Разделы презентаций


Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов. Средства

Содержание

Профессионально-прикладная физическая подготовка как составляющая специальной подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов.
Средства повышения общей и профессиональной

работоспособности. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами физической культуры.
Лекция 15

Профессионально-прикладная физическая подготовка будущих специалистов. Средства повышения общей и профессиональной работоспособности. Профилактика профессиональных заболеваний и травматизма средствами

Слайд 2Профессионально-прикладная физическая подготовка как составляющая специальной подготовки.
Профессионально-прикладная физическая подготовка

(ППФП) — разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление

физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду.

Профессионально-прикладная физическая подготовка — это специально направленное и избирательное использование средств физической культуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда.
Каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Поэтому если вы готовитесь к профессии геолога-поисковика, то вам нужна профессионально-прикладная физическая подготовка одного содержания, а будущему филологу — другая.
Эти отличия и отражаются цели и задачах ППФП. как самостоятельного раздела учебной дисциплины «Физическая культура».

Определение понятия ППФП, её цели, задачи, средства.

Профессионально-прикладная физическая подготовка как составляющая специальной подготовки. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) — разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся

Слайд 3Итак, цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности.




Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у будущих специалистов психофизические

предпосылки и готовность:
к ускорению профессионального обучения;
к достижению высокопроизводительного труда в избранной профессии; к предупреждению профессиональных заболеваний и травматизма, обеспечению профессионального долголетия;
к использованию средств физической культуры и спорта для активного отдыха и восстановления общей и профессиональной работоспособности в рабочее и свободное время;
к выполнению служебных и общественных функций по внедрению физической культуры и спорта в профессиональном коллективе.
Итак, цель ППФП — психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Чтобы достичь эту цель, необходимо создать у

Слайд 4Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности

и состоят в том, чтобы:

формировать необходимые прикладные знания,
осваивать прикладные умения

и навыки;
воспитывать прикладные психофизические качества;
воспитывать прикладные специальные качества.
Конкретные задачи ППФП студентов определяются особенностями их будущей, профессиональной деятельности и состоят в том, чтобы:формировать необходимые прикладные

Слайд 5Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их

можно получить в процессе физического воспитания, на лекциях по учебной

дисциплине «Физическая культура», во время кратких методических бесед и установок на мето-дико-практических и учебно-тренировочных занятиях, путем самостоятельного изучения литературы. Специфические прикладные знания о необходимой психофизической подготовленности можно получить также в учебном материале и по другим дисциплинам («Техника безопасности» и др.). Следует отметить, что знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой профессиональной работоспособности человека в сфере труда.
Прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, на

Слайд 6Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при

выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению

при решении производственных задач (плавание, ходьба на лыжах, гребля, управление автомототранспортом, езда на лошади и др.).
Естественно, что этими умениями и навыками лучше владеет человек, занимающийся прикладными видами спорта: туризмом, автомотоспортом, водными и! различными видами конного спорта и т.д.
Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому

Слайд 7Прикладные психофизические качества — это обширный перечень необходимых для каждой

профессиональной группы прикладных физических и психических качеств, которые можно формировать

при занятиях различными видами спорта.
Прикладные физические качества — быстрота, сила, выносливость, гибкость и ловкость необходимы во многих видах профессиональной деятельности, где специалистам для качественного выполнения работы требуется или повышенная общая выносливость, или быстрота, или сила отдельных групп мышц, или ловкость. Заблаговременное акцентированное формирование этих прикладных качеств в процессе физического воспитания до профессионально требуемого уровня и является одной из задач ППФП.
Прикладные психофизические качества — это обширный перечень необходимых для каждой профессиональной группы прикладных физических и психических качеств,

Слайд 8Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут

формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, я самостоятельно. Нельзя сделать человека

смелым, мужественным, коллективистом с помощью одних разговоров, Его обязательно надо ставить в условия, когда требуется проявить эти качества. Именно на спортивных тренировках, при регулярных самостоятельных занятиях физической культурой могут быть созданы условия, при которых проявляются такие волевые качества, как настойчивость, решительность, смелость, выдержка, самообладание, самодисциплина.
Направленным подбором упражнений, выбором видов спорта, спортивных игр можно акцентированно воздействовать на человека, Способствуя формированию конкретных психических качеств и свойств личности, определяющих успешность профессиональной деятельности.
Прикладные психические качества и свойства личности, необходимые будущему специалисту, могут формироваться и на учебно-тренировочных занятиях, я самостоятельно.

