Слайд 1Промышленность строительных материалов
Цементная промышленность
Слайд 6Сырье:
1. известняк (карбонаты)
2. глины (SiO2*Al2O3*nH2O)
3. песок SiO2
Естественная влажность известняков
26-28%
Глин до 20%
Мокрый способ
Слайд 7Меловых залежей КМА хватило бы всей промышленности мира на 40
лет
Экскаватор снимает почвенно-растительный слой
Обычный экскаватор снимает глину
Мел нарезают (взрывать не
надо)
+ покупают отходы металлургических пр-в Fe2O3, Al2O3
Слайд 8ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ:
Измельчение
78% мела +18-19% глина + ост. добавки
Получение однородной смеси: мельница
гидрофол 7 м в диаметре, добавляется вода (техническая после охлаждения
подшипников, теплая). Смесь похожа на строительный раствор
Слайд 9ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ:
Измельчение
78% мела +18-19% глина + ост. добавки
Слайд 10II. Гомогенизация
трубная мельница домола
Слайд 11т.к. могли остаться частицы (кубики размером 1 см куб)
на 1/3
добавляются шарики
происходит истирание до частиц
размером 200 микрон, в
основном 80 микрон
Слайд 12III. Окончательная гомогенизация
сырьевая мельница
Здесь замеряется содержание элементов
Уже должно быть
СаСО3 76,5%
Получается сырьевой шлам
бассейны
Слайд 15V. Вращающие печи
1. чтобы удалить 37% влаги
Слайд 16Длина 170 м
стоит на стальных бандажах, вращается 1 оборот -
7 минут
Слайд 17Сам материал занимает не более 15% объема печи, чтобы удалить
влажность используется только 1/3 длины печи!
Слайд 18Снизу из печи газ и пламя
4 градуса наклон
Слайд 19Остальную часть (кроме материала 15% ) занимают раскаленные стальные цепи
Они
погружаются в смесь и смесь высушивается
Слайд 202. Дегидратация химически связанной воды
Любая глина - гидрат SiO2*Al2O3*nH2O
Материал дальше
движется вверх по печи
Слайд 213. Материал дальше движется вверх по печи, Т=1000 гр С
СаСО3
распадается
СО2 удаляется
сухая масса кипит бурно
удаляется СО2 из мела
Слайд 22Остается набор оксидов
СаО SiO2
Fe2O3, Al2O3
Его больше всего
Он
амфотерный
Идет реакция и образуется:
3 СаО* Al2O3
4 СаО* Al2O3* Fe2O3
2 СаО* SiO2
Слайд 23Остается много СаО
Реакция переходит почти под факел 1450 гр С
При
такой температуре минимум Fe Al плавятся
И быстро идет главная реакция
насыщения свободным СаО
Слайд 24И быстро идет главная реакция насыщения свободным СаО
2 СаО*SiO2+СаО= 3
СаО*SiO2
Образуются горошины черного цвета –
КЛИНКЕР – полуфабрикат цемента
(черный цвет
дает железо)
Слайд 25Из печи (метан – 98%) отходящие газы СО2, Н2О+ частицы
тонкоизмельченной пыли, следовательно, электрофильтр
Слайд 26Электрофильтр улавливает пыль сухого материала
Слайд 30(каждая печь на свою трубу+2 печи на 1 трубу)
Слайд 31VI. Охлаждение клинкера
Клинкерные холодильники
Остыл
Добавляют природный гипс (5-6%) от массы клинкера
(СаСО3*2Н2О), чтобы сократить сроки схватывавания, начала затвердевания на 49 мин
Если
добавить доменный шлак (в зависимости от марки цемента), 20% - будет портландцемент
Слайд 32VII. Охлажденный клинкер+гипс+ добавки на помол на цементную мельницу
Шары 50
- 100 мм в диаметре,
Это клинкер спеченный до камня
Засыпаны небольшие цилиндры
Цильпетс
Они измельчают массу
до размеров частиц менее
80 микрон
1 камера
2 камера
решетка
Слайд 33VIII. Готовый цемент – на хранение
1. с помощью пневмотранспорта (насос
со сжатым воздухом) отправляется в цементные СИЛОСНЫЕ БАШНИ – железо-бетонные
башни, где он хранится
1 башня = 6 тыс. т это много, т.к. каждая марка хранится отдельно
Слайд 35Сухой способ
Если сырьевые компоненты сухие (менее 10% влажности)
Тогда сырье превращается
в муку, подсушивается, затем обжиг
Расход топлива на 40% меньше, но
больше в 2 раза электроэнергии
+нужны очень точные дозирующие устройства, т.к. трудно перемешать.
