Слайд 1Программные средства человеко-машинного интерфейса
Интерфейсы операционных систем
Расширение возможностей пользователя
Мультимедиа
и гипермедиа
Аудио и сенсорное сопровождение
Слайд 2 1. Интерфейсы операционных систем
Интерфейс пользователя, он же пользовательский интерфейс
(UI,. user interface) — это совокупность средств и методов при помощи которых
пользователь взаимодействует с различными машинами и устройствами.
Выделяют следующие виды пользовательского интерфейса:
Текстовый пользовательский интерфейс
WIMP интерфейс
SILK - интерфейс
Жестовый интерфейс
Слайд 3Текстовый пользовательский интерфейс (Character User Interface, CUI) — разновидность интерфейса пользователя,
использующая при вводе-выводе и представлении информации исключительно набор алфавитно-цифровых символов
и символов псевдографики.
Текстовый пользовательский интерфейс, использующий только вводимые с клавиатуры текстовые строки (команды), называется интерфейсом командной строки (Command line interface, CLI).
Слайд 5Консольные программы — программы, использующие интерфейс командной строки с выводом результатов
работы на консоль – монитор (или окно) в виде черно-белого
изображения в текстовом режиме.
Слайд 6В текстовом интерфейсе реализованы все базовые элементы интерфейса — меню, кнопки,
переключатели, флажки, выпадающие списки, полосы прокрутки и т. д.
Слайд 7WIMP («window, icon, menu, pointing device» — окно, значок, меню, манипулятор) —
в человеко-компьютерном взаимодействии означает взаимодействие с компьютером на базе этих
элементов.
Конкретная реализация этого подхода выразилась в создании графического интерфейса пользователя (Graphical user interface, GUI).
Слайд 9Жестовый интерфейс — подмножество системы ввода для графического пользовательского интерфейса
для устройств, оснащённых специальными устройствами ввода (сенсорными экранами) и позволяющий
эмулировать клавиатурные команды (либо сочетания клавиш) при помощи жестов (росчерков).
Мультитач (multi-touch) — технология, по которой сенсорный экран или тачпад отслеживает одновременно несколько точек нажатия. Например, сближая пальцы рук, можно уменьшить картинку на дисплее, а раздвигая — увеличить.
Слайд 10SILK - интерфейс (Speech - речь, Image - образ, Language
- язык, Knowlege - знание). Наиболее приближен к обычной, человеческой
форме общения.
В рамках этого интерфейса идет обычный "разговор" человека и компьютера.
При этом компьютер, анализируя человеческую речь, находит для себя команды (по ключевым фразам). Результат выполнения команд он также преобразует в понятную человеку форму.
Слайд 112. Расширение возможностей пользователя
Инструментарий для создания и управления пользовательским интерфейсом
рассматривается на трех уровнях:
системы управления окнами (WMS - Window
Manager System);
специализированный инструментарий;
обычный (MacIntosh, SunView)
объектно-ориентированный (Smalltalk-80, Andrew, InterView)
системы управления пользовательским интерфейсом (UIMS).
Слайд 12Система проектирования интерфейса пользователя есть интегрированный набор средств, помогающих программисту
в создании и управлении различными интерфейсами пользователя.
Эти системы обычно
называют системами управления пользовательским интерфейсом (UIMS - User Interface Management Systems), но предпочтительнее называть их системами проектирования (UIDS - User Interface Development Systems).
Слайд 133. Мультимедиа и гипермедиа
Мультимедиа (multi – много, mediа –
среда) – это одновременное использование различных форм информации (текст, звук,
графику, фото, видео) и ее обработки в одном цифровом представлении.
Мультимедиа является современной компьютерной информационной технологией, позволяющей объединить в единой информационной среде различные типы данных.
Слайд 14Гипертекст - набор текстов, содержащих точки переходов между ними (гиперссылки),
которые позволяют выбирать читаемые сведения или последовательность чтения.
Гипертекст - текст,
сформированный с помощью языка разметки текстов, потенциально содержащий в себе гиперссылки.
Общеизвестным и ярко выраженным примером гипертекста служат веб-страницы — документы, подготовленные с помощью HTML (языка разметки гипертекста).
Слайд 15Гипермедиа — это гипертекст, в который включены графика, звук, видео, текст
и ссылки, для того, чтобы создать основу нелинейной среды информации.
Гипермедиа - применение принципов гипертекста к средствам мультимедиа.
Слайд 164. Аудио и сенсорное сопровождение
Сенсорные технологии - технологии, подразумевающие использование
специальных сенсорных экранов, совмещающих процессы вывода информации пользователю и ввода
им новых данных в систему.
Использование сенсорной технологии напоминает работу с гипертекстовыми документами, содержащими реагирующие на действия оператора активные элементы, с одной лишь разницей: в данном случае роль указателя мыши играет человеческий палец.
Слайд 17Характеристики сенсорных технологий
Слайд 18Мультитач (multi-touch) — технология, по которой сенсорный экран или тачпад
отслеживает одновременно несколько точек нажатия. Например, сближая пальцы рук, можно
уменьшить картинку на дисплее, а раздвигая — увеличить.
Слайд 19Аудио-технологии –технологии позволяющие сохранять и передавать звуковую информацию
Слайд 20Аудиокодек (аудио кодер/декодер) — компьютерная программа или аппаратное средство, предназначенное для
кодирования или декодирования аудиоданных в соответствии с файловым звуковым форматом
или потоковым звуковым форматом.
Разрядность квантования и частоту дискретизации указывают для различных звуковых устройств записи и воспроизведения как формат представления цифрового звука (24 бита/192 кГц; 16 бит/48 кГц).
Слайд 21Выделяют три группы звуковых форматов файлов:
аудиоформаты без сжатия (WAV, AIFF)
аудиоформаты
со сжатием без потерь (APE, FLAC)
аудиоформаты, с применением сжатия с
потерями (mp3, ogg)
Слайд 22Характеристика некоторых форматов