Слайд 2Цели
Простейшие критерии для проверки гипотез
Слайд 3Как выбрать простой статистический критерий?
Слайд 4t-критерий Стьюдента (идея)
У млекопитающих самцы весят больше, а у птиц
- наоборот
Слайд 5t-критерий Стьюдента (идея)
Насколько Вы уверены в своей гипотезе, если …
Вы
словили одного самца и одну самку. Самец весит больше.
Вы словили
всех самцов и всех самок. В среднем самцы весят больше.
Если всех словить невозможно, то сколько нужно словить животных, чтобы гипотеза подтвердилась?
Слайд 6t-критерий Стьюдента (идея)
Вы словили 5 самцов и 5 самок. Средний
вес самцов 10 кг, но среди них встречаются и 2-х,
и 18-ти килограммовые.
Средний вес самок 9 кг, но среди них встречаются и 2-х, и 18-ти килограммовые.
Насколько Вы уверены в своей гипотезе?
Слайд 7t-критерий Стьюдента (идея)
Вы словили 100 самцов и 100 самок. Средний
вес самцов 10 кг, но среди них встречаются животные весом
от 9,8 до 10,2 кг
Средний вес самок 9 кг, но среди них встречаются животные весом от 8,8 до 9,2 кг.
Насколько Вы уверены в своей гипотезе?
Слайд 9t-критерий Стьюдента (непарный)
Проверяет гипотезу о том, что средние значения двух
генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые независимые выборки, отличаются друг
от друга.
Слайд 10t-критерий Стьюдента (непарный)
Исходные предположения:
1) Одна выборка извлекается из одной генеральной
совокупности, а другая, независимая от первой, извлекается из другой генеральной
совокупности. Независимость означает, что представители двух выборок не составляют пары коррелирующих значений)
Слайд 11t-критерий Стьюдента (непарный)
Исходные предположения:
2) Распределение изучаемого признака и в той,
и в другой выборке приблизительно соответствует нормальному
3) Дисперсии признака в
двух выборках примерно одинаковы (гомогенны)
Слайд 12t-критерий Стьюдента (непарный)
формулы
Слайд 13t-критерий Стьюдента (непарный)
df=N+M-2
формулы
Слайд 15t-критерий Стьюдента (парный)
Проверяет гипотезу о том, что средние значения двух
генеральных совокупностей, из которых извлечены сравниваемые зависимые выборки, отличаются друг
от друга.
Слайд 16t-критерий Стьюдента (парный)
Исходные предположения:
Каждому представителю одной выборки (из одной генеральной
совокупности) поставлен в соответствие представитель другой выборки (из другой генеральной
совокупности)
Данные двух выборок положительно коррелируют
Слайд 17t-критерий Стьюдента (парный)
Исходные предположения:
3) Распределение изучаемого признака и в той,
и в другой выборке соответствует нормальному закону
Слайд 18t-критерий Стьюдента (парный)
df=N-1
формулы
Слайд 19t-критерий Стьюдента
для одной выборки
Позволяет проверить гипотезу о том, что среднее
значение изучаемого признака отличается от некоторого известного значения.
Слайд 20t-критерий Стьюдента
для одной выборки
Исходные предположения:
Распределение признака в выборке приблизительно соответствует
нормальному закону
Слайд 21t-критерий Стьюдента
для одной выборки
Формулы
df=N-1
Слайд 22t-критерий Стьюдента
для одной выборки
Пример
Группа из 17 заключенных была отобрана для
участия в новой реабилитационной программе.
Для этой группы среднее значение «опасности
для общества» = 84, стандартное отклонение = 16.
Среднее значение «опасности для общества» во всей тюрьме = 78
Будет ли данная группа представительной выборкой для оценки действия новой программы?
Слайд 23t-критерий Стьюдента
для одной выборки
df=17-1=16
Слайд 24t-критерий Стьюдента
для одной выборки
Слайд 25Выводы?
Стой, Подумай, Примени
Наши 17 заключенных являются репрезентативной
группой и можно попробовать на них новую реабилитационную программу.
Слайд 26Доверительный интервал
Группа студентов (26 человек) факультета психологии показала в среднем
следующие результаты
Хсреднее=108, s=15
А каким будет средний интеллект для всех студентов
факультета?
Слайд 27Доверительный интервал
Идея: берем любые значения среднего и с помощью критерия
Стьюдента для одной выборки проверяем, отличаются ли они значимо от
полученного нами среднего.
Слайд 28Доверительный интервал
Пусть р=0,05.
Предположим, что средний IQ всех студентов = 98.