Слайд 36Производство стекла
Кварц песок + сода + зола (папоротника-фужер)
Олово – цвет
Свинец
и серебро – одно и тоже, чтобы получить хрусталь
Огранка -
механическая
Слайд 37Стекло появляется примерно 5 тысяч лет тому назад. Древние египтяне
делали флаконы для притираний, для благовоний, делали бусины для украшений,
стеклянные пасты для того, чтобы эмитировать эмаль и драгоценные камни. Древние греки и древние римляне, то есть 5-6 века до нашей эры, уже начинают делать сосуды, из которых можно пить. Между египетским и греческим стеклом очень большой разрыв, почти в две тысячи лет
Слайд 38В России они существовали в древности, но это тоже было
стекло больше для украшений. Археологи находят великолепные стеклянные браслеты, это
было недорогое украшение, доступное любой женщине в древней Руси, бусины для ожерелий, мелкий бисер практически не находят, находят в основном крупные вещи. Сосуды для питья поступали из Византии, там было очень крепко поставленное стеклодельное производство.
Слайд 39– Венецианцы
Цветное стекло появилось с самого начала, оно изначально
было цветным. И тут мы имеем очень забавный парадокс, в
течение достаточно долгого времени стеклоделы старались его обесцветить, превратить в абсолютно прозрачное и чистое, подобное горному хрусталю. А в 17-18 веке с таким же упорством, с приложением колоссального количества сил, с бесконечными экспериментами, начали его окрашивать. И давалось это не слишком легко.
Слайд 40Окрашивают всегда стекло металлы.
Ну, например, рубиновых стекол основных, то
есть стекол красного цвета, вычленяют три основных: медный рубин, когда
стекло окрашивается солями меди, золотой рубин, соответственно солями золота, и, так называемый, розолин, селеновый рубин, очень редкий, очень дорогой, потому что сам металл селен достаточно большая редкость. Цвет красный соответственно будет разным, медный рубин имеет немножко коричневатый кирпичный оттенок, ярко-красный – золотой рубин и кисельно-розовый – золотой розолин. Синий цвет – это кобальт или соли железа. Точно так же соли железа дадут вам на другие соли зеленый цвет и так далее, модно продолжать до бесконечности. Таблица Менделеева для окрашивания стекла представлена почти полностью.
А технологии сильно вообще изменились за последние века?
И.ГОРБАТОВА – Почти нет. Конечно, крупные листы стекла для окон, для зеркал, они делаются сейчас уже более технологичным и упрощенным методом, который так и называется «халявный», а если вы хотите создать произведение искусства, то вам придется поработать так, как работали и древние египтяне, и древние греки, и венецианцы, и чехи, и французы, и русские.
Слайд 41– Дело в том, что в тех землях, которые относились
к Украине сохранилась эта традиция стеклоделия, полностью разрушенная в России
с помощью печального монголо-татарского ига. На Украине существовали, так называемые семейные гуты, когда просто на крестьянском дворе стояла небольшая стеклодувная стеклодельная печь и выполнялись народные стекла, так называемые, черкасские.
скорее как материал для аксессуаров
Слайд 42менее первенство по праву держит Англия
как изобрели хрусталь.
Это
произошло в XVIII веке.
Вовсе нет. На самом деле изобретение
достаточно позднее. Эксперименты, как я говорила, велись в течение всего XVIII века. Кто-то увлекался, стараясь добиваться для стекла определенного цветового оттенка, например, сделать его глушенным, сульфидные соединения делают стекло матовым, непрозрачным, приобретающим молочный оттенок, не смотря на то, что может присутствовать и цвет, молочно-голубой, молочно-зеленый, молочно-розовый. Англичане пошли по другому пути, они стали добавлять в стекло свинец, но, разумеется, соли этого металла, обнаружив, что стекло от этого становится особенно ярким, особенно прозрачным, твердым и его можно резать как драгоценный камень.
