Разделы презентаций


Проектирование и моделирование урока Кафедра педагогики Куликова Людмила

Содержание

ПЛАН 1. Этапы проектирования урока2.Технологическая карта урока3.Варианты технологических карт урока4. Проектирование целей современного урока 5. Анализ урока по ФГОС

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проектирование и моделирование
урока
Кафедра педагогики
Куликова
Людмила Геннадьевна., к.п.н.,
доцент

кафедры педагогики АлтГПУ

Проектирование и моделирование урокаКафедра педагогики Куликова Людмила Геннадьевна., к.п.н., доцент кафедры педагогики АлтГПУ

Слайд 2 ПЛАН
1. Этапы проектирования урока
2.Технологическая карта урока
3.Варианты технологических карт урока
4. Проектирование

целей современного урока
5. Анализ урока по ФГОС

ПЛАН 1. Этапы проектирования урока2.Технологическая карта урока3.Варианты технологических карт урока4. Проектирование целей современного урока 5. Анализ

Слайд 3Этапы педагогического проектирования

Этапы педагогического проектирования

Слайд 4Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи)

создания педагогических систем, процессов или ситуации и основных путей их

достижения.
Педагогическое проектирование (создание проекта) – дальнейшая разработка созданной модели и доведение ее до уровня практического использования.
Педагогическое конструирование (создание конструкта) – это дальнейшая детализация созданного проекта, приближающая его для использования в конкретных условиях реальными участниками образовательного процесса

Этапы педагогического проектирования

Педагогическое моделирование (создание модели) – это разработка целей (общей идеи) создания педагогических систем, процессов или ситуации и

Слайд 5Общий алгоритм педагогического проектирования

Общий алгоритм педагогического проектирования

Слайд 6анализ развития педагогической ситуации и формулировка проблемы;
выдвижение идей в

рамках определенной системы ценностей и подходов, которые могут способствовать разрешению

противоречий и проблем;
построение модели желаемого педагогического объекта в соответствии с ведущими идеями и ценностями;
формулировка предположения о способах достижения целей, а также варианты поэтапной деятельности;
установление критериев оценки ожидаемых результатов;
выбор оптимального варианта конструируемого проекта в общей модели педагогической деятельности;
конкретизация задач, которые необходимо решить для реализации замысла;
этап реализации проекта при непрерывной диагностике, анализе и корректировке проектной деятельности;
заключительный этап: обобщение результатов, выводы, представление опыта педагогической общественности

Логика процесса
педагогического проектирования

анализ развития педагогической ситуации и формулировка проблемы; выдвижение идей в рамках определенной системы ценностей и подходов, которые

Слайд 71. Этапы проектирования
урока

1. Этапы проектированияурока

Слайд 8Определение типа урока
Постановка целей
Планирование результатов обучения
Определение начальных условий
Выбор методов

обучения
Отбор организационных форм
Разработка структуры урока
Проектировка методов обучения и организационных форм

для вспомогательных элементов
Содержательное наполнение урока
Отбор средств обучения
Обдумывание организационной схемы урока
Подбор или изобретение приемов педагогической техники
Создание имиджа урока

Этапы проектирования урока

Определение типа урокаПостановка целейПланирование результатов обучения Определение начальных условийВыбор методов обученияОтбор организационных формРазработка структуры урокаПроектировка методов обучения

Слайд 9
Целевой: учителем осуществляется постановка диагностичных целей обучения в соответствии с

ФГОС ООО
Содержательный: учитель производит отбор содержания образования с учетом программы

по предмету и возможностей учащихся, а также его компоновку в систему уроков в соответствии с логикой усвоения учебного материала
Методический: учитель осуществляет отбор методов обучения в соответствии с целями, содержанием учебного материала и формулирует учебные задачи
Процессуальный: учитель выполняет отбор средств обучения или их создание инструментально-дидактическими средствами и формирует содержание каждого урока в системе
Результат – совокупность технологических карт всех уроков по предмету в системе

Компоненты деятельности учителя
при подготовке урока

Целевой: учителем осуществляется постановка диагностичных целей обучения в соответствии с ФГОС ОООСодержательный: учитель производит отбор содержания образования

Слайд 10Технологическая карта урока и дополнительные модули, в которые помещено все

содержательное наполнение
Маркировка модулей должна соответствовать пометкам в технологической карте урока,

чтобы их поиск в реальном времени не вызывал затруднений
Рекомендуется также к каждому такому пакету прикладывать чистый лист «Заметки», на котором сразу после урока полезно записать появившиеся мысли

