Слайд 1Проектно-исследовательская работа
« ВОЛШЕБНАЯ СОЛЬ»
Подготовили:
обучающиеся 2 класса
МБОУ «Первоцепляевская СОШ»
Астахов
Артём
Бочкарёва Альбина
Руководитель:
учитель начальных классов
Дрокина Татьяна Николаевна
Слайд 2
ЦЕЛЬ: изучить особенности соли, её свойства, качества и применение.
Слайд 3
ЗАДАЧИ:
-найти информацию о соли;
-изучить исторические сведения о соли;
-узнать
о значении соли в жизни человека;
-провести опыты с солью;
- изготовить
мешочки с солью, обладающие лечебным эффектом;
-проанализировать полученные результаты.
Слайд 4ГИПОТЕЗА:
Мы предположили, что соль –это не только вещество, необходимое человеку
для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов и наблюдений
.
Слайд 5
Работа с научно-популярной литературой
Чтобы найти необходимый материал, мы пошли в
библиотеку. Там, с помощью библиотекаря, ознакомились с научно-популярной литературой, научились
находить интересующие нас темы, работать с содержанием книг.
Слайд 6Работа с Интернет - ресурсами
Также мы воспользовались Интернет
– ресурсами и нашли интересующие нас сведения о соли.
Слайд 7И вот что мы узнали:
Происхождение слова «соль», по мнению
некоторых учёных, связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца –
Солонь.
В древности соль ценилась буквально на вес золота. Соли было так мало, что рабочие – солевары пользовались большим почётом. Нехватка соли вызывала народные волнения – соляные бунты, которые не всегда заканчивались благополучно. Из-за соли велись войны между соседними странами. В некоторых странах солью платили жалование.
Слайд 9 Из книг мы узнали, как в древности люди
добывали соль. Они сушили растения, которые имели солёный вкус, а
затем сжигали на костре. Золу использовали в пищу. Позднее люди научились поливать горящие куски дерева солёной водой из моря, и также употребляли золу.
Слайд 10Добыча соли в настоящее время
Сейчас соль добывают со дна высохших
озёр и даже тех, что ещё не высохли. Машины отсасывают
из озера воду, потом её выпаривают, и остаётся белый порошок, который мы каждый день видим в солонке.
Слайд 11 А там, где озёра высохли, а море отступило,
соль засыпало песком и землёй , образовалась суша, и иногда
горы. Под тяжестью верхних пластов соль стала твёрдой, как камень – это каменная соль. Чтобы добраться до этой соли, прорывают глубокие шахты.
Слайд 12 История добычи соли хорошо прослеживается в названиях старинных русских
городов: Соликамск, Солигорск, Соль-Илецк, Усольск, Сольветка и многие другие города
и деревни. Многие озёра носят название Солёное.
Слайд 13Обычай встречать гостей
хлебом - солью
Классный руководитель рассказала нам
о том, что по старинному славянскому обычаю, который сохранился и
поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль. Во многих русских народных пословицах говорится о соли:
«Хлеб -соль кушай, да правду слушай», «От хлеба-соли и царь не отказывается», «Без соли, без хлеба – худая беседа».
А выражение «вместе пуд соли съесть» означает лучше узнать человека, делить с ним горе и радость.
Слайд 14Соль и организм
Чтобы узнать, нужна ли соль нашему организму мы
обратились к медицинской сестре нашей школы. Она рассказала о том,
что соль необходима человеку. Соль регулирует работу сердца и мышц, содержится в желудочном соке, желчи. Слёзы, пот, кровь человека на вкус солёные – значит, там тоже содержится соль. Всего в нашем организме находится около 200 г соли. Без соли организм живых существ гибнет. Однако и много соли есть вредно. Врачи рекомендуют употреблять до 4 г соли в день.
Слайд 15Соль в медицине
В выработках соляных
шахт создают подземные лечебницы, санатории. Там очень целебный
воздух и совсем нет вредных микроорганизмов.
Слайд 16 Соль продолжала нас удивлять. Оказывается, с помощью соли не только
готовят пищу, консервируют мясо, рыбу, овощи, но и выводят с
одежды различные пятна, моют посуду, чистят утюг, лечат больное горло .
Слайд 17Какими же волшебными свойствами обладает соль?
В школе мы
обнаружили стаканчик, но в нем было что-то необычное. Как оказалось,
когда-то в этом стаканчике была солёная вода, но вода испарилась, а соль образовала на стенках узоры , похожие на те, которые рисует мороз на окнах.
«Какая волшебная соль», - удивились мы тогда.
Слайд 18 На дворе конец апреля и так хочется, чтобы скорее наступил
Новый год. И соль опять помогла нам. Для создания новогоднего
настроения в классе мы взяли сосновую ветку (с дерева не срезали, нашли на земле) и веточки рябины. Для «заснеживания» веток мы приготовили крепкий солевой раствор. Дальше мы опустили в раствор ветки примерно на 1 – 2 часа. Когда время прошло, мы посмотрели на ветки и немного разочаровались. На ветках ничего не было, они просто намокли. Мы их осторожно вытащили и положили сушиться. На следующий день мы пришли в школу и увидели, что после полного высыхания ветки заблестели и покрылись белым «инеем», как бывает в сильные морозы. Но наш иней не растает. Вот такое волшебство!
Слайд 20Опыт «Незамерзающая соль»
Зимой на дорогах и тропинках образуется лёд, бывает
гололедица. Чтобы люди не падали и не происходили аварии, лёд
посыпают солью. Мы налили в две чашечки воды, в одну добавили и размешали соль. Потом обе чашки поставили в морозилку. Через 8 часов обнаружили, что пресная вода превратилась в лёд, а солёная стала холодной, но не замерзла. Оставили воду в морозильной камере. Через два дня проверили. Солёная вода немного замерзла, стала похожа на жидкую кашу.
Слайд 21 Опыт «Плавающее яйцо»
Самым весёлым был опыт, который мы провели с
яйцом. Опустили сырое яйцо в баночку с пресной водой, оно
сразу же опустилось на дно. В другой банке навели крепкий соляной раствор, опустили туда наше яйцо. Оно стало плавать на поверхности. В эту банку потихоньку начали подливать пресной воды. Яйцо стало опускаться вниз, но не утонуло. Оно плавало в середине раствора, но при этом казалось большим и круглым. Мы испугались, что оно сейчас лопнет. А когда достали яйцо, то оно было прежним.
Слайд 22Выводы:
В ходе нашего исследования мы узнали, что история соли насчитывает
не одну тысячу лет, что она когда –то была предметом
роскоши и из –за нее начинались войны.
Узнали, что раньше люди не знали, откуда она берется, как ее добывать, приписывали ей магические свойства – поэтому она была такой дорогой.
Выяснили, что в современном мире соль используется не только в пищевой промышленности, но и в разных других областях, имеет широкий спектр применения.
Убедились , что современный мир не приписывает соли «волшебных» свойств, но нуждается в ней не меньше наших предков.
Провели практические опыты и узнали о некоторых свойствах соли.
Изготовили мешочки с солью, обладающие лечебным эффектом.