Слайд 1Проект «Восстановительная юстиция: синтез инновации и традиции»
Проектная идея для рассмотрения
                                                            
                                    
А. Ермошкиным и Министерством юстиции Республики Дагестан
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2
Проектная команда: 
Микогазиева Саида, Герейханова Зарлишан, Магомедова Мадина, Магомедова Джамиля,
                                                            
                                    Аглаева Издаг и
 школьники МОУ СОШ №№ 26, 37, 14,8.
                                    проект реализуется на базе 
СНО ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» Управления научно-инновационных исследований и грантов 
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет» 
за счет средств гранта Молодежного форума «Машук – 2011 и 2012 гг.» 
и Программы развития студенческих научных объединений ДГПУ «ПАТРИОТ РОССИИ» (субсидия Министерства образования и науки РФ на 2012-13 гг.) 
Цель сотрудничества: 
выведение на республиканский уровень предлагаемой модели  
 (+ научиться работать с властями).
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Цель проекта:
создание условий для снижения уровня конфликтных и криминальных ситуаций
                                                            
                                    
с участием детей и молодежи Республики Дагестан в образовательных учреждениях
                                    на 37 %, по средствам внедрения в крае комплекса восстановительных программ в период с мая по декабрь 2013 год
Целевые группы:
Первичная целевая группа:
- школьники,
- студенческая молодежь,
- Администрация ОУ РД,
Вторичная целевая группа:
- педагогический коллектив вуза и школ, 
- родители.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Задачи проекта:
- создание ресурсной базы,
- набор инициативной группы студентов-лидеров и
                                                            
                                    
обучение их технологиям восстановительного правосудия,
- организация и проведение образовательной программы
                                    в ОУ РД (школы/ВУЗы и т.п.) и организация мероприятий, направленных на закрепление полученных знаний (круглые столы, олимпиады, конференции и т.п.),
- создание условий для профилактики и разрешению конфликтных и криминальных ситуаций в образовательных учреждениях РД по средствам открытия школьных / студенческих / городских служб примирения, включение совместной работы с судами),
- проведение профилактики дезадаптивного поведения молодежи: агитплакаты, видеоролики, пособия по живому праву, газета и т.п.,
- проведение мероприятий, направленных на популяризацию предлагаемой системы в республике (форумы ,фестивали и т.п.).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Служба примирения-
 - форма социально-психологической и правовой помощи детям и
                                                            
                                    
молодежи в конфликтах, тяжелых жизненных ситуациях, случаях правонарушений.
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Восстановительная юстиция в ОУ РД – 
это СЛУЖБЫ ПРИМИРЕНИЯ (ШСП
                                                            
                                    
и СМС)
служба примирения, направленная на разрешение конфликтных и криминальных ситуаций
                                    с участием детей и молодежи;
Сплоченная работа с судебной системой республики (поступление дел с участием целевой группы от райсудов и мировых судей) и КДН и ЗП, ПДН, ГУИН;
досудебная практика урегулирования спорных и криминальных ситуаций;
доступная консультация для лиц, оказавшихся в конфликтной ситуации;
еще одна из форм самоуправления в ОУ РД;
спасательный мостик между обидчиком и пострадавшим;
практика для будущих юристов, социологов, психологов                      и т.п.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Программа взаимодействия Районного суда и Городской службы примирения по использованию
                                                            
                                    
элементов восстановительной юстиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями
«Утверждаю» 
 
Председатель 
районного суда
                                    
г. Махачкала
 
«____» __________ 2013 г.
 
 «Утверждаю»
  
 Ректор ДГПУ
 
 «____» ____________2013 г.
 
 Программа взаимодействия Районного суда г. Махачкала и Городской службы примирения Дагестанского государственного педагогического университета по использованию элементов восстановительной юстиции в работе с несовершеннолетними правонарушителями. 
г. Махачкала	« ___» __________2013 г. 
Являющаяся частью правовой системы Российской Федерации Конвенция ООН о правах ребенка требует от судов и административных учреждений «во всех действиях в отношении детей» уделять «первоочередное внимание... наилучшему обеспечению интересов ребенка» (ч. 1 ст. 3 Конвенции). Важнейшим принципом международного права, касающегося отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, является содействие интеграции правонарушителя в общество. «Государства – участники признают право каждого ребенка, который, как считается, нарушил уголовное законодательство, обвиняется или признается виновным в его нарушении, на такое обращение, которое способствует развитию у ребенка чувства достоинства и значимости, укрепляет в нем уважение к правам человека и основным свободам других и при которых учитывается возраст ребенка и желательность содействия его реинтеграции и выполнению им полезной роли в обществе». Ч. 1 ст. 40 Конвенции о правах ребенка.
В Минимальных стандартных правилах ООН (Пекинские правила), касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, говорится, что «система правосудия в отношении несовершеннолетних направлена, в первую очередь, на обеспечение благополучия несовершеннолетнего и того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были всегда соизмеримы как с особенностями личности правонарушителя, так и с обстоятельствами правонарушения» (п. 5.1), «во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, необходимо тщательно изучить окружение и условия, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельства, при которых было совершено преступление, с тем, чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу» (п. 16,1).             и т.д.
Составлено на основе программы взаимодействия Черемушкинского суда и Центра «Перекресток»
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 8В основе службы примирения 
лежит концепция восстановительного подхода
  