Слайд 9Профессор Н.Г. Озолин.
«При формировании какого-либо умения или навыка надо

занимающегося постепенно подводить при обучении к выполнению упражнения в «рабочей»

обстановке, он подчеркнул, что можно без труда выработать у занимающихся прочный навык хождения по бревну, лежащему на земле, но мало кто из них сразу же пойдет по бревну, поднятому на высоту нескольких метров.
Боязнь упасть, излишняя мышечная напряженность не позволяют сразу проявить выработанный навык. Нужна специальная тренировка с постепенным усложнением задачи — постепенным повышением высоты установки бревна. А то, что гимнасты, прыгуны в воду быстрее и лучше справятся с вышеприведенной задачей, чем, например, штангисты, пловцы или бегуны, вполне очевидно не только для специалистов.»
Этот пример показывает возможность и необходимость в ряде случаев воспитания прикладных психических качеств посредством именно специально подобранных физических упражнений при подготовке человека к избранной им профессиональной деятельности.
Профессор Н.Г. Озолин. «При формировании какого-либо умения или навыка надо занимающегося постепенно подводить при обучении к выполнению

Слайд 10Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям

внешней среды: холода и жары, укачивания в автомобиле, на море,

в воздухе, недостаточного; парциального давления кислорода в горах и др. Такие способности можно развивать путем закаливания, дозированной тепловой тренировки, специальными упражнениями, воздействующими на вестибулярный аппарат (кувырки, вращения в различных плоскостях), укреплением мышц брюшного пресса, упражнениями на выносливость, при которых возникает двигательная гипоксия и т.д.

Формировать специальные качества можно в процессе ППФП не только с помощью специально подобранных упражнений, но и при регулярных занятиях соответствующими в каждом случае (прикладными) видами спорта. Следует иметь в виду и особенности так называемой неспецифической адаптации человека: Установлено, что хорошо физически развитый и тренированный человек быстрее акклиматизируется в новой местности, легче переносит действие низкой и высокой температуры

Прикладные специальные качества — это способность организма противостоять специфическим воздействиям внешней среды: холода и жары, укачивания в

Слайд 11Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентов
Двигательную

деятельность человека, его трудовую активность определяют такие компоненты, как мышечная

сила» выносливость, быстрота, координация движений, способность к концентрированному и устойчивому вниманию, реакция выбора и другие психофизические качества.
Общепризнанно, что все эти составляющие так же, как и профессиональные свойства личности, в определенных условиях и пределах тренируемы. Психофизиологическое понятие «трудовая деятельность» по психофизическим компонентам аналогично понятию «спорт». Так же сходны и принципиальные требования и условия их совершенствования.
Профессионально-прикладная физическая подготовка должна опираться на хорошую общефизическую подготовленность студентовДвигательную деятельность человека, его трудовую активность определяют такие

Слайд 12Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:
• формы (виды) труда специалистов

данного профиля;
• условия и характер труда;
• режим труда и отдыха;

особенности динамики работоспособности специалистов в процессе труда и специфика их профессионального утомления и заболеваемости.

Формы (виды) труда. Основные формы труда — физический и умственный. Разделение труда на «физический» и «умственный» носит условный характер. Однако такое разделение необходимо, ибо с его помощью легче изучать динамику работоспособности специалистов в течение рабочего дня, а также подобрать средства физической культуры и спорта в целях подготовки студентов к предстоящей работе по профессии. .

Условия труда (продолжительность рабочего времени, комфортность производственной сферы) влияют на подбор средств физической культуры и спорта для достижения высокой работоспособности и трудовой активности человека, а следовательно, определяют конкретное содержание ППФП специалистов в определенной профессии.