Слайд 43– Прежде всего венецианцы пионеры стеклоделия в Европе. Стеклоделие появляется
там раньше, чем где-либо ни было уже в XIII веке,
возникают п6ервые небольшие гуты, на которых мастера пытаются создавать те произведения, за которые потом получат всемирную и вечную славу. Дело в том, что Венеция была торговой республикой, владычицей морей, как тогда говорили, и торговала в частности со странами Арабского востока, где стеклоделие с древнейших времен было необычайно развито и сохранилось в полной мере. То есть венецианцы как бы стали последователями и учениками арабских мастеров, прежде всего Сирия славилась на рабском востоке своими стеклами, великолепными эмалевыми росписями, венецианцы тоже начнут это делать, стеклом высочайшего качества. И у венецианского стекла, старого венецианского стекла, конечно, был один маленький секрет. Венецианцы вывозили и драгоценные ковры и пряности, и стеклянные вещи, но параллельно они везли и бой, то есть разбитые сосуды, которые в последствии перемалывались и добавлялись уже в венецианскую шифту, от чего венецианское стекло приобретало совершенно несравненную чистоту и блеск. То есть в еще недостаточно хорошо обработанный состав добавлялся состав, которые уже прошел очистку и получал еще дополнительную очистку, в результате и возникали эти тонкостенные очень изысканные сосуды, венецианцы любили украшать их лепными цветами, фигурками фантастических животных или птиц, вещи невероятно нарядные, очень красивые. Каждая из таких вещей стоила небольшого состояния
Слайд 44, если его не выдавали. «Какова была технология?» - спрашивает
Елена.
И.ГОРБАТОВА – Тогда его выдували в форму. Это более
упрощенный способ. Форма делалась из дерева, в последствии из огнеупорной керамики. Формы из дерева менее долговечны, потому что стекло вдувается в эту форму в раскаленном состоянии и естественно выжигает внутреннюю деревянную поверхность. Через какое-то время форму приходилось менять.
Слайд 45Эмиль Галле был изобретателем этой технологии травления стекла. Стекло на
самом деле очень прочный материал, его не берет даже знаменитая
царская водка, которая съедает все на своем пути, единственная кислота, которой травится стекло так называемая плавиковая, фтористо-водородная. За счет нее можно создавать очень мягкие рельефы в толще цветного стекла, дополнительно из раскрашивали эмалью, появлялись действительно великолепные произведения искусства.
Слайд 46Собственного производства. Кроме того среди этих вещей есть группа, которую
можно назвать памятниками русского стеклоделия. Вещи, которые, например, существуют в
единственном экземпляре. Замечательный кубок Андрея Ивановича Петелина, это единственное, что сохранилось от Жабинского завода начала XVII века. По этому заводу есть довольно много документов, он активно работал, причем проводил большое количество экспериментов. Именно там впервые было сварено синее стекло, именно там впервые в России применили выдувание в форму, как более прогрессивные метод, но кроме этой единственной вещи от Жабинского завода не сохранилось ничего. Естественно такой раритет, кстати сказать, кубок удивительно изящный, удивительно красивый и по стилю очень близкий к венецианскому стилю стеклоделия, такая вещь должна была быть в Оружейной палате. Вторая часть значительно меньше по объему – это стекло европейское. Но, не смотря на то, что по количественному составу группа не велика, около 40 предметов, в ней представлено очень полная ретроспектива стран, которые занимались стеклоделием в этот период и занимали высшие позиции, есть и Венеция, и Силезия, и Чехия и Германские земли, и германские центры. И самая маленькая группа, состоящая всего из четырех предметов – это стекло Китая.
Слайд 47Гжель – это фарфор, это две совершенно разные технологии, хотя
на самом деле в чем-то близкие друг к другу. Но
гжель тоже сравнительно недавнее изобретение. Заводы в Гжели появились только во второй половине XVIII века.
Вот смотрите, мы сегодня прошлись практически по всяким видам стеклянным, которые существуют в вашем каталоге, я полистала его и обратила внимание на целую коллекцию стеклянных медальонов, это тоже был какой-то периоду увлечения именно такими украшениям?
Да, это период сентиментализма, конец XVIII – самое начало XIX века, когда возрождается замечательная техника, известная еще с Древнеримских времен, но получившая свое название по имени человека, который ее возродил, французского стеклодела Жана-Батиста Гломи, Называется она эгломизе. Это гравировка по тонкому листу сусального золота, Напаянного на стеклянную пластину. С помощью этой техники можно было создавать очень красивые композиции и сюжетные и портретные. Эти силуэты в технике эгломизе пользовались очень большой популярностью в конце XVIII века. С одной стороны некоторая абстракция, а с другой стороны человек должен быть очень узнаваем, это сентиментальный подарок, это то, что дорого сердцу – память от любимого человека или от друга.