Слайд 1Психологическая готовность к школьному обучению
Выполнила Глушко Мария
Группа 19по-ппо(б\о)нш-1
Слайд 2 Психологическую готовность к школьному обучению можно сравнить с
фундаментом здания: хороший крепкий фундамент — залог надежности и качества
будущей постройки.
Слайд 3Три аспекта школьной зрелости (Л.И. Божович):
Интеллектуальный.
Эмоциональный.
Социальный.
Слайд 4Параметры психического развития ребенка, наиболее существенно влияющие на успешность обучения
в школе:
Определенный уровень мотивационного развития ребенка.
Достаточное развитие произвольного поведения и
интеллектуальной сферы.
Слайд 5«Внутренняя позиция школьника»
-возникает на рубеже дошкольного и младшего
школьного возраста, или в период кризиса 7 лет, и представляет
собой сплав двух потребностей — познавательной и потребности в общении со взрослыми на новом уровне.
Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей, или, другими словами, произвольном поведении ученика.
Слайд 6Готовность к школе(Д.Б. Эльконин). Наиболее важные предпосылки:
Умение детей сознательно подчинить
свои действия правилу, обобщенно определяющему способ действия.
Умение ориентироваться на заданную
систему требований.
Умение внимательно слушать говорящего и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме.
Умение самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Слайд 7 Эффективным школьное обучение будет только в том случае,
если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения
качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и «совершенствуются».
Слайд 8 Обучение идет вслед за развитием, поскольку признается, что
нельзя начинать обучение в школе, если нет определенного уровня психического
развития.
Слайд 9 «Один шаг в обучении может означать сто шагов
в развитии».
«Обучение может дать в развитии больше, чем
то, что содержится в его непосредственных результатах».
Слайд 10 "К началу обучения письменной речи все основные психические
функции, лежащие в ее основе, не закончили и даже еще
не начали настоящего процесса своего развития; обучение опирается на незрелые, только начинающие первый и основной циклы развития психические процессы.»
Слайд 11«Зона ближайшего развития»
Определяется тем, чего ребенок может достичь в
сотрудничестве со взрослым.
«подражать ребенок может только тому, что лежит в
зоне его собственных интеллектуальных возможностей»
Слайд 12 Состояние развития никогда не определяется только его созревшей
частью, необходимо учитывать и созревающие функции, не только актуальный уровень,
но и «зону ближайшего развития», причем последней отводится главенствующая роль в процессе обучения.
Слайд 13 Обучение, соответствующее «зоне ближайшего развития», все равно
опирается на некоторый уровень актуального развития, который для нового этапа
обучения будет являться низшим порогом обучения, а затем уже можно определить высший порог обучения, или "зону ближайшего развития". В пределах между этими порогами обучение будет плодотворным. Школьные программы составлены таким образом, что они опираются на некий средний уровень актуального развития, которого достигает нормально развивающийся ребенок к концу дошкольного возраста. Отсюда ясно, что эти программы не опираются на те психические функции, которые являются новообразованиями младшего школьного возраста и которые в работах Л.С. Выготского фигурировали как незрелые, но тем не менее позволяющие ученикам обучаться письму, арифметике и т. д.
Слайд 14 Если уровень актуального развития нескольких детей ниже, чем
предусмотрено программой, то обучение не попадает в их «зону ближайшего
развития», и они сразу же становятся отстающими.
Слайд 15группы мотивов учения:
Широкие социальные мотивы учения.
Мотивы, связанные непосредственно с учебной
деятельностью, или «познавательные интересы детей».
Слайд 16«Внутренняя позиция школьника».
- сплав социальной и познавательной потребностей.
Может выступать как критерий готовности к школьному обучению. Но
следует заметить, что и "внутренняя позиция школьника", и широкие социальные мотивы учения — явления сугубо исторические.
Слайд 17Определяющая роль мотивации в готовности к школьному обучению
Слайд 18Доминирование социальных мотивов учения
В случае доминирования социальных мотивов
учения ребенок стремится в школу, чтобы занять в обществе новую
позицию школьника. Познавательная потребность выражена у него слабо, а потому в школе его прежде всего интересуют не знания, которые дает учитель, а строгое исполнение роли ученика, заданной новой социальной позицией.
Слайд 19 Такая структура мотивационной сферы позволит ученику успешно
справляться со своими обязанностями до тех пор, пока для него
будет притягательна социальная позиция школьника. Но как только эта позиция станет для него привычной и ему уже не нужно будет подтверждения, что он хорошо справляется со своей ролью, похвала учителя перестанет оказывать мотивирующее воздействие. Если к этому времени у ученика не сформируются собственно учебные мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельностью, или если у него не возникнут новые социальные мотивы типа получения в будущем определенной специальности, для которой необходим хороший школьный аттестат, то ученик может стать неуспевающим.
Слайд 20Доминирование познавательной мотивации
Этих детей скорее всего можно охарактеризовать
как любознательных. Они хотят много знать, нередко приходят в первый
класс, уже умея читать и считать, а в школу стремятся, чтобы узнать еще больше. Но если на уроках им становится неинтересно, то они могут отвлечься и заняться посторонним делом.
Слайд 21 Поскольку же у ребенка слабо развиты социальные мотивы
учения, то у него не наблюдается стремления хорошо выполнять обязанности
ученика, как этого требует его новая социальная позиция. Если к тому же у такого ученика слабо развита мотивация достижения, то он вскоре, несмотря на хорошо развитую познавательную потребность, может начать отставать в учении.
Слайд 22 Полноценная учебная мотивация должна включать и познавательные мотивы,
и широкие социальные мотивы учения, и мотивы достижения, но индивидуальность
каждого ребенка проявляется в доминировании какого-то из указанных мотивов внутри учебной деятельности.
Слайд 23Произвольность как компонент готовности к школе
Слабое развитие произвольности
— основная причина неуспеваемости в первом классе.
Слайд 24 Произвольное поведение рождается в ролевой игре в коллективе
детей, позволяющей ребенку подняться на более высокую ступень развития, чем
он это может сделать в игре в одиночку, поскольку коллектив в этом случае корректирует нарушения в подражании предполагаемому образцу, тогда как самостоятельно осуществить такой контроль ребенку бывает еще очень трудно.
Слайд 25 Ученик выполняет требования учителя, если им движут познавательные
или социальные мотивы учения. Если же мотивы учения не сформированы,
то ребенок сознательно не контролирует свои действия. можно предположить, что слабое развитие произвольности у учащихся первого класса объясняется либо просто отсутствием необходимой мотивации учения, либо задержкой психического развития, в свою очередь, приводящей к отсутствию учебной мотивации.
Слайд 26 Произвольность — это функция мотивации, а потому первая
задача любого обучения — это создание или использование имеющейся у
ребенка мотивации.
Слайд 27 Произвольное поведение — это сознательное поведение, в основном
определяемое поставленной целью и образованным намерением.
Слайд 28 Произвольное поведение впервые рождается вместе с желанием ребенка.
Именно от его желания зависит, будет ли осуществлено произвольное движение.
Применительно к неуспевающему ученику это означает, что его поведение в учебной ситуации станет произвольным только при его собственном желании, если произвольность сможет удовлетворить значимую для него потребность.
Слайд 29Литература:
Гуткина Н.И. Психологическая готовность к школе