Основные факторы, определяющие конкретное содержание ППФП:• формы (виды) труда специалистов данного профиля;• условия и характер труда;• режим

Слайд 13Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы

правильно подобрать и применить средства физической культуры и спорта, важно

знать, с какой физической и эмоциональной нагрузкой работает специалист, как велика зона его передвижения и т.д.
Следует учитывать, что характер труда специалистов одного и того же профиля может быть разным даже при работе в одних и тех же условиях, если они выполняют неодинаковые виды профессиональных работ и служебных функций.
В таких случаях у специалистов совершенно разные психофизические нагрузки, поэтому нужны разные прикладные знания, умения и навыки, разнонаправленные рекомендации по применению средств физической культуры и спорта в режиме труда и отдыха.

Режим труда и отдыха влияет на выбор средств физической культуры, чтобы поддерживать и повышать необходимый уровень жизнедеятельности и работоспособности. Рациональным режимом труда и Отдыха на любом предприятии считается такой режим, который оптимально сочетает эффективность труда, индивидуальную производительность, работоспособность и здоровье трудящихся.
При разработке соответствующих разделов ППФП необходимо знать, и учитывать организационную структуру и особенности производственного процесса, а также проводить совместный анализ рабочего и внерабочего времени, поскольку между основным трудом и деятельностью человека в свободное время существует объективная связь.

Характер труда также определяет содержание ППФП, ибо для того, чтобы правильно подобрать и применить средства физической культуры

Слайд 14Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий

конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные элементы процесса труда

путем подбора физических упражнений, необходимо знать особенности динамики работоспособности специалистов при выполнении различных видов профессиональных работ.
Для этого нужно построить «кривую работоспособности на основе фиксированных изменений технико-экономических и психофизиологических показателей: через определенные отрезки времени замеряют те или иные показатели исполнителя: величину выработки, время, затраченное на операцию, и т.п., а также психофизиологические показатели пульса, кровяного давления, мышечной силы, тремора, частоты дыхания, показатели внимания, скорости, зрительно-слухомоторные и психические реакции и др.
«Кривая» работоспособности определяется и для одной рабочей смены, и для рабочей недели (месяца), и для годичного периода работы. Она может служить началом в разработке рекомендаций по направленному применению средств физической культуры как в процессе ППФП, так и в режиме труда и отдыха.
Динамика работоспособности специалистов в процессе труда — интегральный фактор, определяющий конкретное содержание ППФП студентов. Чтобы смоделировать отдельные

Слайд 15Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит

от его физиологической и психологической пригодности к данному виду труда,

т.е. от способностей.
Способности — устойчивые свойства личности, однако они в процессе воспитания меняются. Поэтому совершенствовать их путем целенаправленной тренировки необходимо с учетом индивидуальных особенностей, следовательно, усилия студентов и время для освоения отдельных разделов ППФП к избранной специальности у каждого свои.

Важно знать и о некоторых возрастных изменениях реакции организма человека на психофизиологические нагрузки в процессе труда. Наиболее продуктивный возраст от 20 до 40 лет. В этот период у людей меньше утомляемость в процессе труда и быстрое восстановление после значительного утомления. За этой общей характеристикой стоят вполне конкретные возрастные изменения отдельных функций. Так, временная реакция на световые, звуковые, комбинированные сигналы у нетренированных людей укорачивается и стабилизируется к концу студенческого возраста, а впоследствии (особенно после 40 лет) удлиняется по мере старения организма. Но под влиянием специальной тренировки эта реакция может быть стабилизирована и даже отчасти повышена

Успешность обучения и подготовки каждого человека к профессиональной деятельности зависит от его физиологической и психологической пригодности к

Слайд 16Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на

каждом факультете и Специфики будущей профессиональной деятельности студентов. Средства ППФП

можно объединить в следующие группы:
• прикладные физические упражнения и отдельные элементы различных видов спорта; .
• прикладные виды спорта (их целостное применение);
• оздоровительные силы природы и гигиенические факторы;
• вспомогательные средства, обеспечивающие качество учебного процесса по разделу ППФП.
При подборе отдельных прикладных физических упражнений важно, чтобы их психофизиологическое воздействие соответствовало формируемым физическим и специальным качествам.