                                                            
                                    
 Восстановительные программы:
- традиционный маслиат,
- медиация встреч,	
-школьная конференция,
- круги сообществ
                                    / медиация восстановительных кругов,
- возможна в частном порядке медиация семейных конференций.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9Особенности восстановительных программ:
 - Работа со всеми участниками конфликтной ситуации(детьми,
                                                            
                                    
молодежью, педагогами, родителями, третьими лицами);
Поддержка и обеспечение прав пострадавшей и
                                    виновной сторон;
Искупление вины в достойной форме, не унижающей личности;
Формирование ответственного поведения.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 10ОБИДЧИК
1.Понимание себя
2. Понимание другого
3. Осознание последствий
4. Ответственность за 
изменением ситуации,
                                                            
                                    
совместный поиск решения и его реализацию
    
                                       ЖЕРТВА
1. Понимание себя
2. Понимание другого
3. Осознание последствий
4. Ответственность за 
изменением ситуации, совместный поиск решения и его реализацию
МЕДИАТОР
Участники криминальной или конфликтной ситуации
Восстановительные действия и совместная выработка решений
                                
 
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Важным результатом разрешения конфликта является:
а) преодоление вражды между сторонами конфликта
                                                            
                                    
и
б) принятие сторонами на себя ответственности за конструктивное разрешение ситуации.
Поскольку
                                    сторонам тяжело общаться конструктивно и самим осуществлять поиски выхода из ситуации, им помогает нейтральный ведущий (медиатор). Он не выносит решение, не является судьей, адвокатом, воспитателем или советчиком, а снижает накал эмоций и помогает сторонам выстроить диалог для достижения соглашения. Ведущий в равной степени поддерживает обе стороны, и поэтому он легко находит с ними контакт.
Встречи участников конфликта, организуемые медиатором за «столом переговоров», называются программой примирения.
Участие в программах примирения может быть только добровольным и бесплатным. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12Уровни службы примирения:
 1. Школьные службы примирения в школах республики;
2.
                                                            
                                    
Студенческие медиаторские сети (кураторы по территориальному принцип);
3. Городские службы примирения;
4.
                                    Экспертный уровень (специалисты Центра судебно-правовой реформы г. Москва и регионального отделения НАН). 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 131. Структура школьной 
службы примирения
Учащиеся - медиаторы
( учащиеся 6-10 классов)
Уполномоченный
                                                            
                                    
по правам
 ребенка
Куратор
Координационно-аналитический
 центр
 при Студенческой службе
Работа с детско-детскими конфликтами
Участие
                                    в работе с детско-взрослыми конфликтами
 Участие в обучении новых волонтеров
Участие в проведении тренингов с учащимися по формированию коммуникативных навыков
Презентационная и просветительская работа по ШСП
Разработка и издание стенгазеты по ШСП
Участие в работе с детско-взрослыми конфликтами
Работа с взрослый-взрослый конфликтами
Супервизорская поддержка детям в работе с детско-детскими конфликтами
Методическая работа и отчетная работа ШСП
Презентационная и просветительская работа по ШСП
Разработка и открытие сайта «Студенческая медиаторская сеть в РД»
1.     Супервизорская помощь и методическое сопровождение
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 14Алгоритм организации ШСП:
Отбор инициативной группы по факультетской специализации для работы
                                                            