Конечный результат проектирования урока

Технологическая карта урока и дополнительные модули, в которые помещено все содержательное наполнениеМаркировка модулей должна соответствовать пометкам в

Слайд 112.Технологическая карта урока

2.Технологическая карта урока

Слайд 12Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное

и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения

планируемых результатов освоения основных образовательных программ общего образования в соответствии с ФГОС
Технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся

Понятие о технологической карте

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе

Слайд 13Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности
Технологическая карта —

технологическая документация в виде карты, листка, содержащего описание процесса изготовления,

обработки, производства определённого вида продукции, производственных операций, применяемого оборудования, временного режима осуществления операций
Технологическая карта в дидактическом контексте представляет проект учебного процесса, в котором представлено описание от цели до результата с использованием инновационной технологии работы с информацией
Технологическая карта урока представляет собой таблицу

Понятие о технологической карте

Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленностиТехнологическая карта — технологическая документация в виде карты, листка, содержащего

Слайд 14
использовании инновационной технологии работы с информацией,
описании заданий для ученика

по освоению темы,
оформлении предполагаемых образовательных результатов
Сущность проектной педагогической


деятельности в технологической
карте заключается в:
использовании инновационной технологии работы с информацией, описании заданий для ученика по освоению темы, оформлении предполагаемых образовательных результатов

Слайд 15
интерактивность,
структурированность,
алгоритмичность при работе с информацией,
технологичность,
обобщённость

Технологической карте

присущи
следующие отличительные черты:

интерактивность, структурированность, алгоритмичность при работе с информацией, технологичность, обобщённостьТехнологической карте присущи следующие отличительные черты:

Слайд 16увидеть учебный материал целостно и системно,
проектировать образовательный процесс по

освоению темы с учётом цели освоения курса,
гибко использовать эффективные

приёмы и формы работы с детьми на уроке,
согласовать действия учителя и учащихся,
организовать самостоятельную деятельность школьников в процессе обучения,
осуществлять интегративный контроль результатов учебной деятельности

Технологическая карта позволяет:

увидеть учебный материал целостно и системно, проектировать образовательный процесс по освоению темы с учётом цели освоения курса,

Слайд 17реализовать планируемые результаты;
определить универсальные учебные действия, которые формируются в

процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
системно формировать у

учащихся универсальные учебные действия;
осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

Технологическая карта позволит учителю:

реализовать планируемые результаты; определить универсальные учебные действия, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;

Слайд 18освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает

учителя от непродуктивной рутинной работы),
определить возможности реализации межпредметных знаний

(установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);
на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы;
решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);
соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;
обеспечить повышение качества образования


Технологическая карта позволит учителю:

освободить время для творчества (использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы), определить возможности

Слайд 19
учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до

результата;
используются эффективные методы работы с информацией;
организуется поэтапная самостоятельная

учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников;
обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности

Использование технологической карты
обеспечивает условия для повышения
качества обучения, так как:

учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; используются эффективные методы работы с информацией;

Слайд 203.Варианты технологических
карт урока

3.Варианты технологических карт урока

Слайд 21Технологическая карта урока Ф.И.О. Предмет: Класс: Тип урока:

Технологическая карта урока  Ф.И.О.  Предмет:  Класс:  Тип урока:

Слайд 22Технологическая карта с дидактической структурой урока

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Слайд 23Технологическая карта с методической структурой урока

Технологическая карта с методической структурой урока

Слайд 24Технологическая карта урока, реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема

урока___________________________________________________________ Тип урока____________________________________________________________

Технологическая карта урока,  реализующего системно-деятельностный подход и формирование УУД Предмет____________________________________________________________ Класс_______________________________________________________________ Автор УМК__________________________________________________________ Тема урока___________________________________________________________ Тип

Слайд 25Технологическая карта урока
Предмет ________________________________________________________ Класс _________________________
Базовый учебник ______________________________________________________________________________
Тема урока __________________________________________________________________________________
Цель

урока ___________________________________________________________________________________
Задачи урока: ________________________________________________________________________________
Тип урока ____________________________________________________________________________________
Необходимое оборудование ______________________________________________________________________

СТРУКТУРА И ХОД

УРОКА

Технологическая карта урокаПредмет ________________________________________________________ Класс _________________________Базовый учебник ______________________________________________________________________________Тема урока __________________________________________________________________________________Цель урока ___________________________________________________________________________________Задачи урока: ________________________________________________________________________________Тип урока ____________________________________________________________________________________Необходимое оборудование

