Слайд 1Проективный метод в психодиагностике
Лектор: Сахарова В.Г.
Слайд 2Термин «проективные» был впервые использован Л. Френком в 1939
г. для объединения уже известных к тому времени методических приемов,
таких как тест Роршаха, ТАТ и других
Проективные методики представляют собой специальную технику клинико-экспериментального исследования тех особенностей личности, которые наименее доступны непосредственному наблюдению или опросу
Слайд 3Методики создавались в разное время, на протяжении почти пятидесяти лет.
Одни – чисто эмпирическим путём, другие – на основе общепсихологических
или частных концепций;
Их возникновение связано с потребностями сугубо клинической психологии. Со временем методики начинают использоваться более широко как средства диагностики прежде всего индивидуальных особенностей личности.
Слайд 4Отличительные признаки проективных методик
1. Неопределенность стимульного материала или инструкции к
заданию, благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа
или тактики поведения;
2. Деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. Этот момент, а также же то, что испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками;
Слайд 53. Проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию,
а своего рода модус личности в ее взаимоотношениях с социальным
окружением
Слайд 6Стратегия исследования
Поведение экспериментатора и испытуемого: экспериментатор из нейтрального
регистратора ответов испытуемого должен стать его партнером, доброжелательным и понимающим
собеседником; Таким образом успех исследования зависит от личности экспериментатора
Слайд 7Стимульный материал аппелирует к прошлому опыту и приобретает тот или
иной личностный смысл. Изображения драматических жизненных ситуаций, лица людей, предметы,
ассоциирующиеся с аффектогенными ситуациями
(например – пистолет, могильные плиты). Эмоционально окрашенные слова или предложения обращены к тем или иным индивидуально значимым переживаниям личности
Слайд 8Неопределенность способствует тому, что поведение более чем когда-либо детерминируется не
конвенциональными нормативами, а собственной системой мотивов, ценностей, диспозиций человека
Слайд 9Общая характеристика проективных методов
Методики создавались для клинических целей и в
своих классических вариантах используются главным образом в клинике неврозов;
Специально подобранная
батарея методик способна ответить на такие важные вопросы, как: стиль взаимоотношений личности с другими людьми (конформность, лидерство, демократизм и т.д.); её ведущие мотивы и пути их реализации; степень гармоничности или конфликтности аффективной сферы; средства разрешения внутренних и внешних конфликтов; самооценка, мера ее осознанности, адекватности, гибкости и т.д.
Слайд 10Некоторые варианты проективных методик внедрены в общую, социальную психологию, используются
в педагогической, спортивной психологии
Слайд 11Большинство проективных методик не являются тестами в узком понимании этого
термина
Слайд 12Во-первых, для целого ряда проективных методик отсутствуют нормативные данные;
Практически невозможно
полностью унифицировать и стандартизировать не только анализ и интерпретацию результатов,
но даже и саму процедуру исследования
Жесткая формализация и стандартизация противоречила бы самому духу проективной техники. Но исследования по стандартизации необходимы, так как без них затруднена оценка валидности и надежности
Слайд 13Во-вторых, влияние на тестовые результаты таких факторов, как пол экспериментатора,
ситуативные установки и переживания испытуемых, атмосфера исследования в большеё мере,
чем при тестировании
Слайд 15Проекция как психологический феномен
Проекция – основная описательная и объяснительная категория
проективного метода;
Впервые термин проекция был использован З. Фрейдом для объяснения
патологических симптомов паранойи в 1896 г. Приписывание другим людям социально-неприемлемых желаний, в которых человек как бы отказывает сам себе;
В основе лежит процесс самозащиты
Слайд 16Потом Зигмунд Фрейд вводит понятие проекции как нормального психологического процесса,
участвующего в формировании нашего восприятия внешнего мира.
Таким образом, классическая защитная
проекция – приписывание другим людям вытесненных переживаний, черт характера
Слайд 17«Проекцию З. Фрейда» посчитали слишком ограниченной, поскольку:
Во-первых, многозначность термина в
психоанализе, многообразие описываемых явлений. Например: понятие используется для объяснения ситуации,
когда на врача «проецируют» чувства, предназначенные другому лицу; проекция рассматривается как своеобразное отождествление художника со своим творением или как «сопереживание» при восприятии художественных произведений. Проекция объясняет существование расовых и этнических предрассудков и т.д.