Методика подбора средств ППФП, организация и формы её проведения

Подбор средств ППФП производится с учетом особенностей учебного процесса на каждом факультете и Специфики будущей профессиональной деятельности

Слайд 17Известный кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности академик Н.М. Амосов

считает, что взаимодействие всех жизненно важных систем организма лучше всего

проявляется через выносливость.
Основа выносливости - хорошо функционирующий механизм кислородного обеспечения, положительно влияющий на центральную нервную систему, которая более четко координирует работу физиологических систем, тем самым повышая общую и профессиональную работоспособность, улучшая самочувствие.

Оздоровительные силы природы и гигиенические факторы - обязательные средства
ППФП студентов, особенно для воспитания специальных прикладных качеств, обеспечивающих продуктивную работу в различных географо-климатических условиях. С помощью специально организованных занятий можно достичь повышенной устойчивости организма к холоду, жаре, солнечной радиации, резким колебаниям температуры воздуха. Это обучение приемам закаливания организма и выполнения гигиенических мероприятий, а также мероприятия по ускорению восстановительных процессов в организме (специальные водные процедуры, различные бани и др.).

Известный кардиохирург и активный популяризатор двигательной активности академик Н.М. Амосов считает, что взаимодействие всех жизненно важных систем

Слайд 18Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные

технические приспособления, с помощью которых можно моделировать отдельные условия и

характер будущего профессионального труда.

Следует различать тренажеры, применяемые на занятиях по учебной дисциплине «Физическая культура», и профессиональные тренажеры. Принципиальное назначение первых в том, что с их помощью закладываются функциональные основы, расширяется диапазон двигательных умений, способствующих быстрому освоению профессиональных действий, умений и навыков.
В профессиональных же тренажерах отрабатываются именно профессиональные действия и умения в облегченных или усложненных условиях, а это является уже задачей не кафедры физического воспитания, а выпускающих кафедр высшего учебного заведения.
Вспомогательные средства ППФП, обеспечивающие ее эффективность, это различные тренажеры, специальные технические приспособления, с помощью которых можно моделировать

Слайд 19Организация и формы ППФП в вузе
ППФП студентов на учебных занятиях

проводится в форме теоретических и практических занятий.
Цель теоретических занятий —

дать будущим специалистам прикладные знания, которые бы обеспечили сознательное и методически правильное использование средств физической культуры и спорта для подготовки к профессиональным видам труда. Учебный материал должен быть рассчитан не только на подготовку студентов в личном плане, но и на его подготовку как будущего руководителя производственного или творческого коллектива. Для этого можно использовать теоретические и методико-практические, а также учебно-тренировочные занятия.

ППФП во внеучебное время необходима студентам, имеющим недостаточную общую и специальную психофизическую подготовленность.

Формы ППФП в свободное время:
• секционные занятия в вузе по прикладным видам спорта под руководством преподавателя-тренера;
• самодеятельные занятия по прикладным видам спорта в различных спортивных группах вне вуза (туристских клубах и т.п.);
• самостоятельные занятия студентов (самостоятельное выполнение студентами заданий преподавателя кафедры физического воспитания).
Одна из форм ППФП — массовые оздоровительные физкультурные и спортивные мероприятия (внутривузовские соревнования между учебными группами, курсами, факультетами).
Организация и формы ППФП в вузеППФП студентов на учебных занятиях проводится в форме теоретических и практических занятий.Цель

Слайд 20Схема определения содержания ППФП студента

Схема определения содержания ППФП студента

Слайд 21Влияние форм и видов труда бакалавра или специалиста на содержание

ППФП.


Для изложения этого вопроса используются материалы профессиограммы будущих специалистов,

а также требований общегосударственного стандарта подготовки бакалавра и специалиста данного профиля.
Необходимо иметь в виду большое внутрипрофессиональное. разнообразие видов труда — специализаций представителей одной и той же профессиональной группы. Эти различия образуют систему «возраст - стаж - должность». В лекции следует раскрыть возможную возрастную динамику внутрипрофессиональных видов труда специалистов на протяжении 30—35-летнего периодапрофессиональной деятельности. Должностному уровню зачастую также соответствуют и формы, и виды профессионального труда. Все это оказывает влияние на общее содержание ППФП студентов.
Влияние форм и видов труда бакалавра или специалиста на содержание ППФП. Для изложения этого вопроса используются материалы

Слайд 22Влияние условий труда выпускников факультета на содержание ППФП.