                                    
в СМС.
Проведение обучающих тренингов для отобранных групп.
Семинар-практикум для педагогического коллектива
                                    по конструктивному разрешению конфликтных ситуаций (1 день 2 часа): знакомство в активном режиме с восстановительными программами (медиация, Круги сообществ).
Определение консультантов ШСП (не менее двух человек).
Набор учащихся в ШСП (с 8 класса) до 10 человек.
Тренинг для консультантов и отобранных учащихся по обучению навыкам проведения восстановительных программ (медиация, Круги сообществ) и планирование деятельности ШСП (3 дня по 3-5 часов).
Ежемесячный отчет-презентация на педагогическом совете школ (ШСП) и собрании студенческой службы (СМС).
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 152/3. Модель службы примирения
( куратор ВУЗ)
 
 Школьные службы примирения
                                                            
                                    
в школах РД
Министерство юстиции РД
 и 
Центр «Судебно-правовая реформа»
г.Москва 
Региональная
                                    студенческая
 медиаторская 
сеть
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 16Структура Студенческой медиаторской сети:
Школьные службы примирения в школах РД;
Студенческая служба
                                                            
                                    
примирения;
Тренинговый центр по технологиям восстановительного правосудия;
Правовая консультация молодежи;
Студенческая научно-исследовательская лаборатория
                                    «Живое право: Россия в миниатюре»
Информационно-аналитический центр;
Горячая линия.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 17Преимущества шсп и смс:
Увеличение числа педагогов, изменивших методы разрешения конфликтов
                                                            
                                    
с дидактических и карательных на интерактивные и восстановительные;
Усиление роли детского
                                    и студенческого самоуправления;
Увеличение числа несовершеннолетних и молодежи, вовлеченных в лидерскую социально-активную деятельность, получивших новые гражданские знания и навыки по праву, демократии и культуре мира.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 18Итоговые мероприятия:
Круглый стол «Восстановительная юстиция в ОУ РД»;
Школьно-студенческая олимпиада «Восстановительная
                                                            
                                    
медиация в ОУ РД»;
Всероссийский школьно-студенческий форум «Восстановительная юстиция: традиции и
                                    инновации»;
Республиканский фестиваль мира и согласия на базе ОУ РД   и т.д.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 19Издание сопровождающей методической литературы:
Пособия по живому праву «Россия в миниатюре»
                                                            
                                    
в рамках Студенческой научно-исследовательской лаборатории «Россия в миниатюре». 
В ходе
                                    реализации проекта будет проведен мониторинг частотных уголовных и гражданских дел с участием детей и молодежи РД (архив Судебного департамента РД), что позволит выявить частотные статьи УК и ГК РФ, по которым с использованием реальных судебных дел будут разработаны пособия по живому праву. 
Результаты мониторинга классифицируют статьи по возрастному аспекту (для младшего звена предполагается издание сказок и комиксов, а для среднего и старше – прозаических форм. Пособия станут основой семинаров по правовому просвещению детей и молодежи республики. К сожалению, на данный момент дагестанской молодежи характерен уход от национальных традиций, чем и обозначено нравственное обнищание. Все больший процент дагестанской молодежи не владеет родным языком и не знает дагестанского фольклора, несущего в себе традиции и национальный уклад. Разработанные пособия по живому праву вольют национальную самобытность и сплоченность дагестанцев посредствам русской культуры и языка, помимо русских национальных героев в них будут проигрываться герои дагестанских сказок. Пособия станут основой семинаров по правовому просвещению детей и молодежи республики.
Статистика количества возбужденных уголовных дел с участием молодежи республики требует от нас комплексных мер в борьбе с безнаказанностью и неумением предугадывать последствия тех или иных поступков.
В качестве механизма реализации проекта будет использоваться комплексный подход к проблеме правового просвещения молодежи РД. 
Проводимый мониторинг дел Судебного департамента РД позволит объективно оценить степень остроты тех или иных причин криминальных и конфликтных ситуаций с участием детей и молодежи. В последствие созданная классификация поможет определить некую закономерность в частотности статей ГК и УК РФ и возрастного цензора. 
Полученные факты помогут определить сюжетную составляющую пособий по живому праву для каждого возраста. В разработку пособий будут привлечены школьники и студенты, что поможет команде сплотиться и понять нужды и чаяния поколений. В сюжетах будут использованы национальные герои, что позволит избежать процесса обезличивания наций, и сохранит их национальную самобытность. Замыкающим элементом цепи будет организация на территории вузов и школ дискуссионных площадок, позволяющих популяризировать предлагаемые формы и разработать новые технологии реорганизации правового статуса молодежи республики.
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 20Дорожная карта проекта:
Первый этап с 01 мая по 30 июля
                                                            