Слайд 264. Проектирование
целей современного урока

4. Проектирование целей современного урока

Слайд 27Цель: 1) предвосхищаемый результат деятельности; 2) предметная проекция будущего; 3) субъективный

образ желаемого, опережающий отражение событий в сознании человека
Под целью

мы будем понимать предвосхищаемый результат – образовательный продукт, который может быть внутренним или внешним, но он должен быть создан за определенный промежуток времени и его можно продиагностировать, т.е. цель должна быть проверяема

Понятие о цели

Цель: 1) предвосхищаемый результат деятельности;  2) предметная проекция будущего;  3) субъективный образ желаемого, опережающий отражение

Слайд 28она должна быть конкретна;
она должна четко ориентировать на усвоение фактов,

понятий, формирование умений и т.д.;
она должна быть проверяема (диагностична)
К цели

предъявляются
следующие требования:
она должна быть конкретна;она должна четко ориентировать на усвоение фактов, понятий, формирование умений и т.д.;она должна быть

Слайд 29Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их

достижения
При постановке образовательных целей современная педагогическая наука рекомендует опираться на

технологический подход к обучению
В нем цели обучения формулируются через учебные результаты, выраженные в действиях обучающегося (что он будет знать, уметь и т.д.)
Формулирование цели в виде конечного образовательного продукта - наиболее эффективный способ целеполагания

Формулировка целей

Формулировка целей должна производиться в форме, допускающей проверку уровня их достиженияПри постановке образовательных целей современная педагогическая наука

Слайд 30Таксономии целей обучения – систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным

образовательным областям или конкретному учебному курсу. Сформулированные в терминах научения

и расположенные по порядку достижения, подцели помогают педагогу достигать общие цели курса
Формулировка целей обучения на основе таксономии позволяет педагогу инструментально, диагностично ставить цели: ученик воспроизводит, выделяет, описывает, применяет, сравнивает и пр.
Таксономия Блума.doc

Таксономия целей

Таксономии целей обучения – систематизированные банки подцелей (задач), соответствующих определенным образовательным областям или конкретному учебному курсу. Сформулированные

Слайд 31Цели урока:
образовательные,
воспитательные,
развивающие
Цель урока:…
Задачи урока:
образовательные,
воспитательные,
развивающие
Планируемые

результаты урока:
В конце урока ученик будет:
знать: …
(понимать: …)

уметь: …
(владеть: …)
Цели урока: образовательные, воспитательные, развивающиеЦель урока:…Задачи урока: образовательные, воспитательные, развивающиеПланируемые результаты урока:В конце урока ученик будет: знать:

Слайд 32Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого

учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных

учебных целей
Необходимо с начала изучения курса, раздела или темы вводить учащихся в процедуру образовательного целеполагания

Введение обучающихся в процедуру
образовательного целеполагания

Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностно-ориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с

Слайд 33диагностика целей учеников,
анализ и систематизация полученных данных,
конструирование индивидуальных

технологических линий обучения учеников и общей технологической линии педагога
Методики

изучения учащихся.doc

Этапы решения технологической задачи
по введению учащихся в процедуру
образовательного целеполагания:

диагностика целей учеников, анализ и систематизация полученных данных, конструирование индивидуальных технологических линий обучения учеников и общей технологической

Слайд 34личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя,

в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных способностей;
предметные цели

- формирование положительного отношения к изучаемому предмету; знание основных понятий, явлений и законов, входящих в изучаемую тему; выработка умений пользоваться простейшими приборами; решение типовых или творческих задач по теме;

Группы целей учеников:

личностные цели - осмысление целей образования; приобретение веры в себя, в свои потенциальные возможности; реализация конкретных индивидуальных

Слайд 35креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование

технической модели; рисование картины;
когнитивные цели - познание объектов окружающей

реальности; изучение способов решения возникающих проблем; овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента; проведение опытов;
оргдеятельностные цели - овладение навыками самоорганизации учебной деятельности, умением ставить перед собой цель, планировать деятельность; развитие навыков работы в группе, освоение техники ведения дискуссий

Группы целей учеников:

креативные цели – составление сборника задач; сочинение естественнонаучного трактата; конструирование технической модели; рисование картины; когнитивные цели -

Слайд 36Чтобы научить учащихся целеполаганию, необходимо давать им специальные задания
На обычном