Косвенные указания

по этому подразделу имеются в профессиограмме специалиста, фактические данные по

ряду профессиональных направлений и специальностей — в профильных публикациях по организации производства, эргономике и отчасти физиологии и психологии труда.

По ряду професиональных групп и профессий имеются специальные исследования специалистов физического воспитания.

Для новых профессий и специальностей необходимо дополнительно изучать условия труда будущих Выпускников.

Характер труда специалистов и его влияние на содержание ППФП.

Характер труда профессионала во многом определяет содержание ППФП студентов. Большое значение имеют не только размеры рабочей зоны, но и сам характер трудовой деятельности. Для разработки содержания этой части лекции необходимо использовать профессиограммы и стандарты подготовки.

Влияние условий труда выпускников факультета на содержание ППФП. Косвенные указания по этому подразделу имеются в профессиограмме специалиста,

Слайд 23Производственная физическая культура — это такая культура (ПФК), система методически

обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение

и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности.

Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями профессионального труда и быта человека.

Заниматься ПФК можно как в рабочее, так ив свободное время.
При неблагоприятных условиях труда (повышенная запыленность, загазованность) мероприятия ПФК могут осуществляться только после работы.

Производственная физическая культура — это такая культура (ПФК), система методически обоснованных физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий,

Слайд 24Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда.

Эффективность труда можно повысить за счет расширения физиологически допустимых границ

его интенсивности, а также за счет повышения индивидуальной производительности, на уровень которой также оказывает определенное влияние физическая подготовленность.

Задачи ПФК:
* подготовить организм человека к оптимальному включению в профессиональную деятельность;
* активно поддерживать оптимальный уровень работоспособности во время работы и восстанавливать его после ее окончания;
* заблаговременно проводить акцентированную психофизическую подготовку, к выполнению отдельных видов профессиональной деятельности;
* профилактика возможного влияния на организм человека неблагоприятных факторов профессионального труда в конкретных условиях.

Цель и задана производственной физической культуры

Цель ПФК — способствовать укреплению здоровья и повышению эффективности труда. Эффективность труда можно повысить за счет расширения

Слайд 25Основа производственной физической культуры — теория активного отдыха. Великий русский

ученый И.М. Сеченов показал, что для организма наиболее благоприятен такой

режим работы, когда происходит смена нагрузки, перемена усилий и групп работающих мышц. Он экспериментально доказал, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в состоянии покоя или пассивного отдыха, а в активном состоянии, когда специально организованные движения выполняются другими, неутомленными частями тела. В результате в утомленных функциональных системах усиливаются процессы восстановления и их работоспособность повышается.

В трудах другого великого русского физиолога И.П. Павлова мы находим объяснение того, как устойчивая работоспособность зависит от правильного чередования периодов работы и отдыха, о роли ЦНС в этом процессе.
Методическое обеспечение производственной физической культуры требует учитывать не только физические, но и психические нагрузки — умственную и нервно-эмоциональную напряженность труда, которая характеризуется степенью включения в работу высшей нервной деятельности и психических процессов. Чем большая нагрузка приходится на высшие отделы коры больших полушарий головного мозга, тем важнее переключить внимание работающих на другой вид деятельности.

Основа производственной физической культуры — теория активного отдыха. Великий русский ученый И.М. Сеченов показал, что для организма

Слайд 26Методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда

и имеет «контрастный» характер:
чем больше физическая нагрузка в процессе труда,

тем меньше она в период активного отдыха, и наоборот;

чем меньше в активную деятельность включены большие мышечные группы, тем в большей степени они подключаются при занятиях различными формами ПФК;

* чем больше нервно-эмоциональное и умственное напряжение в профессиональной деятельности, тем меньше оно должно быть в разнообразных физических упражнениях ПФК.

