Слайд 1Прозрачность бюджетного процесса: международный опыт и Украина
Проф. Анна Вахитова
Киевская
школа экономики
Киевский экономический институт
2011
Слайд 2Вступление
Бюджет – это список всех запланированных трат и доходов, это
план действий организации в денежном выражении.
Центральный (или государственный) бюджет
– главный финансовый план страны, который, как правило, ежегодно утверждает законодательный орган страны.
Прозрачность бюджета – полное раскрытие всей соответствующей финансовой информации, своевременно и систематически.
Слайд 3Цель составления бюджета
Обеспечить прогноз доходов и затрат;
Обеспечить юридические основания для
фактических финансовых операций правительства;
Обеспечить базу для сопоставления фактических действий правительства
и прогноза.
Слайд 4Почему важна
прозрачность бюджета?
Усиливает контроль общественности, подотчетность правительства
Улучшает качество государственных услуг
Позволяет заручиться доверием граждан и дополнительной поддержкой запланированных
государственных решений
Ограничивает коррупцию
Привлекает инвестиции, уменьшает стоимость заимствований
Позволяет отслеживать важные для страны вопросы (напр.
динамику государственного долга)
Слайд 5Основных требования
к прозрачности бюджета
МВФ “Кодекс надлежащей практики для обеспечения
прозрачности бюджета”:
Четкое определение ролей и ответственности
Открытость бюджетных процессов
Доступ общественности к
информации
Обеспечение целостности
Слайд 6Индекс открытости бюджета
Опрос: ~90 вопросов (4 ответа с обоснованием)
Координатор исследования
– Международное бюджетное партнерство (США).
Исполнитель в Украине – Международный центр
перспективных исследований, http://www.icps.com.ua
2010 год: 94 страны, Украина – 62 балла, 14 место
2008 год: 85 стран, Украина – 52 балла, 26 место
Слайд 7Индекс открытости бюджета
Предварительное утверждение
Цельность
Полнота
Периодичность
Конкретность
Законность
Удобная структура
Гласность
Сопоставимость средств и целей
Слайд 8Общие требования
Предварительное утверждение:
Законодатели должны утвердить мероприятия, связанные с затратами,
сбором налогов и урегулированием долга ДО того, как исполнительные органы
начнут предпринимать соответствующие действия.
Слайд 9Общие требования
2. Целостность:
Все затраты, доходы и мероприятия – в
одном документе
Слайд 10Общие требования
3. Полнота:
Правительство должно раскрывать информацию про свою финансовую деятельность
на протяжении всего бюджетного года.
Слайд 11Общие требования
4. Периодичность:
Ежегодный календарь бюджета
Слайд 12Общие требования
5. Конкретность:
Статьи бюджета должны давать четкое представление про намерения
правительства;
Международная система классификации.
Слайд 13Общие требования
6. Законность:
Все расходы и мероприятия должны быть проведены в
соответствии с законом.
Исполнительные действия должны происходить только после принятия
соответствующего законодательства.
Слайд 14Общие требования
7. Удобная структура:
Бюджет страны и связанные документы должны быть
представлены таким образом, чтобы быть понятными широкому кругу читателей
Слайд 15Общие требования
8. Гласность:
Все граждане страны, как индивидуально, так и в
составе общественных организаций, должны иметь право давать оценку бюджетным документам
страны*.
* “Бюджетная декларация”, доступность для граждан ДО утверждения бюджета.
Слайд 16Общие требования
9. Сопоставимость средств и целей:
Политика правительства, планы →
бюджетные мероприятия → результаты и индикаторы результатов.
Слайд 17Общие требования
Бюджетные отчеты
Раскрытие соответствующей информации
Контроль и подотчетность
Слайд 18Бюджетная отчетность
Сам бюджет
Предварительные доклады
Ежемесячные отчеты
Полугодичный отчет
Годовой отчет
Предвыборная программа
Долгосрочный отчет
Слайд 20Первая фаза бюджетного цикла:
“Бюджетная декларация”
Исполнительная власть формирует
предложения по бюджету
Содержание: общий характер и недетальная информация
Раскрытие информации: параметры,
на которых исполнительная власть формирует бюджет (общий объем расходов, ожидаемые доходы, ожидаемый долг бюджета)
Сроки: за один месяц до подачи Проекта бюджета в парламент
Слайд 21Вторая фаза бюджетного цикла:
обсуждение “Бюджетной декларации”
Парламент еще ничего не
принимает и не вводит в действие
Исполнительная власть может опираться на
дополнительные документы, в частности, план среднесрочных расходов и национальный план развития, если есть прямая связь с бюджетом.
Слайд 22Третья фаза бюджетного цикла:
принятие бюджета
Принятый бюджет
документ, который был утвержден законодательным
органом (может существенно отличаться от бюджета исполнительной власти)
Отчетность на протяжении
года
Ежемесячные или квартальные отчеты, могут быть оформлены в виде одного сведенного доклада правительства, либо нескольких отчетов, изданных разными ведомствами
Полугодичный обзор
Полугодичный отчет, должен содержать полную информацию об исполнении бюджета (пересмотр основных прогнозов, обновленные прогнозы бюджета)
Слайд 23Четвертая фаза бюджетного цикла:
оценка исполнения бюджета
Годовой отчет
Единый сведенный доклад правительства,
либо отдельные доклады, которые издают отдельные министерства и ведомства.
Доклад аудиторов
должен
издаваться высшим контролирующим органом, не исполнительной властью.
Слайд 24Раскрытие соответствующей информации
Отчеты должны содержать:
Экономические прогнозы
Налоговые издержки (убытки вследствие налоговых
льгот для конкретных видов деятельности).
Финансовые обязательства и финансовые активы (в
частности, ежемесячные заимствования).
Нефинансовые активы (включая недвижимость)
Пенсионные обязательства
Вероятностные обязательства (напр. гос. гарантии по кредитам, гос. программы страхования)
Слайд 25Контроль и подотчетность
Бухгалтерская система
Системы ответственности
Аудит
Подотчетность общественности и парламенту
Слайд 26Качество и целостность отчетов
Бухгалтерский учет
отклонения от общепринятой практики
изменения в учетной
политике
Аудит
Годовой отчет проверяет высший контрольный орган (Счетная Палата), включая соответствие
общепринятой практике аудита.
Парламент должен детально проанализировать отчет Счетной Палаты
Слайд 27Качество и целостность отчетов
Общественный и парламентский контроль
Парламент должен иметь возможность
рассмотреть любой финансовый отчет.
Общественность должна иметь доступ ко всем финансовым
отчетам.
Министерство финансов должно активно способствовать пониманию бюджетного процесса как простыми гражданами, так и общественными организациями.
Слайд 28Прозрачность бюджетного процесса в Украине
Опрос “Открытый бюджет”: июль 2008,
янв. 2010
Слайд 30Прозрачность?
Вероятностные обязательства
Пенсионные обязательства
Финансовые обязательства
и активы
Налоговые издержки
Экономические
прогнозы
Слайд 31Прозрачность? – ДА!
Вероятностные
обязательства
Пенсионные
обязательства
Фин. обязательства
и активы
Экономические
прогнозы
Налоговые
издержки
Проект
бюджета 2008
Прил.13
Проект бюджета 2010
Прил. “Перечень налоговых льгот”
Проект бюджета
2008
Прил. 1
Проект бюджета 2008
Прил. 3
Проект бюджету 2010
Прил. “Программа финансирования”
Слайд 32Прозрачность? – ДА!
Поточные отчеты
Государственное казначейство
О выполнении государственного бюджета по доходам
в январе 2011 года (с учетом собственных поступлений бюджетных учреждений
и субвенций из местного бюджета) (по оперативным данным)
http://www.treasury.gov.ua/main/uk/publish/category/23596
Уточненная информация о выполнении Государственного бюджета Украины
http://www.treasury.gov.ua/main/uk/publish/category/23593
Слайд 33Прозрачность? – ДА!
