
по отношению к школе
Субъективное переживание нового статуса
Формирование самооценки
Возрастание роли окружающих
людей
Повышенная возбудимость
Особая роль учителя
Индивидуальная адаптация к школе
Слайд 3Особенности современного первоклассника :
У детей большие различия паспортного и физиологического
развития
У детей обширная информированность практически по любым вопросам
У современных детей
сильнее ощущение своего «Я»
Недоверчивость к словам и поступкам взрослых.
У современных детей более слабое здоровье.
Дети в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры
Слайд 4Трудности, которые могут возникнуть у первоклассников
Снижение сопротивляемости организма
Возбудимость
Неорганизованность поведения
Высокая утомляемость
Слайд 5Когда уместна тревога?
Обычно
Снижение непосредственного интереса к школе
Ребенок радуется, когда не надо делать домашнее задание.
Время от времени хочет остаться дома, пропустить уроки
Иногда выражает недовольство школой
Слайд 6Когда уместна тревога?
Опасно
Полное отсутствие интереса к учёбе,
Делает уроки только
«из-под палки»
Нежелание ходить в школу и вообще учиться
Не любит
или боится учителя
Безразличие ко всему происходящему
Вялость и безынициативность, когда дело касается школы и уроков
Слайд 7Когда уместна тревога?
Беспокоиться нужно тогда, когда нежелание учиться является устойчивым,
выражается активно, отражает основное отношение ребёнка к школе
Слайд 8Уровни адаптации:
Оптимальный – высокие адаптационные результаты при адекватных условиях
Высокий –
избыточный уровень; высокие результаты адаптации достигнуты благодаря значительному напряжению
Низкий –
обусловлен недостаточной требовательностью к себе
Дезадаптационный – плохое эмоциональное самочувствие (неумение приспосабливаться к школьной жизни)
Слайд 9Показатели адаптационных затруднений:
Недостаточная реализация личностного потенциала;
Слабая интегрированность ребёнка в детском
коллективе – низкий статус в группе, отсутствие авторитета, неполное принятие
роли ученика;
Трудности в общении;
Острое переживание неудач;
Неадекватная самооценка;
Несамостоятельность, поиск причин во вне
Слайд 10Советы родителям:
Нужно стараться, чтобы ребёнок дольше оставался «почемучкой»
Семья должна формировать
культ интеллекта
Нужно ставить ребёнка в ситуацию размышления.
Нужно научить ребёнка
анализировать свою работу
Необходимо развивать внимание и память ребёнка
Благоприятно действует на ребенка ситуация успеха
Оценивая результаты деятельности ребёнка, не переносить их на личность самого ребёнка
Чаще ставить себя на место своего ребёнка и вспоминать себя в его возрасте
Слайд 11Памятка родителям первоклассника
1. Одинаково не правы
как те родители, которые предоставляют первоклашке полную самостоятельность, так и
те, которые устанавливают тотальный контроль за всей его деятельностью
2. За уроки нужно садиться через час-полтора после возвращения из школы, когда ребенок уже слегка отдохнул, но еще не успел перевозбудиться от домашних игр и развлечений
3. Между выполнением уроков следует делать перерывы. 15-20 минут занятий – 5 минут отдыха
4. Чередуйте устные и письменные задания
Слайд 12Памятка родителям первоклассника
5. Очень важно приучить ребенка к самоконтролю
6. Ошибки
ребенка не должны вас раздражать, они должны удивлять
7. Встречая ребенка
из школы, постарайтесь усилить в нем положительные впечатления и не акцентировать внимание на негативных
8. После выполнения уроков похвалите ребенка
9. Ключ к успеху – понимание трудностей ребенка и спокойная родительская уверенность в его возможностях
10. Перед сном шепните ребенку на ушко: «Я так счастлива, что ты у меня есть!»
Слайд 13Школа – это не страшно!
Робость и неуверенность перед школой возникает
у большинства детей
И лучше чем родители уладить эту проблему
никто не сможет.
С момента просыпания у ребёнка должно быть хорошее самочувствие и приподнятое настроение
Утром поднимите ребёнка пораньше, чтобы неторопливо, спокойно собраться в школу
Постарайтесь накормить ребёнка его любимым блюдом
Когда человек себе нравится, он чувствует себя увереннее.
Когда ребёнок приходит с хорошими отметками, хвалите его. А в конце четверти устройте с ним праздник. Играйте с ним дома в «Школу», пусть он побудит учителем, и вы сможете увидеть его отношение к школе.
Пусть школа для вашего ребёнка будет дверью в сказку!