Проверим,
отличается ли это значение от среднего выборки (108):
Слайд 29Доверительный интервал
Находим из таблицы критических значений
t0.05=2.060
3.333>2.060,
следовательно нуль-гипотеза о том,
что среднее генеральной совокупности=98, отклоняется.
Слайд 30Доверительный интервал
Другими словами:
маловероятно, что выборка со средним IQ=108 была
извлечена из генеральной совокупности со средним IQ=98.
Слайд 31Доверительный интервал
Теперь берем среднее IQ=100 и повторяем процедуру…
Если это не
проходит, берем IQ=102…
Так как р=0,05, то мы получим 95% доверительный
интервал
Слайд 32Доверительный интервал
Проще границы доверительного интервала можно посчитать по формулам:
Слайд 33Доверительный интервал
В нашем случае оценка среднего интеллекта студентов-психологов:
Слайд 34Доверительный интервал
Если мы хотим получить 99% доверительный интервал, то берем
р=0,01:
Слайд 35Критерий Манна-Уитни
Показывает, насколько совпадают два ряда значений измеренного признака.
Основная идея
основана на представлении всех значений двух выборок в виде одной
общей последовательности упорядоченных (ранжировнных) значений.
Нуль-гипотезе соответствует ситуация, когда значения одной выборки будут равномерно распределены среди значений другой выборки
Слайд 36Критерий Манна-Уитни (формулы)
где N1 - количество испытуемых в выборке 1;
N2
- количество испытуемых в выборке 2;
Tx - большая из двух
ранговых сумм
Nx - количество испытуемых в группе с большей суммой рангов.
Слайд 37Критерий Вилкоксона
Основан на ранжировании абсолютных разностей пар значений зависимых выборок.
Идея заключается в подсчете вероятности получения минимальной из положительной и
отрицательной разностей при условии, что распределение этих разностей равновероятно и равно ½.
Слайд 38Критерий Вилкоксона (формула)
T=SRr
где Rr - ранговые значения сдвигов с
более редким знаком
Слайд 39Определить критерий
Детский психолог хочет определить влияние матерчатых и бумажных подгузников
на выработку навыков проситься на горшок. Однодневные младенцы будут использоваться
как испытуемые в начале проекта. Возраст, в котором подгузники не понадобятся (в течение недели) будет определен в конце эксперимента.
Стой, Подумай, Примени
Слайд 40Определить критерий
Решено провести исследование, ставящее своей задачей сравнить боязнь заразиться
СПИДом ( по 7-балльной шкале) среди наркоманов и ненаркоманов.
Стой,
Подумай, Примени
Слайд 41Определить критерий
Проверяем, правда ли то, что произнесение иностранных слов, вполне
обычных по своему значению, но фонетически схожих с табуированной лексикой
родного языка человека, вызывает у него затруднения большие, чем произнесение табуированных слов чужого языка.
Стой, Подумай, Примени
Слайд 42Определить критерий
Деканат сравнивает оценки студентов по 5-балльной шкале полезности курсов
«Системного анализа данных» и «Идеологии» для их дальнейшей проф. деятельности
Стой,
Подумай, Примени
Слайд 43Определить критерий
Студентки сравнивают вес 5 подружек, худевших по кремлевской диете
и 7 подружек, худевших по пентагонской диете
Стой,
Подумай, Примени
Слайд 44Цели
Основы эксперимента
Логика проверки гипотез
Простейшие критерии для проверки гипотез
Стьюдента
Манна-Уитни
Вилкоксона
Слайд 45Значимость коэффициента корреляции
Это уровень значимости, полученный при проверке
нуль-гипотезы о
равенстве нулю коэффициента корреляции между интересующими нас переменными
в генеральной
совокупности.
Слайд 46Как определить?
Отношение выборочного коэффициента корреляции к своей ошибке служит критерием
для проверки нуль-гипотезы - предположения о том, что в генеральной
совокупности этот показатель равен нулю.
Слайд 47Как определить?
Нулевую гипотезу отвергают на принятом уровне значимости, если
Значения
критических точек tкр для разных уровней значимости и числа степеней
свободы N-2 ищем в таблице t-критерия
Слайд 48Как определить?
Еще проще можно посмотреть в специальной таблице.
Слайд 49Значимость коэффициента корреляции
Слайд 50Корреляционная матрица
Примечание: * - p
Слайд 51Полезная литература:
К следующей лекции прочитать:
Лебедев А.Н. и др. О зависимости
объема памяти от размера алфавита стимулов// Том 24, № 3.
– 2003. – С. 80-93
(есть в эл.виде в папке
«Дополнительная литература»)