предметном материале ученикам предлагаются, например, следующие задания:
- "Сформулируйте свои

цели изучения географии на первую четверть",
- "Поставьте цель своей домашней работы по математике",
- "Составьте план наблюдений за явлением горения свечи",
- "Предложите схему-алгоритм для решения задач на перевод одних единиц величин в другие",
- "Составьте памятку-рекомендацию "Как сочинять стихи",
- "Вспомните свои основные трудности при составлении компьютерной программы и способы, которыми вы их преодолевали",
- "Составьте общую сравнительную рецензию двух ученических творческих работ по истории на одну и ту же тему"

Чтобы научить учащихся целеполаганию, необходимо давать им специальные заданияНа обычном предметном материале ученикам предлагаются, например, следующие задания:

Слайд 37Подобные задания, с одной стороны, решают предметные задачи, с другой

- обеспечивают овладение учениками навыками самоорганизации образования
В данном случае новым

образовательным продуктом для ученика выступают поставленные им цели, составленные планы и программы, понятые проблемы и т.п.
Необходимо помнить, что недостаточный учет целей учеников, отсутствие работы по развитию навыков целеполагания, могут быть причиной отрицательных образовательных результатов
Подобные задания, с одной стороны, решают предметные задачи, с другой - обеспечивают овладение учениками навыками самоорганизации образованияВ

Слайд 38



5. Анализ урока по ФГОС


«Каждый урок должен быть для наставника

задачей,
которую он должен выполнять, обдумывая это заранее:
на каждом

уроке он должен чего-нибудь достигнуть,
сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг»
К. Д. Ушинский




5. Анализ урока по ФГОС«Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это

Слайд 39Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного,

операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие обучающихся в целеобразовании,

планировании, поисковой деятельности по открытию нового знания, осуществление самоконтроля, самооценки, корректирующих действий.
Направленность деятельности обучающихся на формирование универсальных учебных действий (УУД): познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.

Критерии анализа урока

Соответствие структуры урока положениям системно - деятельностного подхода: наличие мотивационного, операционального и рефлексивно - оценочного этапов, участие

Слайд 40Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов

целям урока, соответствие целей и результата, критериальная оценка результата, строгая

логика действий учителя и учащихся.
Оптимальный отбор содержания: ценностные ориентиры, научность, доступность, отражение межпредметных связей, практическая направленность, достаточность и необходимость объема для изучения.

Критерии анализа урока

Технологичность структуры урока: диагностичность целей и задач, адекватность всех компонентов целям урока, соответствие целей и результата, критериальная

Слайд 41Лист анализа урока
КЛАСС_____ДАТА____________
УЧИТЕЛЬ_____________ЭКСПЕРТ____
ТЕМА_____________________________
ЦЕЛЬ УРОКА______________________

Лист анализа урока  КЛАСС_____ДАТА____________ УЧИТЕЛЬ_____________ЭКСПЕРТ____ТЕМА_____________________________ЦЕЛЬ УРОКА______________________

Слайд 42Анализа урока по ФГОС


*Примечание. В папочке «Анализ урока по ФГОС»,

представлена схема анализа и самоанализа урока по ФГОС и основные

этапы урока и т.д.
Анализа урока по ФГОС*Примечание. В папочке «Анализ урока по ФГОС», представлена схема анализа и самоанализа урока по

Слайд 43ПЛАН УРОКА
*пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто

представляется в конспектах в виде таблиц следующего содержания:
1.

Организационная часть 2 – 3 мин. 2. Сообщение новых знаний 8 – 10 мин. 3. Практическая работа учащихся 20 – 26 мин. 4. Сообщение задания на дом 3 – 5 мин. 5. Завершение урока 1 – 2 мин.
ПЛАН УРОКА*пишется в краткой форме по основным этапам урока, часто представляется в конспектах в виде таблиц следующего

Слайд 44ПЛАН УРОКА

ПЛАН УРОКА

Слайд 45Развитие личности ребенка, формирование УУД на уроке происходит через предметное

содержание, и от того, насколько оно качественно представлено, в том

числе зависит результативность урока.
Практика показывает, что продуктивные задания, обеспечивающие актуализацию УУД, могут не соответствовать предметным целям и задачам, и тогда урок превращается скорее в воспитательное занятие

Важно!!!

Развитие личности ребенка, формирование УУД на уроке происходит через предметное содержание, и от того, насколько оно качественно

Слайд 46ВОПРОСЫ

ВОПРОСЫ

Слайд 47БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика