Слайд 1Психодиагностика детей
с ограниченными возможностями здоровья
Лекция 1.
Тольяттинский государственный университет
Слайд 2Психодиагностика
Наука и практика постановки психологического диагноза, т.е. выяснения наличие и
степени выраженности у ребенка определенных психологических признаков
Современный словарь
«Психология»
под ред. Б.Г.Мещерякова, В.П. Зинченко
Слайд 3Психодиагностика
(от греч. Psychё – душа и diagnostikos – способный распознавать)
– область психологической науки, разрабаты-вающая методы выявления и измере-ния индивидуально
– психологичес-ких особенностей личности.
Словарь «Психология» под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского)
Слайд 4Оформление психодиагностики в качестве самостоятельного направления исследований происходило в 20-е
гг. ХХ века. Значительный вклад в становление психодиагностики внесли труды
Ф. Гальтона, Дж. Кеттела, Г.Эббингауза, Э.Крепелина, А. Бине и др.
Слайд 5Френсис Гальтон (1822 – 1911)
Английский психолог и антрополог.
Первым разработал на основе экспериментальных и математических методов учение о
существовании индивидуально – психологических различий – дифференциальную психологию. Является автором метода близнецов, методы исследования образной памяти. От него исходила идея использования тестов для определения индивидуальных различий
(Исследование человеческих способностей и их развитие, 1883)
Слайд 6Джеймс Маккин кеттел
(1860-1944)
Американский психолог. Провел классическое исследование объема внимания,
обнаружив феномен антиципации при тахистоскопическом предъявлении объекта. Выступил зачинателем и
одним из лидеров тестологического движения, разработав систему тестов, направленных на изучение широкого круга психических функций (сенсорных, моторных, интеллектуальных, личностных и т.д.)
Слайд 7Альфред бине (1857 – 1911)
Французский психолог, основатель экспериментальной психологии во
Франции и первой в этой стране психологической лаборатории (1889). Один
из основоположников учения о тестах. Одним из первых начал изучение высших психических процессов в естественных условиях.
Слайд 8Психодиагностика
Начавшись с попыток «охватить числом операции ума» (Ф. Гальтон) и
с применения тестов интеллекта, психодиагностика для измерения индивидуально – психологических
различий разрабатывала методы исследования личности, которые в дальнейшем послужили основанием для создания проективных методик и тестов.
Слайд 9Объекты психодиагностики
Навыки и умения
Общие способности
Динамические характеристики психических процессов
Психические состояния
Мотивы, потребности
Интересы
Черты личности и др.
Слайд 10Тесты личности
Психодиагностические приемы, направленные на оценку эмоционально - волевых
компонентов психической деятельности – чувств, отношений (в т.ч. межличностных) мотивации,
интересов, эмоций, а также особенностей поведения индивида в заданных социальных ситуациях.
Слайд 11Тесты личности
включают в себя:
Проективные тесты
Личностные опросники
Тесты деятельности (ситуационные)
Слайд 12Проективный метод
(от лат. Projectio – выбрасывание вперед) – один
из методов исследования личности. Основан для выявления проекций в эксперименте
с последующей интерпретацией. Понятие проекции ввел Л.Фрэнк.
Слайд 13Проективный метод
Характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций
при восприятии ее испытуемыми. За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная
система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.
Слайд 14Проективный метод
Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (так называемыми проективными
тестами), среди которых различают:
Ассоциативные (тест Роршаха, незаконченные предложения)
Интерпретационные (ТАТ, РАТ)
Экспрессивные
(психодрама, рисунок человека, несуществующее животное)
Слайд 15Проективные методики обладают значительными возможностями в исследовании индивидуальности личности.
При
этом существует проблема валидности проективных тестов вследствие нестабильности результатов.
Развитие проективного
метода связано с созданием методик с высокими психометрическими характеристиками.
Слайд 16Личностные опросники
Предназначены для измерения степени выраженности у индивида каких-либо
личностных черт на основе количества определенных ответов на те или
иные пункты.
Опросники бывают одномерными и многомерными.
Слайд 17Тест
В узком смысле стандартизированная методика измерения, предназначенная для диагностики
выраженности психических свойств или состояний у индивида посредством решения «деятельностных»
задач.
Слайд 18Тест
Понятие «умственный тест» ввел Дж.Кеттел в конце 19 века.
Первым популярным тестом стала шкала Бине – Симона, созданная в
1905 году.
Тест представляет собой серию кратких испытаний (задач, вопросов, ситуаций и пр.). Как правило, показатели выполнения тестов выражаются в относительных величинах.
Слайд 19ТЕСТЫ
Разделяются на 2 основных вида:
Собственно психологический тест
Тест достижений (испытание
знаний, умений, навыков, уровня общей ли профессиональной подготовки)
По предмету диагностики
выделяют тесты способностей (в т.ч. тесты интеллекта) и тесты личности.
Слайд 20Тест
По способу реализации:
Манипулятивные
Тесты «карандаш – бумага»
Аппаратурные тесты
Ситуационно – поведенческие
Компьютерные
По цели выделяют:
Тесты готовности к школе,
Клинические тесты,
Тесты профотбора и
пр.
Слайд 21Тесты интеллекта
Тесты, предназначенные для определения уровня интеллектуального развития индивида и
выявления особенностей структуры его интеллекта.
Тесты интеллекта разделяются на 2
группы:
1) монометрические тесты (тест Бине – Симона, шкала Стенфорд – Бине, прогрессивные матрицы Равена)
2) тестовые батареи (тест Векслера, тест Р.Амтхауэра и др.)
Слайд 22В состав тестов интеллекта включают задания на словесно – логическое,
пространственно-образное, арифметическое мышление, а также на память, внимание, общую осведомленность
и пр.
Существуют варианты тестовых батарей для детей, подростков, взрослых, для лиц с высоким уровнем интеллектуальных достижений.
Слайд 23Тесты интеллекта
Результаты тестирования могут выражаться тестовым баллом, коэффициентом интеллекта (IQ),
профилем интеллекта, качественной характеристикой индивидуального интеллекта.
Тесты интеллекта широко применяются
во всем мире для диагностики умственной отсталости, при решении проблемы индивидуализации обучения, при работе с персоналом.