Слайд 1Психологические особенности жизнестойкости и стрессоустойчивости у представителей разных видов спорта
Пачин
Виталий Валерьевич
Научный руководитель: : Михальченко Г. Ф., кандидат психологических наук,
доцент кафедры экспериментальной и прикладной психологии
Слайд 2Актуальность исследования
Обозначает проблематику стрессоустойчивости спортсменов, требованиями к состоянию физического и
психического здоровья спортсменов, деятельность которых характеризуется высоким уровнем стрессогенности, значительными
психическими и физическими нагрузками.
Теоретическая значимость исследование -заключается в развитии теоретических представлений о взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости как внутреннего ресурса. Изучение о взаимосвязи жизнестойкости и стрессоустойчивости может способствовать разработке моделей психологической работы со спортсменами.
Слайд 3Объект исследования – выступает жизнестойкость и стрессоустойчивость как устойчивые характеристики
личности.
Предмет исследования – взаимосвязь жизнестойкости и стрессоустойчивости у спортсменов различных
видов спорта и с различным стажем подготовки.
Цель исследования – установить характер взаимосвязи между жизнестойкостью и стрессоустойчивостью.
Слайд 4Методы сбора эмпирических данных
Тест жизнестойкости С. Мадди (перевод и адаптация
Д.А Леонтьева, Е.И. Рассказова)
Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS) С.Хобфолла
Методы обработки
эмпирических данных
Метод корреляционного анализа с использованием непараметрических методов исследования по Чарльзу Спирману
Сравнительный анализ метод U-критерия Манна Уитни
Математическая обработка полученных данных осуществлялась с использованием статистического пакета IBM SPSS Statistics v.22 (Win32) 2013.
Слайд 5Гипотезы исследования
Общая гипотеза - существует взаимосвязь между уровнем выраженности жизнестойкости
и стрессоустойчивости.
Частные гипотезы:
Чем выше уровень жизнестойкости, тем выше уровень стрессоустойчивости
у личности спортсменов.
Будут наблюдаться различия результатов исследования жизнестойкости и уровнем стратегии преодоления стрессовых ситуаций по U-критерию Манна Уитни между двумя выборками исследуемых спортсменов, занимающихся групповыми и индивидуальными видами спорта.
Существует взаимосвязь между уровнем жизнестойкости и стрессоустойчивости будет у спортсменов с наибольшим стажем спортивной подготовки (10- 15 лет), чем у спортсменов с наименьшим стажем спортивной подготовки (1- 4 лет).
Показатели уровней взаимосвязи жизнестойкости и стратегии преодоления стрессовых ситуаций будут иметь различия у группы спортсменов, занимающихся групповыми видами спорта и у группы спортсменов, занимающихся индивидуальными видами спорта.
Слайд 6Задачи исследования
1. Изучить теоретическое состояние проблемы жизнестойкости и стрессоустойчивости личности в
зарубежной и отечественной психологии .
2. Определить структурно-содержательные характеристики жизнестойкости личности.
3. Определить силу
и направленность взаимосвязи между жизнестойкостью и стрессоустойчивостью у спортсмена одиночных и командных видов спорта.
4. Выявить взаимосвязь между жизнестойкостью и стрессоустойчивостью.
Слайд 7Выводы
1. Под понятием «жизнестойкость» понимается сочетание жизнелюбия и энергичности; действенного
интереса к жизни и возможностей для достижения поставленных целей.
Выделяют 3
субшкалы жизнестойкости- 1. Вовлеченность; 2. Контроль; 3. Принятие риска.
2. Под понятием «стрессоустойчивость» понимается совокупность качеств, позволяющих организму спокойно переносить действие стрессоров без вредных всплесков эмоций, влияющих на деятельность и на окружающих, а также способных вызывать психические расстройства.
Выделеляют 9 моделей преодолевающего поведения: : 1) ассертивные действия; 2) вступление в социальный контакт; 3) поиск социальной поддержки; 4) осторожные действия; 5) импульсивные действия; 6) избегание; 7) манипулятивные (непрямые) действия; 8) асоциальные действия; 9) агрессивные действия.
Слайд 8Выборка первого исследования:
90 спортсменов
45 одиночных видов спорта со стажем подготовки
1-15 лет.
45 командных видов спорта со стажем подготовки 1-15 лет.
Слайд 9Результаты показателей по шкалам методики жизнестойкости 45 спортсменов, занимающихся одиночными
видами спорта.
Слайд 10 Результаты выраженности показателей по шкалам опросника стратегии преодоления стрессовых
ситуаций 45 спортсменов, занимающихся одиночными видами спорта.
Слайд 11Результаты выраженности показателей по шкалм теста жизнестойкости 45 спортсменов, занимающихся
командными видами спорта.
Слайд 12Результаты выраженности показателей по шкалам опросника стратегии преодоления стрессовых ситуаций
45 спортсменов, занимающихся командными видами спорта.
Слайд 13Результаты сравнительного анализа По U – критерию Манна Уитни:
90 спортсменов
45
одиночных видов спорта со стажем подготовки 1-15 лет.
45 командных видов
спорта со стажем подготовки 1-15 лет.
Слайд 14Таблица данных сравнительного анализа по U – критерию Манна Уитни
теста жизнестойкости спортсменов, занимающихся одиночными видами спорта и спортсменов, занимающихся
командными видами спорта (значимые результаты).
Слайд 15Таблица данных сравнительного анализа по U – критерию Манна Уитни
опросника стратегий преодоления стрессовых ситуаций спортсменов, занимающихся одиночными видами спорта
и спортсменов занимающихся командными видами спорта (значимые результаты).
Слайд 16Таблица результатов исследования взаимосвязи жизнестойкости и стратегии преодоления стрессовых ситуаций
45 спортсменов, занимающихся одиночными видами спорта (значимые связи).
Слайд 17Таблица результатов исследования взаимосвязи жизнестойкости и стратегии преодоления стрессовых ситуаций
45 спортсменов, занимающихся командными видами спорта (значимые связи).
Слайд 18Выборка второго исследования:
60 спортсменов
30 спортсменов со стажем подготовки 1-4 лет.
30
спортсменов со стажем подготовки 10-15 лет.
Слайд 19Таблица наглядного сравнения показателей результатов исследования взаимосвязи жизнестойкости и стратегии
преодоления стрессовых ситуаций спортсменов со стажем подготовки 1 – 4
года и спортсменов со стажем подготовки 10 – 15 лет (значимые связи).