Слайд 18Во-вторых, лишь частичное сходство феноменов, обозначенных в психоанализе этим термином
с процессами, имеющими место в проективном исследовании;
В-третьих, различие типов проекции
в разных проективных тестах
Слайд 19Классификация видов проекции по Д. Холмсу
Два измерения проекции:
Что проецируется:
S
воспринимает в другом свои собственные черты или черты ему самому
не присущие;
2. Осознает ли S обладание той чертой или нет
Слайд 21Симилятивная проекция выполняет защитную функцию, препятствуя осознанию того факта, что
S в действительности обладает чертой;
Проекция Панглосса или Кассандры – вариант
защитного механизма «реактивное образование» (замена «эго» – неприемлемых тенденций на прямо противоположные. Например, преувеличенная любовь ребенка к одному из родителей может быть преобразованным чувством ненависти к нему)
Слайд 22Атрибутивная проекция – приписывание собственных мотивов, чувств и поступков другим
людям;
Комплементарная проекция: Если субъект ощущает страх, то он склонен воспринимать
других как угрожающих; приписываемая черта служит причинным объяснением собственного состояния
Слайд 23Неопределенность проективного метода
Проективные методики всегда были основаны на представлении крайне
неопределенного стимульного материала;
Неоднозначные чернильные пятна, незавершенные предложения, изображения людей и
тому подобный стимульный материал преобладал в психодиагностических тестовых методиках
Слайд 24Стимульный материал может быть однозначным:
Слайд 25 В таких случаях, стимул не в состоянии выявить
потребности или защитные механизмы испытуемых в отсутствие вариантов интерпретации этого
стимула
Слайд 26 Но если возможны несколько вариантов интерпретации того или
иного стимульного материала, такой стимул получает название неоднозначного и находит
применение в диагностике, так как различные интерпретации могут быть отнесены к личностным динамикам
Слайд 27Испытуемый, чье восприятие явно отклоняется от нормы, не вызывает у
нас затруднений. Например, человек может постоянно составлять насыщенные агрессией рассказы
по стимульному материалу ТАТ. Его истории могут постоянно вращаться вокруг семейных скандалов, соперничества сиблингов и подобных тем
Слайд 28Тем не менее возникают особые трудности с выводами относительно личностных
динамик на основе ответов по проективным методикам;
Если мы обнаруживаем протоколы,
которые не выходят за рамки интра- и интериндивидуальных норм. При таких обстоятельствах трудно сделать вывод, что у человека данная область не является проблемной;
Всегда существует вероятность того, что отсутствие враждебных настроений и эмоций в ответах является следствием действия защитных эго-механизмов
Слайд 29Область применения проективных методик
- расстановка кадров, профотбор, профориентация;
- оптимизация обучения
и воспитания;
- прогнозирование социального поведения (психологическая экспертиза призывников и др.);
-
судебно-психологическая экспертиза;
- консультативная, психотерапевтическая помощь
Слайд 30 Продуктивность использования проективных методик в прикладных психологических исследованиях
не вызывает сомнения, но этапу широкого внедрения их в практику
должен обязательно предшествовать этап теоретической апробации
Слайд 31В России проективные методики, за исключением теста Люшера и отдельных
рисуночных тестов, не нашли широкого распространения;
Вероятно, это в первую
очередь связано с отсутствием традиций, складывавшихся за рубежом не один десяток лет, а также известной сложностью работы с этими методиками
Слайд 32Учитывая потребности практики, а также тенденции развития исследовательского инструментария современной
психологии, можно, прогнозировать постепенное сближение проективных методик с тестами. Работа
в этом направлении, если она будет выполняться совместно квалифицированными клиническими психологами и специалистами в психометрике, позволит расширить сферу применения проективных методик и сделает их достоянием широкого круга исследователей
Слайд 33Рисуночные проективные методы
Рисуя тот или иной объект, человек невольно, а
иногда и сознательно передает свое отношение к нему. Вряд ли
он забудет нарисовать то, что кажется ему наиболее важным и значимым; а вот тому, что он считает второстепенным, будет уделено гораздо меньше внимания. Если какая-то тема его особенно волнует, то при ее изображении проявятся признаки тревоги. Рисунок – это всегда какое-то сообщение, зашифрованное в образах. Задача психолога состоит в том, чтобы расшифровать его, понять, что говорит ему обследуемый
Слайд 34 Для диагностического использования рисунков очень важно, что
они отражают, в первую очередь, не сознательные установки человека, а
его бессознательные импульсы и переживания. Именно поэтому рисуночные тесты так трудно «подделать», представив в них себя не таким, какой ты есть в действительности
Слайд 35Как и прочие проективные тесты, рисуночные методики очень информативны, т.
