Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогический коллектив как социальная организация
Педагогическому коллективу свойственны все признаки
социальной организации как системы:
множество элементов;
единство главной цели для всех
элементов, наличие осознанных целей и согласованность интересов;
относительная самостоятельность элементов;
наличие связей между элементами;
организационная структура, целостность и единство элементов структуры;
чётко выраженное управление;
организационная культура;
постоянное взаимодействие с внешней средой;
использование ресурсов;
границы существования.
Слайд 2ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогический коллектив как социальная организация
Специфика педагогического коллектива как организации:
специфика
профессиональной деятельности, а именно, обучение и воспитание подрастающего поколения;
специфика ценностных
ориентаций в деятельности;
полифункциональность деятельности (педагогический коллектив выступает в качестве субъекта собственного развития, с одной стороны, и образовательного процесса школьников, с другой);
высокая степень самоуправляемости;
высокий потенциал саморазвития;
коллективный характер труда и коллективная ответственность за все результаты своей деятельности;
соответствие деятельности интересам и общества и отдельной личности;
преимущественно женский состав и особенности его влияния на характер взаимоотношений.
Слайд 3ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогический коллектив как социальная организация
Структура отношений в коллективе по
уровням:
Формальные отношения.
Отношения членов коллектива к реализуемой им образовательной деятельности,
его профессиональная позиция.
Межличностные отношения, опосредованные содержанием образовательной деятельности.
Межличностные отношения, для которых содержание совместной деятельности не является определяющим.
Слайд 4ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогический коллектив как социальная организация
«Развитие –
«процесс закономерного изменения, перехода из одного состояния в другое, более
совершенное; переход от одного качественного состояния к новому, от простого к сложному, от низшего к высшему». (Философский словарь)
Организационное развитие – процесс движения к качественно новому состоянию организации, причём не случайному, а объективно необходимому изменению её инфраструктуры.
Слайд 5ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Педагогический коллектив как социальная организация
Саморазвивающейся организации присущи следующие
черты:
она приспосабливается к новым целям, как этого требуют быстрые изменения
условий окружения;
её члены осуществляют сотрудничество и управляют изменениями, предотвращая их разрушительное воздействие на организацию;
в ней есть благоприятные возможности для роста и самоусовершенствования (самоактуализации) её членов;
для неё характерны свободное общение (открытые коммуникации) и высокое взаимное доверие сотрудников, поэтому противоречия разрешаются конструктивно;
в ней участие каждого в постановке целей и принятии решений является правилом, так что работники ощущают свою вовлечённость в планирование и управление изменениями.
Слайд 6ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Основные подходы
Профессиональное развитие педагогического коллектива –
это управляемый процесс непрерывного движения к качественно новому состоянию организации,
направленный на поэтапное формирование профессиональной зрелости коллектива как его готовности к продуктивному решению новых педагогических задач
Слайд 7ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Основные подходы
Слайд 8ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Основные подходы
Акмеологический подход (как интегратор подходов
к профессиональному развитию) – совокупность принципов, приёмов и методов, позволяющих
решать акмеологические задачи.
Слайд 9ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Школьная акмеология
Акмеология
(от древнегреческого acme – цветущая сила, вершина) – наука о
высших достижениях в жизнедеятельности и развитии человека.
Человек в акмеологии рассматривается как субъект жизнедеятельности, способный к саморазвитию и творчеству, к самоорганизации и профессиональной деятельности.
В основе саморазвития лежит потребность человека в достижениях, стремление к успеху, активная жизненная позиция, позитивное мышление, вера в свои возможности.
Слайд 10ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Школьная акмеология
АКМЕ – ориентация на жизненный успех, достижение вершины
в развитии каждого ученика и учителя, на развитие творческого потенциала
и продление периода творческой деятельности, его социальную адаптацию в сложных условиях бытия.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ – профессиональная ориентация на успех в собственной педагогической деятельности, в работе всего коллектива школы, в обучении и воспитании каждого ученика, в развитии его творческого потенциала, установка на саморазвитие.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ СРЕДА – энергетическое пространство школы, её социума, установки в деятельности учителей и учащихся на успех, высокие результаты, творческий поиск, престиж качества работы и учёбы.
АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА – качественная характеристика деятельности школы и её результатов в русле акмеологической концепции образования.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ – технологии обеспечения достижений и высоких индивидуальных результатов в обучении и воспитании каждого ученика в условиях вариативности образовательных программ.
АКМЕОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ – задачи развивающей работы педагога, стимулирующие процесса саморазвития ученика.
Слайд 11
Акмеологическая
позиция педагога
Профессиональная
зрелость
1.Профессиональная
компетентность.
2.Педагогическое
мастерство.
3.Устойчивая мотивация педагогической деятельности.
Личностная
зрелость
1.Самостоятельность и ответственность.
2.Способность к рефлексии и
самоанализу.