В рабочее время ПФК реализуется через производственную гимнастику. Это название достаточно условно, так как производственная гимнастика может в ряде случаев включать в себя не только гимнастические упражнения, но и другие средства физической культуры.
В, особых случаях для некоторых специалистов даже в рабочее время могут быть организованы занятия по профессионально-прикладной физической подготовке для обеспечения эффективного выполнения отдельных профессиональных видов работ.

Методика ПФК находится в зависимости от характера и содержания труда и имеет «контрастный» характер:чем больше физическая нагрузка

Слайд 27Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная

минутка, микропауза активного отдыха.

При построении комплексов упражнения необходимо учитывать:
1) рабочую

позу (стоя или сидя), положение туловища (согнутое или прямое, свободное или напряженное);
2) рабочие движения (быстрые или медленные, амплитуда движения, их симметричность или асимметричность, однообразие или разнообразие, степень напряженности движений);
3) характер трудовой деятельности (нагрузка на органы чувств, психическая и нервно-мышечная нагрузка, сложность и интенсивность мыслительных процессов, эмоциональная нагрузка, необходимая точность и повторяемость движений, монотонность труда);
4) степень и характер усталости по субъективным показателям (рассеянное внимание, головная боль, ощущение болей в мышцах, раздражительность);
5) возможные отклонения в здоровье, требующие индивидуального подхода при составлении комплексов производственной гимнастики;
6) санитарно-гигиеническое состояние места занятий (обычно комплексы проводятся на рабочих местах).

Производственная гимнастика — это комплексы специальных упражнений, применяемых в режиме рабочего дня, чтобы повысить общую и профессиональную работоспособность, а также с целью профилактики и восстановления.

Видами (формами) производственной гимнастики являются: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультурная минутка, микропауза активного отдыха.При построении комплексов упражнения

Слайд 28Вводная гимнастика.
С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится

до начала работы и состоит из 5—8 общеразвивающих и специальных

упражнений продолжительностью 5—7 мин.
Цель вводной гимнастики в том, чтобы активизировать физиологические процессы в тех органах и системах организма, которые играют ведущую, роль при выполнении конкретной работы. Гимнастика позволяет легче включиться в рабочий ритм, сокращает период врабатываемости, увеличивает эффективность труда в начале рабочего дня и снижает отрицательное воздействие резкой нагрузки при включении человека в работу.

В комплексе упражнений вводной гимнастики следует использовать специальные упражнения, которые по своей структуре, характеру близки к действиям, выполняемым во время работы, имитируют их.
В зависимости от технологии и организации профессиональной деятельности вводная гимнастика может проводиться непосредственно перед началом рабочего времени или может быть включена в это время.

Вводная гимнастика. С нее рекомендуется начинать рабочий день. Она проводится до начала работы и состоит из 5—8

Слайд 29Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить

или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение рабочего дня. Комплекс

состоит из 7—8 упражнений, повторяемых несколько раз в течение 5—10 мин.

Место физкультурной паузы и количество повторений зависит от продолжительности рабочего дня и динамики работоспособности.

При обычном 7—8-часовом рабочем дне с часовым обеденным перерывом при «классической» кривой изменения работоспособности рекомендуется проводить две физкультурные паузы: через 2—2,5 ч после начала работы и за 1—1,5 ч до ее окончания. Комплекс упражнений физкультурной паузы подбирается с учетом особенностей рабочей позы, движений, характера, степени тяжести и напряженности труда.
Физкультурная пауза при благоприятных санитарно-гигиенических условиях может проводиться на рабочих местах. В некоторых случаях из-за особенностей технологии производства (непрерывный производственный процесс, отсутствия должных санитарно-гигиенических условий) проводить физкультпаузу невозможно.
Это заставляет обратить особое внимание на активное использование ПФК в свободное время.
Физкультурная пауза. Она проводится, чтобы дать срочный активный отдых, предупредить или ослабить утомление, снижение работоспособности в течение

Слайд 30Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха.

