Слайд 1Прямое и переносное значение слов
Слайд 2Дорогие ребята!
На этом уроке вы познакомитесь с
новыми понятиями — прямое и переносное значение слов. Перед вами
стоит важная задача: вы должны научиться определять, когда то или иное слово употреблено в прямом, а когда — в переносном смысле. Учтите, что употребление слова в переносном значении очень часто используется писателями и поэтами для создания художественной образности, но неумелое или неправильное употребление слова может стать причиной речевой или стилистической ошибки.
Слайд 3 Может ли человек быть слоном? Вы умеете есть
тарелки и проглатывать кружки?
Если вы ответили на эти
вопросы «да», то не ошиблись.
Как приятно съесть полную тарелку клубники со сливками или полтарелки черешни. А потом проглотить кружку свежего молока. Только бы не очень растолстеть от всего этого, чтобы тебя не назвали слоном.
Слайд 5 Когда мы переносим названия с одного предмета
(признака, действия) на другой по сходству, имеющемуся у этих предметов,
то новые значения слов мы называем переносными.
Слово в переносном значении мы воспринимаем через другой образ .
Железный характер — это характер твёрдый, как железо.
Слайд 6 Ледяной взгляд — взгляд холодный, как лёд.
Солнечное настроение — настроение яркое и бодрое, радостное, как солнце.
Тёплая встреча — встреча приятная, как само тепло дома.
Слайд 7Рассмотрите рисунки и объясните, на чём основано употребление слова в
переносном значении.
Тьма
Тьма народу
Слайд 8 Перенос названия происходит лишь тогда, когда у предметов
есть какое-нибудь сходство.
Тьма — вокруг темно, ничего не
видно, куда ни глянь, темнота. Тьма народу — множество людей, куда ни посмотришь, люди, люди, люди… И ничего не видно кроме них.
Слайд 9 Переносное значение часто встречается у глаголов. Так,
действия людей могут приписываться неживым предметам: буря плачет, мороз сковал
реку, осень разукрасила лес.
Дождь плачет
Прямое значение Переносное
значение
Слайд 11Тренажёр. Переносное значение слов
Составьте словосочетания, подбирая к существительному
слова с переносным значением.
1. Взгляд …
2. Сердце
…
3. Ветер …
4. Хвост …
5. Солнце ….
Слайд 12Тренажёр. Прямое и переносное значение слов
Из каждой пары
выберите словосочетание с переносным значением.
Золотая осень — золотое кольцо
Мягкий характер — мягкая кровать
Сонные берёзки — сонная девочка
Тяжёлый груз — тяжёлое чувство
Деревянный стол — деревянная походка
Слайд 13Тренажёр. Переносное значение слов
Выделите слова, значения которых перенесены
с одушевлённых предметов на неодушевлённые.
Выткался на озере алый свет
зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.
Только мне не плачется — на душе светло.
(С. Есенин.)
Слайд 14Использование слов с переносным значением в художественной литературе
Перенос
названия с одного предмета, явления или действия на другой умело
используют писатели и поэты для создания образности художественного произведения. Образность языка помогает автору усилить воздействие на читателя.
Прослушайте рассказ-миниатюру Михаила Михайловича Пришвина.
Слайд 15 Осинкам холодно
В солнечный день осенью на опушке
леса собрались молодые разноцветные осинки, густо одна к другой, как
будто им там в лесу стало холодно и они вышли погреться на солнышко, на опушку.
Так иногда в деревнях выходят люди посидеть на завалинке, отдохнуть, поговорить после трудового дня.
Слайд 16 В этом рассказе автор использует приём олицетворения, который
заключается в наделении неодушевлённых явлений природы признаками и свойствами человека.
Осинки на опушке похожи на деревенских жителей, которые собрались на завалинке поговорить и отдохнуть.
Слайд 17Завлинка
Завалинка — невысокая земляная насыпь вдоль наружных стен избы.
Слайд 18 Слова, употреблённые в переносном значении, приобретают иной смысл,
становятся необычными для нас, утрачивая свою соотнесённость с привычным значением.
Нивы
сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Слайд 19 Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось,
Что совсем-совсем немного
Ждать зимы седой
осталось.
Ах, и сам я в чаще звонкой
Увидал вчера в
тумане:
Рыжий месяц жеребёнком
Запрягался в наши сани.
(С. Есенин.)
Слайд 20Задание. Употребление слов в прямом и переносном значении
Объясните
различие в употреблении выделенных слов. Укажите, какое сходство между предметами
или явлениями, их качествами, свойствами, действиями сделало возможным употребление этих слов в переносном значении.
Купающийся в озере — купающийся в родительской любви.
Каменный дом — каменное сердце.
Улыбнулся ребёнок — улыбнулись звёзды.
Большой гвоздь — гвоздь программы.
Солнце светит — солнце русской поэзии.
Слайд 21Проверь себя. Прямое и переносное значение слов
Отметьте в
тексте олицетворения, когда природа «оживляется», наделяется человеческими чертами.
Запели тёсаные
дроги,
Бегут равнины и кусты.
Опять часовни на дороге
И поминальные кресты.
(С. Есенин.)
Слайд 23 О негодяях и мымре
В далёком прошлом
слово негодяй совершенно не относилось к бранным. Так называли человека,
негодного к воинской службе. Негодяй — «негодный».
И мымра — слово старинное. Сейчас это почти «ругательное» слово, а раньше мымрой называли домоседа. Мумрить (мымрить) означало «сидеть безвылазно дома».
Может быть, наши предки просто не любили «ругательных» слов. В этом случае возьмём с них пример и откажемся и от негодяя, и от мымры.
Слайд 24Важный вывод.
Ребята, внимательно рассмотрите рисунки, которые помогут вам
подвести итоги урока самостоятельно.
Железный гвоздь
Гвоздь программы