Слайд 1
«Профилактика безнадзорности
и правонарушений обучающихся
в общеобразовательных учреждениях»
выполнила студентка 2
курса
группы ЮСТ-М-1-З-2016-1
Хромова В.А.
Слайд 2
Понятия, употребляемые в работе по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Несовершеннолетний
- лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль
за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.
Беспризорный - безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.
Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних - система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.
Правонарушение - родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.
Слайд 3Функции органов управления образованием и образовательных учреждений по профилактике безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Статья 14 Федерального Закона №120-ФЗ «Об основах системы
профилактики
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (с дополнениями и изменениями):
Контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и субъекта РФ в области образования несовершеннолетних.
Осуществление мер по развитию сети специальных учебно-воспитательных учреждений открытого и закрытого, образовательных учреждений, детских домов и школ-интернатов для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также других учреждений, оказывающих педагогическую и иную помощь несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении.
Участие в организации летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
Осуществление учета несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в общеобразовательных учреждениях.
Разработка и внедрение в практику работы образовательных учреждений программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних
Создание психолого-медико-педагогических комиссий, которые выявляют несовершеннолетних, имеющих отклонения в развитии или поведении, проводят их комплексное обследование и подготовка рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определение форм дальнейшего обучения и воспитания несовершеннолетних.
Слайд 4
Компетенция учреждений общего образования
Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим
отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении.
Выявление несовершеннолетних,
находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования
Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних
Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.
Слайд 5
Организация контроля за осуществлением профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Контроль –
это одна из функций управления, позволяющая иметь информацию о состоянии
образовательной системы и корректировать процесс ее функционирования. Благодаря контролю управление приобретает обратную связь, делает управление чувствительным к изменениям.
Задачи контроля:
выявление необходимости принятия управленческих решений в случаях, когда реальное положение не соответствует желаемому;
формирование информационной базы для оценки работы педколлектива и побуждения его к продуктивной работе;
выявление наиболее ценного опыта педагогической и управленческой деятельности.
Слайд 6
Аналитическая справка
Результатом контрольно-инспекционной деятельности выступает аналитическая справка.
Аналитическая справка -
итоговый документ, отражающий результаты аналитической деятельности управленца. Она содержит систематизированные,
обобщенные и критически оцениваемые сведения по отдельным аспектам состояния образовательного процесса (системы).
Основные требования к аналитической справке
1.Четкость построения
2. Логическая последовательность изложения материала
3. Аргументирован-ность
4. Очность оценок, исключающая возможность их субъективного толкования
Слайд 7
Содержание справки
Вводная часть: предмет изучения, сроки изучения, тема проверки, цель
и программа проверки, кто проверяет, объем проделанной работы.
Аналитическая часть: общая
характеристика изучаемого вопроса в ходе проверки-достоинства и недостатки его решения, факторы или условия, а также причины появления положительных или отрицательных сторон анализируемого объекта или явления. Установление причинно-следственных связей, обеспечивающих получение результатов. Таким образом, в этой части справки необходимо ответить на каждый вопрос программы проверки, дать оценку достоинств в решении каждого из вопросов программы.
Заключительная часть: обобщить результаты анализа, сделать выводы, определить конкретные рекомендации с указанием сроков исполнения, указать сроки и формы подведения итогов.
Подпись составителя справки, дата составления справки.
Слайд 8Примерная программа изучения деятельности общеобразовательных учреждений по организации профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних
Цель контроля: изучить деятельность общеобразовательных учреждений по реализации
действующего законодательства Российской Федерации и Московской области в области образования в части организации и проведения профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
Объекты контроля: общеобразовательные учреждения
Методы контроля: изучение документации, анкетирование, наблюдение, собеседование, сравнительный анализ.
Сроки проведения контроля: не реже 1 раза в год
Слайд 9Функции образовательной организации
выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а
также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия
в школе, принятие мер по их воспитанию и получению ими общего образования.
выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей.
Слайд 10Выводы
Вышеизложенные подходы к систематизации деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних могут использоваться в практической работе муниципальных органов управления образованием
и образовательных учреждений.
Их выполнение позволит в значительной мере упорядочить документацию, конкретизировать действия и повысить их эффективность в вопросах профилактики детской безнадзорности и правонарушений.