Слайд 1Монумент и урбанистка
роль памятника в
городской среде
Читает Михаил Уваров
Слайд 2Виды городских памятников
Статуи (городская и парковая скульптура);
монументы (монументальную скульптуру обычно
устанавливают в честь значимых, героических событий, требовавших приложения огромных усилии
в контексте восприятия человеком своего времени. В архитектурном плане такие памятники обычно выполняют роль композиционного центра площади или другого общественного пространства);
триумфальные арки, обелиски, ростральные колонны, триумфальные колонны;
трофеи и кенотафы;
установленные в качестве памятника технические устройства, чаще всего — транспортные (паровозы, автомобили, танки, пушки, самолеты и т. д.);
абстрактные композиции (арт-объекты);
мемориальные таблички, доски, барельефы;
надгробные памятники.
Слайд 3Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию)
появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, фигуры
богов и гениев, мемориальные арки и колонны.
Слайд 4Фреска на стене древнеримской виллы из Стабий (I век н.э.)
“Вид
на гавань”
Слайд 5 В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты в знак
особых феодальных привилегий или в качестве демонстрации могущества экономики средневекового
города.
Рыночный крест
(market-cross)
в Шотландском городе
Слайд 6“Рыночный крест” в Мальмсберри (Юго-западная Англия). Конец XV века
Слайд 7Отдельный интерес представляют т.н. «чумные колонны», памятники на городских площадях,
возведённые в память об избавлении от морового поветрия.
Холерный фонтан в
Дрездене и чумной столб в Вроцлаве
Слайд 8 Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения.
Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам. Такие статуи устанавливались
на площадях или перед королевским дворцом и, как правило, были конными статуями. Чуть позже, с XVII века пришла мода на триумфальные арки, колонны и обелиски, которые, опять же, возводились с оглядкой на античные памятники.
Памятник Козимо I Медичи – великому герцогу Тосканы, расположенный на площади Синьории во Флоренции (1598 год)
Слайд 9Арка Сан-Дени, установленная на северном въезде в Париж в честь
побед французского короля Людовика XIV над Нидерландами (1672 год)
Слайд 10 Первый монументальный памятник в Петербурге. 1 января 1712
года по возвращению Петра 1 из Прутского похода и заключению
мира с Турцией на невском льду, напротив дворца Меншикова, была установлена однопролетная арка с четырьмя колоннами.
Слайд 11 Хронологически развитие городских памятников Петербурга
можно разделить на три больших периода:
Памятники дореволюционной эпохи. В
городской среде доминировали памятники императорам и полководцам, реже гражданским деятелям и людям искусства. Возводились колонны, триумфальные арки и статуи в духе античности, а так же аллегории. Малая скульптура была представлена в городских и владетельных садах.
Памятники советской эпохи. Помимо памятников вождям и героям, в этот период активно возводятся монументальные композиции, создаются целые ансамбли (к примеру, площадь Победы), а так же устанавливаются памятники гражданской и военной технике.
Современный период (с конца XX века). Активное развитие малых форм, «авторской» скульптуры. Появление арт-объектов и абстрактных памятников.
Слайд 12Примеры памятников дореволюционного Петербурга
Памятник Суворову перед Марсовым полем,
скульптор М.И.
Козловский (1799-1801 годы)
Слайд 13Колонна славы перед Троице-Измайловским собором.
Архитектор Д.И. Гримм (1886 год)
Слайд 14И. И. Шарлемань. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских
в Санкт-Петербурге. 1850-е
годы.
Слайд 15Скульптура и малые формы, а так же шутливые памятники
располагались
в садах и парках.
Слайд 16С конца XVIII века в Петербурге, как и в мире
появляются памятники-символы — монументы, вызывавшие у современников и потомков яркие эмоции. Для
одних людей памятники-символы могут иметь позитивное значение (героические памятники в честь одержанных побед, мемориалы павшим), а для других — сугубо негативное (как символы порабощения и угнетения, излишне пафосные). Одной из особенностей таких памятников, как правило является их положение – подобные монументы или скульптуры занимают центральное место на площадях. Зачастую, окружающий их ансамбль формируется под влиянием этих монументов.