Поточные отчеты
Министерство финансов
http://minfin.kmu.gov.ua/control/uk/publish/archive/main?cat_id=77643
Показатели выполнения Государственного бюджета Украины за январь-ноябрь 2010 года
Январь-октябрь
2010 года
Январь-сентябрь 2010 года
Январь-сентябрь 2010 года
...
Январь 2007 года
Слайд 35Прозрачность? – ДА!
Квартальные отчеты
Счетная палата
http://www.ac-rada.gov.ua/control/main/uk/publish/category/412;jsessionid=36293F1812C4C56B4FF5D8EB675FA768
Заключение о выполнении Государственного бюджета Украины
за первый квартал 2011 года
Заключение о выполнении Государственного бюджета Украины
за 2010 год
Слайд 36Таким образом
Поточные отчеты доступны своевременно
Есть возможность мониторить ситуацию и
вносить необходимые изменения
Системность та подотчетность
Слайд 37Прозрачность? – Не совсем!
Отсутствие важных деталей
Нарушения Бюджетного кодекса
Несоответствия международным стандартам
и политические манипуляции
Слайд 38Парламент не проводит общественные обсуждения Бюджетной декларации
Экономическая классификация затрат не
соответствует международным стандартам
Очень ограничено (либо отсутствует) обсуждение прогнозов
Ограничено (либо отсутствует)
обсуждение последствий нововведений
Прозрачность? – Не совсем!
Слайд 39Отсутствует либо ограничена информация про ключевые экономические показатели
Не (всегда)
указан прямо размер государственного долга
Неполная информация про трансферты корпорациям
Бюджетная
декларация
Слайд 40Отсутствует информация про финансовые и нефинансовые активы, принадлежащие государству
Отсутствует информация
про вероятностные обязательства
Отсутствует общая информация по “закрытым” статьям (например, про
затраты на нац. оборону, ~3-8% бюджета)
Бюджетная декларация
Слайд 41Кроме того...
Проблемы:
Наличие отчетов
Обязательное раскрытие информации
Качество и целостность отчетов
Слайд 42Наличие отчетов
Правительство не публикует
полугодовой отчет
Не происходит обновление бюджета
в середине года, исходя из фактических показателей
Слайд 43Обязательное раскрытие информации
Месячные и годовые отчеты: отсутствуют важные детали
Отчеты Счетной палаты: нет
информации, выполнены ли советы и замечания аудиторов
Бюджет (2008): нет информации
о государственном долге и схемы его погашения, подробного объяснения основных вопросов
Слайд 44Бюджет 2009: прогнозы
source: http://polityka.in.ua/info/211.htm
Слайд 45Индекс прозрачности
“Открытый бюджет”
Слайд 46Выводы
Несмотря на высокий рейтинг страна могла бы получить выше результат, если
бы правительство
начало публиковать общественный бюджет и полугодовой отчет об исполнение
бюджета,
предоставляло более полную
информацию в проекте бюджета и годовом отчете
Слайд 47Выводы
Несмотря на высокий рейтинг страна могла бы получить выше результат,
если бы общественные организации и пресса
Оказывали давление на правительство с
целью
Соблюдения уже существующих законов, в частности сроков
Приближения к соответствующим международным стандартам
Расширения возможностей учета мнения общественности
Слайд 48Ссылки
Guide To The Open Budget Questionnaire 2010
International Budget Partnership, 2009
http://openbudgetindex.org/files/OBIGuide2010.pdf
Міжнародний
центр перспективних досліджень (МЦПД)
http://www.icps.com.ua/news/6052.html
Code of Good Practices on Fiscal Transparency
International
Monetary Fund, 2007
http://www.imf.org/external/np/fad/trans/code.htm
Development of Modern Budgeting
California Department of Finance
http://www.dof.ca.gov/fisa/bag/history.htm
“Assessing Public Expenditure, Procurement, and Financial Accountability: A Review of Diagnostic Instruments”
World Bank, April 2003