Слайд 1 «Психологическая поддержка как фактор профилактики эмоционального неблагополучия детей»
Подготовила:
педагог-психолог
О.С.Евдокимова
Слайд 2То, что идет от сердца,
до сердца и доходит.
Пиэтт
Психологическая поддержка -
один из важнейших факторов, способных улучшить взаимоотношения между детьми и
взрослыми. При недостатке или отсутствии адекватной поддержки ребенок испытывает разочарование и склонен к различным проступкам.
Слайд 3 Психологическая поддержка – это процесс:
в котором взрослый сосредоточивается на позитивных
сторонах и преимуществах ребенка с целью укрепления его самооценки;
который помогает
ребенку поверить в себя и свои способности;
который помогает ребенку избежать ошибок;
который поддерживает ребенка при неудачах.
Слайд 4Вместо того чтобы обращать внимание прежде всего на ошибки и
плохое поведение ребенка, взрослому нужно сосредоточиться на позитивной стороне его
поступков и поощрения того, что он делает.
Слайд 5Поддерживать ребенка – значит верить в него. Вербально и невербально
родитель сообщает ребенку, что верит в его силы и способности.
Ребенок нуждается в поддержке не только тогда, когда ему плохо, но и тогда, когда ему хорошо.
Слайд 6Взрослый, стремящийся поддержать ребенка, рассматривает не только события (поступок) в
целом, но и старается выделить отдельные, позитивные для ребенка стороны.
Поддержка основана на вере в прирожденную способность личности преодолевать жизненные трудности при поддержке тех, кого она считает значимыми для себя.
Слайд 7Оказывая поддержку, сам того не ведая, взрослый может разочаровать ребенка,
сказав ему, например: «Ты мог бы и не пачкаться!», «Ты
мог бы быть и поосторожнее!», «Посмотри, как твой брат хорошо сделал это!», «Ты должен был смотреть, когда это делал я!»
Постоянные упреки типа «Ты мог бы сделать это лучше» приводят ребенка к выводу: «Какой смысл стараться? Все равно я ничего не могу. Я никогда не смогу удовлетворить их.».
Слайд 8Привести к разочарованию в своих силах могут:
Завышенные требования родителей.
Соперничество братьев
и сестер (сиблингов)
Чрезмерные амбиции ребенка (хочу быть лучшим во всем)
Слайд 9«Ловушки поддержки»
гиперопека, создание зависимости ребенка от взрослого, навязывание нереальных стандартов,
стимулирование соперничества с сиблингом и сверстниками.
Эти методы приводят только к
переживаниям ребенка, мешают нормальному развитию его личности.
Слайд 10Поддержание веры в себя
продемонстрировать ребенку ваше удовлетворение от его достижений
или усилий
научить ребенка справляться с различными задачами. Этого можно
достичь, создав у ребенка установку: «Ты можешь это сделать».
Слайд 11Если ребенок не справился с чем-либо:
Взрослый должен дать понять,
что его чувства по отношению к ребенку не изменились.
Мне
было бы очень приятно наблюдать за тем, как ты старался.
Даже если что-то произошло не так, как тебе хотелось, для тебя это было хорошим уроком.
Все мы люди, и все мы совершаем ошибки, в конце концов, исправляя свои ошибки, ты тоже учишься.
Слайд 12Для того, чтобы показать веру в ребенка, взрослый должен иметь
мужество и желание сделать следующее:
забыть о прошлых неудачах ребенка;
помочь ребенку
обрести уверенность в том, что он справится с данной задачей;
позволить ребенку начать с нуля, опираясь на то, что взрослые верят в него, в его способность достичь успеха;
помнить о прошлых удачах и возвращаться к ним, а не к ошибкам.
Слайд 13
Чтобы поддержать ребенка, необходимо:
Опираться на сильные стороны ребенка.
Избегать подчеркивания промахов
ребенка.
Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
Уметь и хотеть демонстрировать любовь и
уважение к ребенку.
Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
Проводить больше времени с ребенком.
Слайд 14Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Знать обо всех попытках ребенка
справиться с заданием.
Уметь взаимодействовать с ребенком.
Позволить ребенку самому решать проблемы
там, где это возможно.
Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
Принимать индивидуальность ребенка.
Проявлять веру в ребенка, эмпатию к нему.
Слайд 15Слова поддержки:
Зная тебя, я уверен, что ты все
сделаешь
хорошо.
Ты делаешь это очень хорошо.
У тебя есть некоторые соображения по
этому поводу. Готов ли ты начать?
Это серьезный вызов, но я уверен, что ты готов к нему.
Слова разочарования:
Зная тебя и твои способности, я думаю, ты смог бы сделать это гораздо лучше.
Ты мог бы сделать это намного лучше.
Эта идея никогда не сможет быть реализована.
Это для тебя слишком трудно,
поэтому я сам это сделаю.
Слайд 16Поддерживать можно посредством:
отдельных слов («красиво», «аккуратно», «прекрасно», «здорово», «вперед», «продолжай»); высказываний
(«Я горжусь тобой», «Мне нравится, как ты работаешь», «Это действительно
прогресс», «Я рад твоей помощи», «Спасибо», «Все идет прекрасно», «Хорошо, благодарю тебя», «Я рад, что ты в этом участвовал», «Я рад, что ты пробовал это сделать, хотя все получилось вовсе не так, как ты ожидал»);
Слайд 17прикосновений (потрепать по плечу; дотронуться до руки; мягко поднять подбородок ребенка;
приблизить свое лицо к его лицу; обнять его);
совместных действий, физического
соучастия (сидеть, стоять рядом с ребенком; мягко вести его; играть с ним; слушать его; есть вместе с ним);
выражения лица (улыбка, подмигивание, кивок, смех).
с помощью контакта глаз
Слайд 18Родители могут передать свою любовь к ребенку, так, чтобы он
чувствовал, что его любят, полностью принимают и уважают, и тогда
он сможет любить и уважать себя сам.
Как следствие родители смогут помочь своим детям научиться безоговорочно любить других, особенно своих будущих супругов и детей.
Слайд 19Резюме.
Поддерживайте доверительные отношения, общайтесь «на равных»
Создавайте ситуации успеха
Используйте различные методы
поощрения (похвала, одобрение, комплимент, ласковый взгляд…)
Говорите о своих чувствах
Оценивайте поступок,
а не личность ребенка
Верьте в своего ребенка
Слайд 20Ребенка можно сравнить с зеркалом.
Он отражает любовь, но не начинает
первым.
Если детей одаривают любовью, они возвращают ее.
Если им ничего не
дается, им нечего возвращать.
Росс Кэмпбелл