Слайд 18Урбанистическая проблема, возникшая в конце данного периода – появление многочисленных
памятников членам императорской семьи и полководцам, некоторые из которых были
однотипными, неудачными по исполнению или не вписывались в окружающую среду.
Пётр I спасает моряков в Лахте.
Л. Берштрам (1907-1910 годы)
Памятник Николаю Николаевичу (старшему). Пьетро Каноника (1913 год)
Слайд 19Памятник императору Александру III. Скульптор Паоло Трубецкой (1909 год)
Вид Знаменской
площади в начале XX века (ныне – площадь Восстания)
Слайд 20Памятники советской эпохи.
Мемориал на Марсовом поле, архитектор Л.В. Руднев (1919
год)
Слайд 21Памятник С.М. Кирову.
Арх Ной Троцкий (1938 год)
Монумент «Серп и
Молот» в
Южно-Приморском парке (1967 год)
Слайд 22Малая и парковая скульптура советского Ленинграда
Слайд 23Пример монументального ансамбля. Площадь Победы. Архитектор С.Б. Сперанский (1975 год)
Слайд 24Основная проблема памятников советского периода
– излишняя заидеологизированность скульптуры и
монументов.
Слайд 25В конце XX — начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные»
памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину несут в себе
некоторую «интерактивность» - прохожие могут с ними взаимодействовать.
Современный период
Слайд 26Шемякинские сфинксы (1995 год) – памятник-символ, который так же обращает
внимание смотрящего на другой объект – тюрьму «Кресты».
Возникают памятники, отсылающие
к негативным событиям из прошлого и отображающие реакцию скульпторов на излишнее давлении государства в прошлую эпоху.
Слайд 27Современные памятники так же взяли кое-что от античности. Часто в
городе возникают памятники места, своеобразные «genius loci».
Памятник коту на
Канонерском
острове (2013 год)
Нос майора Ковалёва на доме 36
по Вознесенскому проспекту
Слайд 28Малая скульптура, арт-объекты и их взаимодействие со стрит-артом в значительной
мере облагораживают пространство городских дворов, в особенности это касается дворы-колодцы.
Итальянский
дворик в Санкт-Петербурге. Итальянская улица, дом 29
Слайд 29Двор Малой академим искусств - школы Владимира Лубенко.
Улица Чайковского, дом
2/7
Слайд 30Многие интересные памятники город приобрёл к своему трёхсотлетию в виде
подарков от городов-побратимов или даже от отдельных стран.
Сад дружбы на
месте разрушенного в Блокаду дома на Литейном проспекте (подарок к 2003 году от города Шанхай)
Слайд 31Современная городская среда уже не мыслится без скульптур и монументов,
причём зачастую именно малых форм. Однако не все из них
удачные, не все к месту, и, к сожалению, располагаются, как правило в центре города, в то время как спальные районы по большей части лишены яркой скульптуры или необычных памятников.
Слайд 32В современных спальных кварталах как правило большие озеленённые дворы –
наследие идеи урбанистов XX века о «городе-саде». В таких дворах
роль скульптуры и памятников обычно играют детские площадки или фигуры животных, а так же сказочные персонажи.
Слайд 33Здесь хорошо бы пошли как игрушечные памятники для детей, так
и арт-объекты, своими формами дополняющие окружающую их геометрию зданий.
Памятник дворнику
из мультфильма «Падал прошлогодний снег». Скульптор Сергей Мельников (2012 год). Микрорайон Озерки, Афанасьевская улица, дом 6
Слайд 34Композиция представляет собой куб, каждая сторона которого разбита на множество
нетождественных прямоугольников и окрашена в яркие цвета в стиле художников-авангардистов
начала ХХ века.
Арт-объект «Фрагментарность». Художник Сергей Киселёв. (2012 год)