3.Способность определять свою «зону» ближайшего развития и перспективы своего саморазвития.
Духовная
Зрелость
1.Жизненная мудрость.
2. Осознание необходимости жить и работать по совести.
3.Высокий уровень духовного развития.
4.Целенаправленная работа по развитию духовно-нравственного потенциала ребёнка.
«Акмеологическое развитие педагога – это его целостное профессиональное развитие как специалиста, личности и духовно зрелого человека…
В.Н.Максимова.
Слайд 12ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Акмеологическе факторы и условия
Акмеологическе факторы и условия
способствуют прогрессивному развитию личности и коллектива :
Акмеологические
условия – значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого уровня прогрессивного развития зрелой личности и особенно её профессионализма.
Акмеологические факторы – основные причины, носящие характер движущих сил, главные детерминанты прогрессивного развития личности и её профессионализма.
Слайд 13ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Акмеологическе факторы и условия
Непрерывное
образование
Мониторинг
Управление
Мотивация
Инновационная
деятельность
ПЛР
Слайд 14ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Инновационная деятельность
«Инновации в образовании, понимаемые как внесение
нового, как изменение, совершенствование и улучшение существующего, можно назвать характеристикой
образования, вытекающей из его основного смысла, сущности и значения»
«Под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств»
«Образовательная инновация может быть определена как системное преобразование педагогической действительности…Инновация выступает при этом как выражение стремления к более высокой степени обобщения процессов и результатов преобразующей педагогической действительности»
Слайд 15ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Инновационная деятельность
Характеристики инновационной деятельности:
целенаправленность;
творческий поиск;
новый опыт, обеспечивающий движение
за свои пределы педагогической культуры;
прогрессивное развитие как самоцель;
технологическая и личностная
специфика деятельности;
отказ от известных штампов и стереотипов;
создание новых нормативов педагогической деятельности;
новая логика мышления;
мотивационная готовность к поиску;
решение самых сложных задач обучения и воспитания и др.
Слайд 16ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Инновационная деятельность
Виды инноваций:
Системные инновации
Модульные инновации
Локальные инновации
Слайд 17ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Инновационная деятельность
Организация инновационной деятельности направлена на:
обеспечение организационных и
психолого-педагогических условий для вовлечения педагогического коллектива в инновационную деятельность;
развитие творчества
в деятельности педагогов;
мониторинг качества инновационной деятельности.
Слайд 18ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Инновационная деятельность
Возможная структура организации ИД
Слайд 19ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Инновационная деятельность
Мониторинг качества инновационной деятельности предусматривает:
создание программы мониторинга
качества образования в ходе экспериментальной деятельности школы;
создание программы мониторинга качества
обучения и воспитания учащихся;
создание программы мониторинга качества педагогической, в т.ч. инновационной, деятельности учителей.
Слайд 20ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Компоненты профессиональной зрелости как готовности к
творческой профессиональной деятельности:
личностно-гуманная ориентация и эмоционально-нравственная готовность;
теоретико-познавательная готовность;
конструктивно-проектирововчная
готовность;
общая эрудиция, общекультурная готовность;
профессионально-личностные качества;
умение соотнести свою деятельность с мировой педагогической культурой;
мотивационная сфера личности.
Слайд 21ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Профессиональное развитие рассматривается как сущность
непрерывного образования, как его внутренний процесс, как процесс саморазвития и
самоутверждения личности педагога.
Слайд 22ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Основные принципы системы непрерывного образования:
приоритет образовательной парадигмы
школы;
интеграция различных форм образования;
применение активных методов в обучении;
приоритет потенциала самоорганизации,
нацеленность на «пробуждение внутренних возможностей каждого учителя»;
использование профессионального и жизненного опыта учителей.
Слайд 23ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Возможная структура организации непрерывного образования:
Слайд 24ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Возможные формы организации непрерывного образования:
Слайд 25ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Смешанные формы непрерывного образования
Школа
Учреждения
ДПО, ВПО
Педагогическая
практика
студентов
Социальное
партнёрство
Конкурсы
Школа
Слайд 26ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Внутренние формы непрерывного образования
Слайд 27ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Внутренние формы непрерывного образования
Слайд 28ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Непрерывное образование
Внутренние формы непрерывного образования
Слайд 29ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Мотивация профессионального развития
Мотивация – побуждение и воодушевление коллектива
к действиям (продолжению действий) в нужном направлении.
Слайд 30ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ
Мотивация профессионального развития
Формирование мотивационной среды:
Организационная культура:
- формальная структура деятельности;
- формирование
корпоративной культуры;
- культура ценностей и организационного поведения.
2. Экологическая среда:
- гигиенические режимы;
- дизайн и эстетика;
- условия для работы и отдыха.
3. Профессиональная среда:
- обеспечение факторов и условий профессионального развития;
- обеспечение адаптации;
- обеспечение условий «социального принятия».
4. Система внешних стимулов:
- морального поощрения,
- материального стимулирования.