Слайд 1Психоанализ
в социальной психологии.
Презентация Ковешниковой Софьи
2 курс
206
группа
Слайд 2
Начало
В период 30х годов произошел некий «бум» экспериментальных исследований, то
есть начался экспериментальный период развития социальной психологии, но уже в
начале 50х гг. XX в. резко стали воз- растать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию.
Теоретические исследования, в основном, концентрируются на четырех направлениях: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. (Андреева, Богомолова, Петровская, 1978; Шихирев, 1979). Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление — интеракционизм — представляет социологический источник.
Сегодня мы поговорим о психоанализе.
Слайд 3В настоящее время прежде всего речь может идти о феномене
так называемого рассеянного психоанализа.
Под этим мы подразумеваем, во-первых, тот
факт, что без учета влияния психоанализа невозможно понять весь облик зарубежной социальной психологии, некоторые ее принципиальные характеристики и установки. Например, столь характерная тенденция рассматривать групповые взаимоотношения как сугубо эмоциональные, непосредственные сложилась, вероятно, не без влияния фрейдизма.
Во-вторых, мы имеем в виду весьма активный процесс включения, интеграции отдельных психоаналитических принципов в самые различные системы взглядов. В качестве примера можно сослаться на случаи ассимиляции психоаналитических понятий и представлений в необихевиористской традиции (в частности, идея фрустрации—агрессии), в интеракционистском подходе (например, учение о защитных механизмах личности), в теории К. Левина
Наконец, третьей формой усвоения социальной психологией традиций психоанализа является практика заимствования его отдельных положений применительно к интерпретации различных социально-психологических проблем.
Слайд 4Психоанализ не получил столь широкого распространения в социальной психологии, как
бихевиоризм. Однако и здесь есть ряд попыток построения социально-психологических теорий.
Обычно в этих случаях называют неофрейдизм и, в частности, работы Э. Фромма и Дж. Салливана.
Вместе с тем существует и другой ряд теорий, более непосредственно включающих в орбиту социальной психологии идеи классического фрейдизма. Примерами таких теорий являются все теории групповых процессов: теории Л. Байона, В. Бенниса и Г. Шепарда, Л. Шутца.
В отличие от бихевиоризма здесь предпринимается попытка уйти от только диадического взаимодействия и рассмотреть ряд процессов в более многочисленной группе. Именно в рамках этого течения зародилась практика создания так называемых Т- групп (т.е. групп тренинга), где используются социально-психологические механизмы воздействия людей друг на друга.
А теперь немножко подробней про выше перечисленные теории.
Слайд 5Динамическая теория группового функционирования Л.Байона.
К началу 50-х годов относится
сформулированная Байоном динамическая теория группового функционирования. В данном случае объектом
наблюдений явились терапевтические группы. По мнению Байона, группа представляет собой макровариант индивида, и, следовательно, она характеризуется теми же параметрами, что и отдельная личность, т.е. потребностями, мотивами, целями и т.п., которые интерпретируются им всецело в психоаналитическом духе. Группа всегда представлена как бы в двух планах: с одной стороны, она обычно выполняет какую-то задачу и в ее решении члены группы вполне рационально, осознанно принимают участие; с другой стороны, Байон вычленяет аспекты групповой культуры, продуцируемые неосознаваемыми вкладами членов группы.
Постулируется возможность конфликтов между двумя обозначенными уровнями групповой жизни, вычленяются «коллективные защитные механизмы», аналогичные индивидуальным.
Одним словом, Байон пытается перенести понятия и механизмы, вычлененные и обоснованные Фрейдом при изучении индивидуальной психики, на тот случай, когда их субъектом оказывается не отдельная личность, а целая группа.
В большей своей части высказанные Байоном положения остались неверифицированными, т.е. эмпирически и экспериментально они не проверялись и не получили особого распространения в социальной психологии.
Слайд 6Т-группы?
Прежде всего следует отметить, что Т-группа является одной из
форм или одним из методов социально-психологического тренинга. Под социально-психологическим тренингом
в широком смысле обычно понимают обучение знаниям, умениям и навыкам межличностного общения. Активная разработка и использование метода Т-группы в американской практике относится к 60—70-м годам.
Размеры подобных групп могут быть разными — от 7 до 15 человек. В большинстве случаев это администраторы, преподаватели, психологи, социологи — одним словом, представители профессий, предполагающих известное мастерство межличностного общения. Собираются эти группы на разные сроки обучения — от двух дней до двух месяцев. Обычно за каждой группой закрепляется так называемый тренер (ведущий). Его роль может варьироваться в зависимости от целей, но в любом случае его основной функцией входит обеспечение атмосферы доверия, открытости в группе, он должен продемонстрировать модель желаемого поведения, т.е. искренне и открыто выражать свои чувства, проявлять лояльность по отношению к другим, поддерживать их искренность и т.д
В основе практики Т-группы лежит групповая дискуссия.