Это наиболее

индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится, чтобы локально воздействовать

на утомленную группу мышц.
Она состоит из 2—3 упражнений и проводится в течение рабочего дня несколько раз по 1-2 мин.
Физкультминутки с успехом применяются, когда по условиям организации труда и его технологии невозможно сделать организованный перерыв для активного Отдыха, т.е. в тех случаях, когда нельзя останавливать оборудование, нарушать общий ритм работы, отвлекать надолго внимание работающего.
Физкультминутка может быть использована в индивидуальном порядке непосредственно на рабочем месте.
Работающий человек имеет возможность выполнять физические упражнения именно тогда, когда ощущает потребность в кратковременном отдыхе в соответствии со спецификой утомления в данный момент.
Физкультминутки можно проводить в любых условиях, даже там, где по санитарно-гигиеническим условиям не допускается проведение физкультурной паузы.
Физкультурная минутка относится к малым формам активного отдыха. Это наиболее индивидуализированная форма кратковременной физкультурной паузы, которая проводится,

Слайд 31Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся

всего 20—30 с.


Цель микропауз — ослабить общее или локальное утомление

путем частичного снижения или повышения возбудимости центральной нервной системы. С этим связано снижение утомления отдельных анализаторных систем, нормализация мозгового и периферического кровообращения.
В микропаузах используются мышечные напряжения и расслабления, которые можно многократно применять в течение рабочего дня. Используются приемы самомассажа.

Физическая культура и спорт в свободное время
Основные формы занятий физкультурой в свободное время:
* утренняя гигиеническая гимнастика;
* утренние или вечерние специально направленные занятия физическими упражнениями;
* краткие занятия физическими упражнениями в обеденный перерыв;
* попутная тренировка;
* физкультурно-спортивные занятия с целью активного отдыха и повышения функциональных возможностей, профессионально-прикладной физической подготовки.

Микропауза активного отдыха. Это самая короткая форма производственной гимнастики, длящаяся всего 20—30 с.Цель микропауз — ослабить общее

Слайд 32Направленность комплексов физических упражнений профилактического воздействия на самостоятельных и групповых

занятиях (с использованием материалов Н.А. Мусаелова, Л.Н. Нифонтовой)

Направленность комплексов физических упражнений профилактического воздействия на самостоятельных и групповых занятиях (с использованием материалов Н.А. Мусаелова, Л.Н.

Слайд 33Дополнительная физическая нагрузка очень важна для представителей малоподвижных видов труда

(оптимальный расход энергии на мышечную работу составляет 1300—2200 ккал в

сутки). Кроме того, как отмечают психологи, за время пешего передвижения у человека снижается нервно-эмоциональное напряжение. Это особенно важно при возвращении домой после напряженного рабочего дня.
Энерготраты при ходьбе с различной скоростью (по Е.М. Берковичу)

Почти в любых условиях можно делать изометрические упражнения на отдельные группы мышц, совершенно не заметные для окружающих. Олимпийский чемпион, доктор медицинских наук, профессор А.Н. Воробьев в этой связи указывал: «Тренирует мышцы любая физическая нагрузка. Скажем, когда мне. приходится ехать в поезде дальнего следования, делаю так называемые изометрические упражнения — с их помощью можно дать нагрузку на любую мышцу. В дополнение — приседания, отжимания».

Дополнительная физическая нагрузка очень важна для представителей малоподвижных видов труда (оптимальный расход энергии на мышечную работу составляет

Слайд 34Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышения
функциональных возможностей

Эти занятия предприятие

или учреждения могут организовать для своих сотрудников. Место могут выбрать

сами занимающиеся. Занятия проводятся с целью активного отдыха, общего оздоровления, повышения функциональных возможностей отдельных систем организма в следующих формах:
* группы здоровья;
* группы общей физической подготовки;
* спортивные секции по видам спорта;
* самостоятельные физкультурные занятия и спортивная тренировка в индивидуальных видах спорта.
Физкультурно-спортивные занятия для активного отдыха и повышенияфункциональных возможностейЭти занятия предприятие или учреждения могут организовать для своих сотрудников.

