Слайд 1ПРОБЛЕМЫ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ
ПРИ ПЕРЕХОДЕ УЧАЩИХСЯ
ИЗ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ В СРЕДНЕЕ ЗВЕНО.
Слайд 2Переход в пятый класс - это своеобразное испытание и не
только для школьников, но и для педагогов.
Классному руководителю необходимо
за короткое время узнать детей и их семьи, научиться эффективно управлять деятельностью учащихся, быть их проводником и наставником.
Слайд 3
Учителю начальной школы предстоит доказать, что он хорошо подготовил школьников
к обучению в старшем звене и вооружил их всеми необходимыми
знаниями, умениями, навыками, как учебными, так и общеучебными.
Слайд 4
Не следует также забывать, что пятиклассники - это уже младшие
подростки, и подходы к их обучению нужно строить в соответствии
с этим возрастным периодом.
Слайд 5
С начала учебного года у детей возникает ряд сложностей организационного
и учебного характера
Слайд 6
1. Большое количество учителей вместо одного порождает вариативность поведения школьников.
Слайд 7Одни учителя предпочитают «живые» уроки, когда дети активно работают, самостоятельно
или сообща выдвигают гипотезы, всевозможные предположения, устанавливают причинно-следственные связи, вступают
в учебные дискуссии, спорят с товарищами, отстаивая свою точку зрения.
Слайд 8Другие педагоги отдают предпочтение более спокойным урокам. Основными их лозунгами
становятся: «Отвечаем только с поднятой рукой!», «Никаких споров и совместных
решений! Это слишком шумно». К тому же придется удерживать в голове несколько версий, высказанных детьми, и давать им оценку.
Слайд 9Как выстроить модель своего поведения на каждом конкретном уроке?
Пока ребенок решает для себя эту новую задачу, он может
попасть в число неуспешных школьников и его отметочный статус будет установлен педагогом без соответствия с реальными возможностями.
Слайд 102. Отсутствие эмоционального настроя на предстоящую деятельность.
Слайд 11Экономя время урока, педагоги порой забывают о том, что если
у школьников, пришедших к ним на урок, есть волнения, тревоги,
обиды, раздражения, то это не лучшим образом скажется на результатах занятия, и процесс обучения не станет эффективным. Поэтому целесообразно посвятить 2-3 минуты на ликвидацию негативных эмоций и создание доброжелательной рабочей атмосферы урока. Особенно в этом нуждаются дети, у которых в начальной школе учитель уделял данному фактору большое значение.
Слайд 123. Создание ситуации успеха для пятиклассников.
Слайд 13
Ситуация успеха и эмоциональные переживания, связанные с ней, продолжают оставаться
действенными мотивами для успешного обучения.
Слайд 144. Отсутствие гибкого переноса традиций классного коллектива в средней школе.
Слайд 15Пятиклассники обычно очень тяжело переживают, когда рушатся традиции, которые они
вместе с учителем создавали и хранили на протяжении четырех лет.
Это организация и проведение дней именинника, консультаций слабоуспевающим, выпуск тематических классных газет, совместные поездки за город, написание писем болеющим детям и так далее.
Слайд 165. Отсутствие коллективных средств обучения.
Слайд 17Следует помнить о том, что в подростковом возрасте ведущей деятельностью
для школьников становится деятельность общения. Приоритеты от учителя и родителей
перемещаются к сверстникам. Теперь именно они становятся наиболее значимыми в жизни подростка, в том числе и пятиклассника. Ребята хотят взаимодействовать со сверстниками и в учебной деятельности.
Слайд 186. Наличие большей свободы и самостоятельности.
Слайд 19При всем положительном отношении к предоставлению свободы и самостоятельности пятиклассники
порой не знают, как правильно распорядиться этими ресурсами, цену которым
знает каждый взрослый здравомыслящий человек.
Слайд 20 Из-за неправильного толкования обозначенных понятий детьми часто приходится сталкиваться
с нарушениями дисциплины.
Слайд 217. Ослабление внешнего контроля за выполнением домашних заданий.
Слайд 22Нередко с переходом в пятый класс педагоги фиксируют небрежность записей
в рабочих тетрадях, отсутствие необходимых учебных принадлежностей на уроках, записей
с номерами домашних заданий и, как результат, отсутствие и самих домашних работ. На это влияют многие факторы, одним из которых является ослабление внешнего контроля за выполнением домашних работ со стороны учителя и родителей.
Слайд 238. Личностный контакт с учителями.
Слайд 24Не следует забывать, что пятиклассники - народ эмоциональный. И во
многом школьную жизнь они воспринимают через призму собственных эмоций. Отношение
к предмету определяется личностным отношением к учителю, а не наоборот. Если нравится учитель, то нравится и предмет.
Слайд 25В данном перечне обозначены далеко не все проблемы, которые могут
возникнуть у пятиклашек. Однако было бы не справедливо говорить, что
переходу в среднее звено сопутствуют лишь проблемы и препятствия.