Слайд 1Проведение педагогического исследования
Слайд 2Замысел исследования -
это основная идея, которая связывает воедино все структурные
элементы методики, определяет организацию и порядок проведения исследования, его этапы.
Слайд 3Моделирование научно-исследовательской деятельности
- целевой блок;
- блок субъектности;
- деятельностный блок.
Слайд 4Схема акта деятельности
(Г.П. Щедровицкий)
ПР – продукт, получающийся в результате
процедуры и производимых преобразований; ИСМ – исходный материал, из которого
этот продукт производят; ОР – орудия и любые внешние выраженные средства, используемые в этих действиях; А…А’ – действия, приложенные к материалу; Знание – знания, фиксируемые в особых знаковых формах; ТАБЛО – «сознание» субъекта деятельности; ВСР – внутренние средства; СП – способности, необходимые для оперирования всеми средствами и осуществления действий; Цл – цели деятельности; Пр – проблемы; Зд – задачи.
Слайд 5Целевой блок
Проблема педагогического исследования
Цель педагогического исследования
Гипотеза исследования
Задачи педагогического исследования
Слайд 6Блок субъектности
Методологическая культура
Ценностные ориентации и смыслы деятельности
Исследовательская компетентность
Умения конструктивной и
гностической деятельности: аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные
Способности – методологическая рефлексия, интуитивность,
эвристичность мышления
Методологические знания
Слайд 7Методологическая культура педагога-исследователя обеспечивает (Кабанов П.Г.):
- сохранение, передачу от
поколения к поколению многообразных форм познавательной и практической деятельности в
качестве образца, способа, методологических установок (идей, принципов и т.д.);
- осознание необходимого соотношения традиций (уже оправдавших себя способов) и инноваций (поиск новых способов);
- «субстанциональное единство» мира человека, понимание человеком мира (понимание иного – текста, поступка, проблемы, средств и методов их решения; понимание своего – позиции, действий).
Слайд 8Совершенствование методологической культуры
Уровень методологической культуры по своей сути является характеристикой
личности профессионала в сфере образования, отражая его
научное мировоззрение,
личностную
позицию как исследователя,
методологическую компетентность.
Слайд 9Методологическая компетентность педагога-исследователя
может быть выражена формулой: «я делаю это и
именно так, потому что я знаю, что это наиболее правильно
и эффективно в данной ситуации и поэтому приведет к наилучшим желаемым результатам в сегодняшних изменившихся условиях».
Слайд 10Оценивание уровня развития методологической культуры исследователя
Готовность к решению определенного круга
задач научно-исследовательской деятельности заданной степени сложности.
Готовность – компетентностная граница методологической
культуры педагога, критерий качества подготовки к профессиональной деятельности.
Слайд 11Деятельностный блок
Исходный материал - объект и предмет исследования
Орудия, средства
преобразования материала
- методы исследования (теоретические и эмпирические)
программа проведения
исследования
методика проведения опытно-экспериментальной работы
Продукты исследовательской деятельности (тезисы, статьи, учебные пособия, методические рекомендации, диссертация)
Слайд 12Этапы исследования
Выбор, формулирование и обоснование темы исследования.
Разработка и составление рабочего
плана исследования, выбор методов и разработка методики его проведения.
Углубленное изучение
научной и научно-методической литературы, диссертационных, научно-исследовательских и курсовых работ, касающихся исследуемой проблемы.
Анализ психолого-педагогической практики, опыта прошлого и настоящего как позитивного, так и негативного.
Сбор, обработка и систематизация собственных исследовательских материалов.
Опытно-экспериментальная проверка результатов исследования.
Формулирование основных выводов по результатам исследования.
Составление плана-проспекта научного труда, определение его структуры.
Литературно-техническое оформление научного труда (язык, стиль, редактура, соблюдение требований ГОСТ).
Слайд 13Программа исследования:
какое психолого-педагогическое явление исследуется,
по каким показателям,
какие критерии при
этом выбираются и используются,
какие методы исследования применяются.
Слайд 15Структура методики исследования:
теоретико-методологическая часть, концепция, на основе которой строится вся
методика;
исследуемые явления, процессы, признаки, параметры;
субординационные связи и зависимости между ними;
совокупность
применяемых методов, их координация;
порядок, применения методов и методических приемов;
последовательность и техника обработки и обобщения результатов исследования.
Слайд 16Этапы деятельности исследователя:
выбор и обоснование цели и частных задач,
техники проведения эксперимента, варьируемых и неварьируемых условий его проведения, зависимых
и независимых переменных, базы экспериментальной работы, особенностей выбора экспериментальных и контрольных групп и т. д.;
планирование необходимого числа наблюдений, порядка использования исследовательского инструментария (методы и методические приемы), математической модели эксперимента, форм и способов сбора и регистрации результатов и т.д.
анализ и обработка экспериментальных данных; вычисление статистических переменных, необходимых для проверки гипотезы; интерпретация результатов исследования.
Слайд 17Возможные этапы опытно-экспериментальной работы:
Констатирующий;
Поисковый;
Формирующий;
Обучающий;
Контрольный
Слайд 18Апробация исследования
может проходить в форме публичных докладов, обсуждений, дискуссий, а
также в форме рецензирования (устного или письменного) представленных работ.
Официальная
апробация выполненных работ часто связана с их публичной защитой (защита проекта, отчета, курсовой или выпускной работы, диссертации).
Слайд 19Основные виды изложения результатов исследования:
Диссертация
Научный отчет (отчет по НИР)
Монография
Квалификационная работа
Учебное пособие
Тезисы научных докладов
Научная статья
Рецензия
Методические
рекомендации
Слайд 20Требования к содержанию излагаемого материала
Концептуальная направленность
Сущностный анализ и обобщение
Аспектная определенность
Сочетание
социального и индивидуально-личностного контекста
Определенность и однозначность употребляемых понятий и терминов
Четкое
выделение нового, найденного в исследовательском поиске и авторской позиции
Сочетание однозначности и вариативности
Конструктивность рекомендаций
Слайд 21Способы написания текста научной работы:
конструктивно-синтетический способ - создание первоначального варианта,
представляющего собой общий набросок, предварительную компоновку всего материала;
критико-аналитический способ -
уточнение, отделка отдельных частей и фраз, дополнения и перестановки, идет работа над точностью и выразительностью изложения, шлифуется язык, уточняются ссылки, составляются справочный аппарат и библиография.
Слайд 22Изложение текста научного исследования
Способы изложения: индукция – дедукция, дедукция –
индукция.
Уровень языка и академический стиль (рассуждения и доказательства).
Синтаксический строй –
сложные предложения.
Стиль безличного монолога.
Принцип лексической точности и ясности.
Краткость.