Предмет: реальные межличностные отношения участников
Задача: изучение самой группой ее динамики через анализ происходящих в ней процессов, т.е. эти процессы изучаются не со стороны, а самими членами группы.
Цель Т-группы можно определить как совершенствование социально-психологической компетентности ее участников.
На групповом уровне обычно целью объявляется установление валидной коммуникации. Это означает достижение такого состояния, когда, во-первых, каждый член группы способен точно и свободно сообщать о своих чувствах, мотивах, интенциях и т.д., во-вторых, валидная коммуникация предполагает, что «восприятие каждым членом своего места в группе согласуется с восприятием других членов группы, что провозглашаемая цель группы и усилия ее членов конгруэнтны и что члены группы способны разделять многие уровни коммуникации».
Слайд 7Теория В. Бенниса и Г. Шепарда
Теорию группового развития, сформулированную Беннисом
и Шепардом в середине 50-х годов, вряд ли можно характеризовать
как выдержанную исключительно в русле психоаналитической традиции. Она является психоаналитической по основной направленности, но в то же время испытала влияние и других подходов.
Теория Бенниса и Шепарда построена на осмыслении процессов, происходящих в так называемых Т-группах, или группах тренинга человеческих отношений, группах самоанализа.
Теория группового развития касается главным образом процессов изменения в Т-группе на пути к достижению цели валидной коммуникации. Она включает два основных вопроса: анализ помех валидной коммуникации и определение стадий группового развития.
Основной помехой установлению валидной коммуникации, с точки зрения авторов, является ситуация неопределенности, в которой оказывается каждый из участников на старте Т-группы. Участники скованны в выражении своих истинных отношений, реакций, чувств, потому что они не знают, что можно ожидать от других.
По мнению Бенниса и Шепарда, неопределенность касается двух планов функционирования группы: вопроса о власти и вопроса о взаимозависимости.
В теории выделяется две фазы группового развития. Содержанием первой фазы является решение вопроса о лидере, во второй фазе вносится ясность во взаимоотношения членов группы. Но также авторы подчеркнули, что в этих двух фазах есть еще три подфазы, т.е. всего в развитии группы тренинга просматривается шесть этапов.
Слайд 8Трехмерная теория интерперсонального поведения В. Шутца
Принципиальной основой теории Шутца является
положение фрейдизма о том, что социальная жизнь взрослого человека фатально
предопределена опытом его детства.
Данная теория складывается в четырех постулатах:
1) Шутц постулирует наличие трех межличностных потребностей, характерных для каждого индивида. Это потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви.
«Межличностные потребности во многих отношениях аналогичны биологическим потребностям. Если биологические потребности регулируют отношения организма с физическим окружением, то межличностные устанавливают связь личности с ее человеческим окружением»
2) Постулат непрерывности отношений - Наблюдаемое межличностное поведение взрослого индивида — это поведение, подобное тому, с которым он встречался в своих взаимоотношениях в детстве, прежде всего, со своими родителями.
3) Постулат совместимости - Постулат, собственно, утверждает, что совместимые группы более эффективны в достижении групповых целей, чем группы несовместимые.
4) Постулат развития группы - Шутц полагает, что каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви.
В этом моменте обнаруживается большое созвучие теории Шутца и теории группового развития Бенниса и Шепарда. Основное различие состоит в добавлении Шутцем фазы включения как первой ступени. Формирование группы, по его мнению, начинается именно с принятия каждым решения, остаться в данной группе или выйти из нее. Лишь после разрешения проблемы включения происходит переход к фазе контроля, т.е. фазе распределения ответственности и власти. В третьей фазе решается проблема эмоциональной интеграции. В случае же распада группы ее движение идет в обратном порядке: сначала нарушаются эмоциональные привязанности, затем разрушаются отношения власти, после чего следует фаза выхода из группы.
Слайд 9В целом же названные теории нельзя считать системно реализующими основные
идеи психоанализа: скорее всего они представляют собой так называемый рассеянный
психоанализ, т.е. содержат вкрапление его отдельных положений в исследовательскую практику.
Ярким примером этого является работа под руководством Т. Адорно «Авторитарная личность», где использована идея фрейдизма о фатальной предопределенности личности взрослого опытом детства для выявления психологических предпосылок появления фашизма.
Но, стоит заметить, что изложенные здесь психоаналитические теории социально-психологического толка, естественно, не исчерпывают всей полноты картины. Исходя из поставленной задачи они дают лишь иллюстрацию.
Сегодня в наибольшей полноте, развернутости психоаналитический комплекс идей развит и представлен в модифицированном варианте в гуманистической психологии. Это можно отнести ко всем ее многообразным ветвям,. Но в целом данный концептуальный комплекс касается не только социальной психологии, он и сплавляет все области психологического знания.