Слайд 1Психологическая
подготовка к ГИА
Если не можешь
изменить ситуацию,
Измени отношение к
ней
При правильном подходе экзамены могут служить средством самоутверждения и повышением
личностной самооценки.
Уметбаева Р.Ф. МБОУ СОШ № 5 р.п.Чишмы
Слайд 2Причины волнения перед экзаменом
Страх – «А ВДРУГ НЕ СДАМ».
Недостаток
подготовки.
Волнение близких и окружающих.
Слайд 3Памятка «Психологическое сопровождение ГИА» для учителей
Слайд 4
С наибольшей вероятностью могут испытывать затруднения при сдаче экзаменов
ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ
ТРЕВОЖНЫЕ
ДЕТИ
ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ
«ОТЛИЧНИКИ»
АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ
ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ
Слайд 5Правополушарные дети
У детей значительно повышена активность правого полушария. У таких
детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление. Они прекрасно воспринимают
метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Слайд 6Тревожные дети
Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным
эмоциональным напряжением.
Они склонны воспринимать любую ситуацию,
связанную с учебой, как опасную.
Особую тревогу вызывает у них проверка
знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).
Слайд 7Дети, испытывающие недостаток
произвольности и самоорганизации
Обычно этих детей характеризуют как
"невнимательных", "рассеянных". Но у них очень редко имеют место истинные
нарушения внимания. Чаще это дети с низким уровнем произвольности. У них часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.
Слайд 8«Отличники»
Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью.
Для таких
детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне
неустойчивая самооценка.
Слайд 9Астеничные дети
Характерна высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них
снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Астеничность имеет
не столько психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.
Слайд 10Гипертимные дети
Характеризуются высоким темпом деятельности.
Они быстрые, энергичные, активные.
Слайд 11Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное
ознакомление с правилами проведения ГИА и заполнения бланков, особенностями экзамена
поможет разрешить эту ситуацию.
Очень важно скорректировать ожидания выпускника. Объясните: для хорошего результата совсем не обязательно отвечать на все вопросы ГИА.
Тренировка в решении пробных тестовых заданий снимает чувство неизвестности. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.
В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.
Обсудите, какой учебный материал нужно повторить. Вместе составьте план подготовки.
Не запугивайте ученика, не напоминайте ему о сложности и ответственности предстоящих экзаменов. Это не повышает мотивацию, а только создает эмоциональные барьеры, которые сам ребенок преодолеть не может.
Слайд 13Перед экзаменом или во время него выпейте несколько глотков воды
Во
время стресса происходит сильное обезвоживание организма. Это связано с тем,
что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Ее недостаток резко снижает скорость нервных процессов.
В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут до или через 30 минут после еды.
Лучше всего подходит минеральная вода, так как она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях.
Можно пить просто чистую воду или зеленый чай.
Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны.
Слайд 14Обеспечьте гармоничную работу
левого и правого полушария
В стрессовой ситуации у
человека нарушается гармоничная работа левого (логическое) и правого (образное) полушарий.
Если доминирует одно из них, то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи.
Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие — правой половиной.
Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.
Слайд 15Зевота – зарядка для мозга!
Когда вы зеваете, ваши лицевые
мускулы сильно сокращаются, а затем расслабляются, что вызывает приток богатой
кислородом крови в префронтальную кору мозга.
Это участки мозга, которые отвечают за планирование, организацию, принятие решений и еще за множество других функций, связанных с человеческой активностью.
Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3–5 зевков.
Слайд 16Поможет дыхательная гимнастика!
Успокаивающее дыхание –
выдох в два раза
длиннее вдоха.
Мобилизующее дыхание –
вдох в два раза длиннее
выдоха.
В случае сильного напряжения нужно перед началом экзамена применять технику успокаивающего дыхания в течение нескольких минут.
Слайд 17
Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание,
этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически
незаметно для окружающих.
Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.
Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.
Напрягите и расслабьте икры.
Напрягите и расслабьте колени.
Напрягите и расслабьте бедра.
Напрягите и расслабьте живот.
Расслабьте спину и плечи.
Расслабьте кисти рук.
Расслабьте предплечья.
Расслабьте шею.
Расслабьте лицевые мышцы.
Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.
Самомассаж ушных раковин- массировать область мочек уха в течение 2-3 минут.
Слайд 18Упражнение «Ресурсные образы»
Цель: научиться использовать воображаемые образы для достижения нервно-мышечного
расслабления.
Инструкция: Вспомните или придумайте место, где вы чувствовали бы себя
в безопасности, и вам было бы хорошо и спокойно. Это может быть картина цветущего луга, берег моря, поляны в лесу, освещенной теплым летним солнцем, и т. д.
Представьте себе, что вы находитесь именно в этом месте. Ощутите запахи, прислушайтесь к шелесту травы или шуму волн, посмотрите вокруг, прикоснитесь к теплой поверхности песка или шершавому стволу сосны. Постарайтесь представить это как можно более четко, в мельчайших деталях.
Слайд 19Предварительная подготовка к экзаменам
3-4 - разовое питание, витамины
Слайд 23ВАЖНО:
Последние 12 часов перед экзаменом должны уйти на подготовку организма,
а не знаний.
Слайд 24Как вести себя во время сдачи экзамена
Перед началом работы нужно
сосредоточиться, расслабиться и успокоиться. Расслабленная сосредоточенность гораздо эффективнее, чем напряженное,
скованное внимание.
Соблюдай правила поведения на экзамене!
Будь уверен в успехе!
Будь внимателен!
Запланируй два круга!
Читай задание до конца!
Начни с лѐгкого!
Думай только о текущем задании!
Исключай!
Угадывай!
Проверяй!