Слайд 1Пропедевтика детских болезней
Лекция 1
Слайд 2Классификация периодов детства
1. Внутриутробный этап:
а)собственно зародышевый период (0-1неделя)
б)период имплантации( 2
суток)
в)фаза эмбрионального развития( по 75-й день)
г)фетальный период (с 76-го дня
до рождения)
- ранний фетальный ( с 76 дня до конца 28 недели)
- поздний фетальный (после 28 недели и до рождения )
2. Интранатальный этап (от 2-4 часов до 15-18часов).Период родов.
Слайд 33.Внеутробный этап:
а) период новорожденности( от рождения до 28 дней жизни)
-ранний
неонатальный (от момента перевязки пуповины до 7 суток)
-поздний неонатальный (
с 7 по 28-день жизни)
б) грудной возраст ( с 1-го по 12-й месяц)
в) период раннего детства(от 1 до 3 лет)-преддошкольный период
г) 1-й период детства( от 3 до 7 лет)-дошкольный
д) 2-й период детства (девочки от 7-до 11лет,маольчики от 7-до 12 лет)- младший школьный возраст
е) старший школьный возраст( девочки с 12 лет, мальчики с 13).
В соответствии с международной конвенцией о правах ребенка к детям относятся индивидуумы в возрасте от рождения и до 18 лет.
Подростковый период от 10 до 20 лет (ВОЗ):
а) от 10-15 лет собственно пубертатный период ,когда идут интенсивные процессы полового созревания
б) от 16 до 20 лет- подпериод социального созревания.
Слайд 4Характеристика периодов детского возраста:
1.Внутриутробный:
Эмбриопатии- это поражение зародыша под воздействием тератогенных экзо- и эндогенных факторов от момента прикрепления его с к стенке матки до сформирования плаценты. Они проявляются пороками развития отдельных органов и систем, тератомами( эмбриоцитомами ),прерыванием беременности.
Фетопатии – это болезни, возникающие с 76-го дня внутриутробной жизни до рождения. Поражения плода могут вызвать преждевременное прекращение беременности с рождением маловесного ,функционально незрелого ребенка, асфиксию при рождении, метаболические нарушения адаптации к внеутробной жизни. Проявления: ЗВР(задержка внутриутробного развития), врожденные пороки, гипоплазия и дисплазия органов и тканей. Поздний фетальный совпадает с интранатальным: травмы ЦНС и ПНС, нарушение пуповинного кровообращения или дыхания, инфицирование плода флорой.
Слайд 52. Период новорожденности:
Это период адаптации к внеутробной жизни.
Особенности:
Начало легочного дыхания
и функционирования малого круга кровообращения с перекрытием внутриутробной гемодинамики(артериального и
венозного протоков, овальное окно ,пупочные артерии и вены).
Начало энтерального питания ((гематотрофный(через плаценту) и амниотрофный сменяется на лактотрофным типом)
Пограничные состояния:физиологическая желтуха, транзиторная потеря массы тела, половой криз .
Незаконченность морфологического строения органов и систем, (ЦНС И ПНС, процессы тормажения преобладают над процессами возбуждения, выработка условных рефлексов ).
Транзиторный иммунодефицит (обеспечивается главным образом IgG полученными трансплацентарно в последнем триместре беременности, Ig А содержащиеся в грудном молоке.
Несовершенство терморегуляции.
Заселение организма микрофлорой.
Слайд 63. Грудной возраст
Тесный контакт с матерью
Высокий темп роста. В течении
первого года длина ребенка увеличивается на 50%, масса утраивается.
Совершенствование ЦНС:
быстрые темпы нервно-психического развития. Формирование сигнальных систем: 1-я –формирование условных рефлексов, 2-я- развитие речи к концу года, самостоятельная ходьба.
Характерная патология:
Несбалансированное питание м.б.причиной задержки физического и интеллектуального развития, дифицитные состояния( рахит, анемия, дистрофия)
-Склонность к генерализации воспалительного процесса,при инфекционном заболевании могут развиваться судороги, менингеальные явления, обезвоживание.
Частые желудочно-кишечные дисфункции
АФО органов дыхания: узость дыхательных путей , незрелость аценусов способствуют развитию бронхиолитов и пневмоний.
Атипично протекают детские инфекции (корь, коклюш),не оставляя иммунитета.
Высокая частота синдрома внезапной смерти.
Слайд 74.Период раннего детства( от 1года до 3)
Стремительно совершенствуются двигательные навыки.развитие
речи, интеллектуальные навыки.
Сохраняется высокий темп роста и развития,
но ниже
чем на первом году.
Большая степень зрелости функциональных систем.
Постепенно меняется характер питания:«кусочковое» питание, навыки самостоятельной еды.
Расширяются контакты с другими детьми.
Характерная патология:
Детские инфекции( ветряная оспа, скарлатина, корь, коклюш)
Высокий травматизм, аспирация инородных тел, случайные отравления.
Несовершенство лимфоидной ткани, вследствие развиваются тонзилиты, аденоидиты, лимфадениты.
Слайд 85.Первый период детства
Интенсивное развитие интеллекта, физической силы, ловкости, улучшается память.
-Совершенствуется
речь. В 5 лет словарный запас состовляет 2500 слов, логически
мыслит и обобщает.
-Появляются половые различия в поведении и играх мальчиков и девочек.
-в 5-6 лет начинается смена зубов на постоянные.
-Иммунитет практически полностью созревает
Характерные патологии:
-Болезни органы дыхания , в том
числе аллергической природы.
-Высокий травматизм- основная
причина смертности.
-Острые инфекционные заболевания
протекают легче с меньшими
осложнениями ,чем у младших.
Слайд 96. Второй период детства ( девочки 7-11лет,мальчики 7-12лет
Происходит замена молочных
зубов на постоянные
Имеются четкие половые различия между мальчиками и
девочками по типу роста созревания и телосложения.
Быстро развивается интеллект и улучшается память
Начинает посещать школу, меньше бывает на свежем воздухе , возрастает нагрузка на нервную систему и психику.
Характерная патология:
-нарушение осанки
-нарушение зрения
-кариес зубов
-увеличивается число
детей с ожирением
Слайд 10Физическое развитие
Термин «физическое развитие» в педиатрии понимается как динамический процесс
роста (увеличение длины и массы тела, развитие отдельных частей тела
и др.) и биологического созревания ребенка в том или ином периоде детства. Сюда добавляются у детей раннего возраста формирование статистических и моторных функций, что в целом определяет работоспособность, или запас физических сил.
При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели:
1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.
2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.
3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.