                                    
2013 г. (подготовительный): 
1. Подбор инициативной группы из числа студентов
                                    специализированных факультетов (правовой, социальный и психологический – общий базис, филологический – редакция).
2. Организация ресурсной базы по проекту. Открытие СМС в вузе и оформление положения для сети.
 Структура СМС:
Информационно-аналитического центр (разработка анкет для мониторинга, координация работы всей сети);
Клуб медиаторов (разработка примирительных программ, разбор случаев, выносимых на медиацию, заключение договоров о взаимодействии с райсудами и т.п.);
Тренинговый центр (разработка программ для тренингов, проведение тренингов, мастер-классов, конференций, круглых столов, олимпиад и т.п.);
Студенческой научно-исследовательской лаборатории «Живое право: Россия в миниатюре» (мониторинг частотных судебных дел, на основе которых планируется разработка и издание пособий по живому праву), Редакция (разработка и издание газеты, брошюрок, программок, агитплакатов и т.п.);
Дискуссионный клуб (организация единого дискуссионного пространства для молодежи республики по наиболее острым вопросам, порождающим конфликты, на основе предлагаемых путей выхода помощь в оформлении идеи в проект);
Горячая линия (круглосуточная телефонная линия доверия, ориентированная на координацию действий в конфликтной ситуации).
3.  Презентация технологии для образовательных учреждений РД. Открытие школьных служб примирения, заключение договоров с дирекцией, отбор команды школьников и т.п.). Выборка специалистов психосоциального сектора в качестве кураторов ШСП. Подборка коллектива ШСП из числа школьников 6 – 10 классов.
4. Подбор восстановительных программ и форм работы с судами, исходя из типа службы (ШСП, СМС / городская служба примирения), заключение договоров о сотрудничестве с райсудами РД;
5. Открытие сайта СМС и выпуск первой газеты.
6. Первый этап мониторинга, направленного на выявление имеющегося уровня конфликтных и криминальных ситуаций в ОУ, количество учащихся, состоящих на учете в КДН и у психосоциального сектора ОУ, первичного позитивного или негативного отношения участников программы к предлагаемой технологии и т.п.
Для составления правовой основы Студенческой научно-исследовательской лаборатории «Живое право: Россия в миниатюре» будет проведен мониторинг частотных уголовных и гражданских дел с участием детей и молодежи РД (архив Судебного департамента РД), что позволит выявить частотные статьи УК и ГК РФ, по которым с использованием реальных судебных дел будут разрабатываться пособия по живому праву. 
Результаты мониторинга классифицируют статьи по возрастному аспекту (для младшего звена предполагается издание сказок и комиксов, а для среднего и старше – прозаических форм). 
 Второй этап с 01 августа по 30 октября 2013 г.: 
1. Проведение обучающих тренингов, семинаров и открытых лекций по правовому просвещению, восстановительной юстиции и конфликтологии.
2. Проведение программ восстановительного правосудия в службах.
3. Разработка и издание пособий по живому праву с привлечением национального колорита дагестанцев. Использование в пособиях совместно с русской культурой и сюжетами, национальных героев дагестанских сказок. Пособия станут основой семинаров по правовому просвещению детей и молодежи республики.
 Третий этап с 01 ноября по 30 декабря 2013 г: 
      Организация и проведение в вузах (ДГУ, ДГПУ и ДГТУ) единых дискуссионных площадок по средствам круглых столов, фестивалей мира и согласия в ОУ, конференций, олимпиад и форума («Восстановительная юстиция в ОУ РД», «Живое право: Россия в миниатюре», Республиканской школьно-студенческой олимпиады по правовому просвещению подрастающего поколения РД и т.п.).
                                
                            							
								 
							 
														
						 
											
                            Слайд 21Результаты работы за
2011 и 2012 гг.
                            							
														
						 
											
                            Слайд 22Первый Республиканский добровольческий форум «Движение добровольцев Дагестана»
                            							
														
						 
											
											
											
											
											
											
											
											
                            Слайд 30
Спасибо за внимание!
Адрес: Управление научных исследований и грантов ФГБОУ ВПО
                                                            
                                    
«Дагестанский государственный педагогический университет»
                                                                    
                            							
														
						 
											
                            Слайд 31СТУДЕНЧЕСКАЯ МЕДИАТОРСКАЯ СЕТЬ
«РУКОПОЖАТИЕ»
Руководитель проекта: Микогазиева Саида Микогазиевна
Проект реализуется на базе
                                                            
                                    
ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный педагогический университет»
Контактная информация: 
Телефон: 8 928 594 41
                                    67
Адрес объединения: Управление научных исследований ДГПУ