е. позволяют выявить множество психологических особенностей человека. При этом они
просты в проведении, занимают немного времени и не требуют никаких специальных материалов, кроме карандаша и бумаги
Слайд 36Дополнительным достоинством рисуночных методов является их естественность, близость к обычным
видам человеческой деятельности. Тот или иной опыт рисования есть практически
у каждого человека. Наиболее близко это занятие детям, поэтому при обследовании детей рисуночные методы применяются особенно часто. Ребенку легко понять тестовую инструкцию, для выполнения методик не нужен высокий уровень развития речи
Слайд 37Вербальные проективные методики
Вербальные методики, используют слова как в качестве стимульного
материала, так и в ответах
Ярким примером является методика «Незаконченные предложения»:
Обычно
начальные слова, фрагменты или незаконченные предложения допускают почти неограниченное разнообразие возможных завершений, например:
"Мое стремление...",
"Женщины...",
"Меня беспокоит...",
"Моя мама...".
Слайд 38 Незаконченные предложения часто формулируются так, чтобы спровоцировать испытуемого
на ответы, относящиеся к исследуемым свойствам личности. Некоторые формы этой
методики применяются для общей диагностики, но наибольшую популярность они снискали в сферах исследований и клинической практики
Слайд 39ТЕСТ СОНДИ
Методика, разработанная в 30-е годы 20
столетия венским психологом Л. Сонди, основана на эмпирических данных, полученных
при многочисленных исследованиях в основном лиц с серьезными проблемами или психическими заболеваниями;
Однако в последствии она широко применялась как проективный личностный тест, при этом обращает на себя внимание тот факт, что Сонди приводит большой набор профессий, соотносимый с разными личностными паттернами, выявляемыми методикой
Слайд 40Психологический эксперимент состоит в том, что обследуемому лицу предлагается выбрать
наиболее симпатичные и наименее приятные портреты разных мужчин и женщин.
Каждый портрет по своей физиогномической и психологической сущности отражает в наиболее заостренном виде проявление одной из основных восьми базисных человеческих влечений. Сонди полагает, что типологически разные личностные структуры могут быть представлены различными сочетаниями этих 8-ми основных влечений. Каждое из них в зависимости от формализованных показателей выявляет ту или иную патологию или проблему обследуемой личности
Слайд 41В обоснование своего метода Сонди высказывает предположение, что наиболее выраженную
силу и психодиагностическое значение имеют портреты, которые соответствуют наиболее значимым
потребностям индивида и генетически обусловленным склонностям. Свои предположения Сонди аргументирует проведенными экспериментальными исследованиями и клиническими наблюдениями
Слайд 42Портреты распределены на 6 серий по 8 портретов в каждой
серии. Сама идея – использовать заостренные патологическим процессом личностные свойства
не только для дифференциально-диагностических целей, но и для изучения личности – лежит в основе многих психодиагностических методик, высвечивающих умеренными количественными показателями черты характера и свойства личности, которые при высоких показателях интерпретируются как отклонение от нормы
Слайд 43 Л.Н. Собчик разработала модифицированным вариантом теста Сонди.
В этом варианте все портреты выполнены заново известным художником Б.И.
Энским с сохранением их психологической сущности и сходства с оригиналом. Затем валидность теста была проверена на репрезентативных группах нормы и контингента клиники пограничных состояний.
Слайд 44Сам Л. Сонди на основании экспериментальных данных утверждает, что этнические
и культурно-социальные аспекты не влияют на результаты тестирования, так как
структура влечений, лежащих на основе перцепции материала методики, универсальна для людей любой национальности и социально-региональной принадлежности
Слайд 46Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!
Спасибо за внимание!