Слайд 1Проектные технологии
как условие творческой самореализации младших школьников
Работу выполнила:
Слайд 2 «Человека можно заставить выполнить ту или иную деятельность, но нельзя
заставить его реализовать (выполнить) себя»
(Л. Н. Коган)
«Личность строит себя
сама. Отсюда роль педагогики — не формирование, а помощь в нем» (Е. С. Сироткина)
«При этом во главу угла ставится ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования»
(Г. К. Чернявская)
Слайд 3 Основные идеи педагогов заключались в том, что организация обучения в
проектной деятельности предполагает превращение учащегося в субъект творческой деятельности, где
каждый школьник становится равноправным членом творческого коллектива.
Главная идея такой формы обучения состоит в следующем: с большим увлечением ребенком выполняется только та деятельность, которая выбрана им самим свободно.
Анализ научно-педагогической литературы показал, что, исследуемая проблема остается открытой для теоретического осмысления и практического изучения.
При этом, чтобы добиться результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.
Слайд 4 Творческая самореализация- динамическое саморазвертывающееся взаимодействие школьника со своим внутренним миром
и внешним — образовательным пространством в деятельностной форме активности, при
котором происходит переход его потенциальных возможностей в актуальные, а результативность характеризуется достижением учеником совокупного образовательного продукта, сопровождаемого востребованностью внутреннего потенциала и ощущением успеха.
Слайд 5Компоненты творческой самореализации:
мотивационный
(способность к выбору и постановке цели);
интеллектуально-коммуникативный
(интеллектуально-логические,
интеллектуально- эвристические и коммуникативно-творческие способности);
содержательно-операционный
(способности к творческой преобразовательной деятельности и
эстетические качества личности);
рефлексивный
(способности личности к самоуправлению и самоанализу в творческой деятельности).
Слайд 6 Проектная деятельность — это совместная познавательная, творческая деятельность, направленная на
овладение учащимися приемами самостоятельного достижения поставленной познавательной задачи, удовлетворение познавательных
потребностей, самореализацию и развитие личностно значимых качеств в процессе выполнения учебного проекта.
Слайд 7Этапы проектной деятельности:
1. Мотивационный этап;
2. Планирующий — подготовительный этап;
3. Информационно
– операционный этап;
4. Рефлексивно-оценочный этап.
Слайд 8 Рассмотрев самореализацию и проектную деятельность применительно к младшему школьному возрасту,
можно прийти к выводу о том, что включение младших школьников
в проектную деятельность создает необходимые условия дня активизации у них творческой самореализации. Для младших школьников проектная деятельность становится личностно значимой творческой деятельностью, в которой успешно осуществляется их целенаправленная активность по реализации собственных возможностей и способностей.
Слайд 9Практико – ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников
проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован
в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему. (Например, проект «Каждой печужке - по кормушке»; проект «Моя семья»- создание ролика- социальной рекламы; проект «Золотая волшебница – осень» по созданию гербария из осенних листьев и подборкой стихов о деревьях и кустарниках; проект «Букет цветов», изготовленный оригами из цветной бумаги; проект «Новогодний плакат»).
Слайд 10Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает
обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы
с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, исследование, моделирование, социологический опрос, интервьюирование.
(Индивидуальный проект «Летопись моей семьи»)
Слайд 11Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении
с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в школьной газете, в журнале, в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.(Например, проект « Безопасные дороги для весёлой детворы» по созданию книжки- раскладушки; проект-создание рукописной книги « Моя семья в годы Великой Отечественной войны», проект «Будь здоров!»)
Слайд 12Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению
результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного
или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы. (Например, проект «Волшебные правила здоровья»; театрализованное представление народной сказки «Лиса и Заяц»; праздник «Прощай начальная школа»; проект «Поэтическое вдохновение» - сборник стихов «Детство поселилось в школе навсегда»).
Слайд 13Правила выбора темы проекта:
Тема должна быть интересна ребенку, должна увлекать
его.
Тема должна быть выполнима, решение ее должно быть полезно участникам.
Тема
должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Тема должна быть доступной.
Слайд 14Степень активности и самостоятельности учеников и учителя
на разных этапах
можно представить в следующей схеме:
1-й этап - УЧИТЕЛЬ ученик,
2-й и 3-й этапы- учитель -УЧЕНИК,
Последний этап-УЧИТЕЛЬ ученик.
Слайд 15 Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая
проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат,
готовый к использованию (на уроке, в школе, в внеклассной работе, дома пр.). Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.