Слайд 35Группы здоровья. Цель занятий — укрепить защитные свойства организма к

внешним факторам и условиям производства (профессиональной деятельности), повысить уровень общей

подготовленности. В этих группах, как правило, занимаются мужчины от 40 и женщины от 35 лет, имеющие некоторые отклонения в состоянии здоровья. Методика проведения занятой требует строго дозировать физическую нагрузку с учетом индивидуальных особенностей состояния здоровья каждого занимающегося.
Группы общей физической подготовки (ОФП). Занятия в группах ОФП проводятся, чтобы обеспечить общую физическую подготовленность, обучить некоторым спортивным упражнениям, развить физические качества, необходимые для того или другого вида спорта, что позволяет в дальнейшем продолжить занятия в одной из спортивных секций.
Группы ОФП комплектуются главным образом из молодежи и людей среднего возраста (мужчины до 40, женщины до 35 лет). Занятия включают самые разнообразные упражнения и элементы из различных видов спорта. Широко используются спортивные игры.

Занятия в спортивных секциях. Они организуются для людей молодого и среднего возраста. Выбор вида спорта зависит от особенностей контингента работающих и конкретной деятельности учреждения или предприятия. Занятия проводятся по общепринятой методике спортивной подготовки и предполагают участие в соревнованиях.
Различные профессиональные группы избирают различные виды спорта и физические упражнения. Условия труда и быта, характер профессиональной деятельности и ряд других факторов накладывают свой отпечаток на особенности активного отдыха человека.
Самостоятельные физкультурные занятия и спортивная тренировка. Когда условия жизни не позволяют человеку заниматься в организованных группах и коллективах, он может делать это самостоятельно, в индивидуальном порядке. Желательно заниматься физкультурой, проконсультировавшись с врачом врачебно-физкультурного диспансера, с методистом-тренером или используя полученный ранее опыт занятий в учебных заведениях, армии или в спортивных секциях. Приобрести необходимые методические знания можно, изучая специальную литературу по методике физкультурных занятий и спортивной подготовке. Как правило, индивидуальной спортивной подготовкой занимаются лица, имеющие многолетний опыт спортивной тренировки.

Группы здоровья. Цель занятий — укрепить защитные свойства организма к внешним факторам и условиям производства (профессиональной деятельности),

Слайд 36Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры.

Основная задача физических упражнений профилактической

направленности-повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов труда.
К ним

относятся:
перенапряжение, возникающее при тяжелом физическом труде;
гипокинезия — ограничение количества и объема движений;
монотония.
Связанная с выполнением одинаковых операций, с непрерывной концентрацией внимания (именно в этом состоянии, подобном полудреме увеличивается вероятность травматизма), рабочая поза, которая становится причиной целого ряда неблагоприятных отклонений (заболевание органов малого таза, кифозы, сколиозы, ослабление мышц живота и др.); повышенная нервно-эмоциональная напряженность труда, вибрация и укачивание, неблагоприятные санитарно-гигиенические условия (запыленность, загазованность, плохое освещение).
Профилактика профессиональных заболеваний средствами физической культуры.Основная задача физических упражнений профилактической направленности-повысить устойчивость организма к воздействию неблагоприятных факторов

Слайд 37Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или

сразу после окончания работы в специальных помещениях.
В качестве примера приводим

упражнения непосредственного воздействия, предложенные профессором В.Э. Нагорным для тренировки сосудов головного мозга:
1. Движения головой (наклоны, поворот, кружения).
2. То же в сочетании с движениями рук.
3. Принять позы, при которых голова оказывается ниже других частей тела (подъем ног лежа на спине, «велосипед», стойка на лопатках, локтях, голове).
4. Быстрые перемещения головы с возникновением сил инерции («рубка дров», качательные движения туловищем).
5. Сгибание позвоночника в области шеи, груди (заведение ног за голову в положении лежа на спине).
6. Интенсивное дыхание через нос, резкое сокращение диафрагмы (бег, передвижение на лыжах и т.п.), дыхание только через нос («рубка дров» с интенсивным выдохом).
7. Приемы массажа и самомассажа, включающие несильное постукивание пальцами по голове.

Групповые занятия профилактической гимнастикой могут проводиться в обеденный перерыв или сразу после окончания работы в специальных помещениях.В

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика