Слайд 1Психологические особенности детей младшего школьного возраста
Слайд 2
Младший школьный
возраст
(от 6 до 11 лет)
Поступление
в школу
Слайд 3 Младший школьный возраст –
возраст
спокойного и равномерного физического
развития
Увеличение
роста и веса,
выносливости,
жизненной ёмкости
лёгких
Костная система
в стадии
формирования
Функциональное
совершенствование
мозга
Слайд 4Объективная психологическая готовность
к обучению в школе
Внимание относительно длительно
и устойчиво
Память достаточно развита
Острота и свежесть восприятия
Любознательность
Яркость воображения
Речь довольно развита
Слайд 5Субъективная психологическая готовность
к обучению в школе
желание и стремление учиться
в школе
своеобразная готовность,
к новым формам взаимоотношений со взрослыми
Слайд 6Требования всё время нарастают,
и наличный уровень психического развития непрерывно
подтягивается к необходимому уровню.
С первых дней обучения в школе возникает
основное противоречие, которое является движущей силой развития в младшем школьном возрасте.
Постоянно
растущие требования,
которые предъявляются
учебной работой и коллективом
к личности ребёнка,
к его вниманию,
памяти, мышлению
Научный уровень
психического развития
и развития качеств
личности
Слайд 7Основная деятельность
младшего школьника
учение
приобретение
новых знаний,
умений и навыков
накопление
систематических
сведений об
окружающем мире,
природе и обществе
Слайд 8Учебная деятельность в начальных классах
стимулирует, прежде
всего, развитие психических
процессов непосредственного познания
окружающего мира – ощущений и восприятия.
В процессе обучения происходит перестройка восприятия. Оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности.
В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.
Слайд 9Возрастные особенности внимания
Слабость произвольного внимания (Произвольное внимание младшего школьника требует
близкой мотивации)
Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание
(Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны)
Слайд 10Возрастные особенности памяти
Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового
запоминания
Развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления
Более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая
Склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала
Слайд 11Возрастные особенности развития воображения
Совершенствование воссоздающего воображения
Развивается творческое воображение
как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого
опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации
Слайд 12Возрастные особенности мышления
Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания
внешней стороны явлений к познанию их сущности.
Мышление начинает отражать
существенные свойства и признаки предметов и явлений.
Появляется возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.
Слайд 13Аналитико-синтетическая деятельность
Находится на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном
восприятии предметов
Слайд 14Развитие личности младшего школьника
Зависит от школьной успеваемости, оценки ребёнка
взрослыми.
Сильно подвержено внешнему влиянию.
Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит
усвоение моральных норм и правил поведения.
Начинает формироваться общественная направленность личности.
Слайд 15Характер младших школьников
Младшие школьники импульсивны. (Склонны незамедлительно действовать под
влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех
обстоятельств, по случайным поводам).
Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения.
Слайд 16Возрастные особенности воли
Общая недостаточность воли.
Наблюдается капризность, упрямство -
своеобразная
форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет
школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо.
(Причина – недостатки семейного воспитания)
Слайд 17Эмоциональность младших школьников
Младшие школьники очень эмоциональны.
Во-первых: всё, что
дети наблюдают, о чём думают, что делают, вызывает у них
эмоционально окрашенное отношение.
Во-вторых: они не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление.
В-третьих: большая эмоциональная неустойчивость, частая смена настроения, склонность к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, горя, гнева, страха.
С годами всё больше развивается
способность регулировать свои чувства,
сдерживать их нежелательные проявления.
Слайд 18 Основные достижения этого возраста обусловлены ведущим характером учебной
деятельности и являются во многом определяющими для последующих лет обучения.
Слайд 19Научить детей учиться – значит научить их организовывать
не только
свою умственную учебную деятельность, но и свое внешнее поведение
Слайд 20При выполнении домашних заданий имеет значение:
Насколько ребенку интересно учиться
в школе
Насколько для него важно быть успешным учеников
Каковы особенности нервной
системы и характера ребенка
Каковы особенности взаимодействия родителей с детьми при выполнении домашних заданий
Слайд 21Домашняя учебная работа:
приучает детей к самостоятельности
к преодолению трудностей
учит планировать время
воспитывает чувство ответственности
инициативу и активность школьника
создает
благоприятные условия для углубления знаний, развития способностей и интересов
Слайд 22Полноценное проживание этого возраста,
его позитивные приобретения
являются необходимым основанием,
на котором выстраивается дальнейшее развитие ребенка как активного субъекта познаний
и деятельности.