Слайд 1Психологическое консультирование и психотерапия
Доцент, PhD, А.В.Антонова
Департамент психологии
Факультета социальных наук
Москва, 2018
Слайд 2типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Терапевтическое вмешательство(интервенция) -
определённый вид реакций со стороны консультанта, направленных на достижение промежуточных
и конечных целей психологического консультирования(терапии).
К.Ягнюк на основании существующих описаний техник (Кочюнас, 1999; Алёшина, 1999; Brammer, L.M, Shostrom, E.L, 1977; Айви, Айви и Саймон-Даунинг, 1999) создал типологию
Слайд 3типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Поощрение - это
минимальное средство для поддержания изложения клиентом собственной истории, подтверждение высказанного
им и обеспечение плавного течения беседы. Важно их использовать в меру!
Примеры высказываний:
"Ага", "Угу", "Так", "Я понимаю", "Да-да, продолжайте”, "Не могли бы Вы более подробно рассказать о Ваших отношениях" , "Продолжим нашу беседу".
Слайд 4типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Повторение - почти
буквальное воспроизведение сказанного клиентом или избирательное акцентирование определенных элементов его
сообщения. Возвращение сказанного создает у клиента ощущение, что консультант стремится понять и прочувствовать то, что было выражено им. Кроме того, повторение фокусирует внимание на сообщении клиента, позволяя ему осознать дополнительные значения и выразить невысказанное.
Примеры высказываний:
Слайд 5типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Вопрос - это
приглашение о чем-то рассказать, средство сбора интересующей информации, уточнения или
исследования опыта клиента.
Закрытый вопрос - для подтверждения понимания и для того, чтобы уточнить какие-то факты или сузить область обсуждения. Подразумевают короткий ответ.
Открытый вопрос - это возможность сосредоточить внимание клиента на определенном аспекте его опыта, задать направление определенному отрезку беседы.
Примеры высказываний:
Слайд 6типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Прояснение - возвращение,
как правило, в более сжатой и ясной форме сути когнитивного
содержания высказывания клиента. Прояснение состоит в сверке правильности понимания консультантом сообщения клиента, поэтому процесс прояснения можно назвать сверкой восприятий. Целью прояснения также является более ясное понимание самим клиентом собственного внутреннего мира, а также своих взаимодействий с внешним миром.
Примеры высказываний:
"Правильно ли я понял, что..."; "Насколько я понял, вы рассматриваете события следующим образом..."; "Вы можете поправить меня, если я ошибаюсь, как я вас понял..."; "Другими словами, вы считаете...".
Консультант: Если я правильно вас понял, главной проблемой для вас является не сама депрессия, а то, что в результате ваша семья отвергает вас.
Слайд 7типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Конфронтация - это
реакция, в которой проявляется противостояние защитным маневрам или иррациональным представлениям
клиента, которые он не осознает или не подвергает изменению. Конфронтация - это обращение внимания клиента на то, что он избегает, это выявление и демонстрация противоречий или расхождений между различными элементами его психического опыта. Конфронтация враждебна по отношению к невротическим уловкам клиента, но не к нему самому. По сути, конфронтация - это вызов невротическим проявлениям, своего рода призыв стать более интегрированным.
Примеры высказываний:
"С одной стороны, вы говорите..., но с другой стороны ..."
+ см. примеры на след.слайде
Слайд 8типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Пример конфронтации 1:
Консультант: В
начале беседы вы жаловались на то, что муж часто конфликтует
с вами, но вы только что рассказали о нескольких ситуациях, в которых вы сами выступили инициатором конфликтов, а муж не только не пытался обвинить вас в чём-то, а наоборот, искал пути примирения. Что вы думаете по этому поводу?
Пример 2
Клиент: Я всегда была ленивой. Так, например, в детстве меня оставляли дома одну, говорили, чтобы я играла. У меня было много игрушек. Я же не притрагивалась к ним, что очень удивляло родителей.
Консультант: Как пример собственной ленивости, вы нарисовали драматичный образ оставленного в одиночестве ребёнка.
Слайд 9типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Интерпретация – это
процесс придания дополнительного значения или нового объяснения тем или иным
внутренним переживаниям или внешним событиям клиента или связывание между собой разрозненных идей, эмоциональных реакций и поступков, выстраивание определенной причинной связи между психическими явлениями. Попытка приблизиться к пониманию проблемы. Это также связывание различных элементов опыта клиента
Примеры высказываний:
Консультант: Как мне кажется, то, что вы говорите сегодня о вашей жене, очень сходно с тем, что вы говорили на прошлой сессии о вашей матери.
Консультант: Из того, что вы говорите, создаётся впечатление, что ваши чувства по отношению к матери прямо противоположны вашим чувствам к отцу.
Слайд 10типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Суммирование - это
высказывание, которое в краткой фразе собирает вместе основные идеи рассказа
клиента, устанавливает определенную последовательность тем или подытоживает результат, достигнутый в ходе определенного отрезка беседы, всей беседы или даже ряда встреч.
Примеры высказываний:
Я слушал, что вы говорили и, мне кажется, вы сказали следующее".
Консультант: Итак, сначала вы начали испытывать раздражение, затем у вас появились головные боли, а теперь время от времени проявляются вспышки гнева.
Слайд 11типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Отражение чувств (эмпатическая
реплика) - это отзеркаливание и словесное обозначение вербально или невербально
выраженных клиентом эмоций (произошедших в прошлом, переживаемых в настоящий момент или предполагаемых в будущем) с целью фасилитации их отреагирования и осмысления.
Примеры высказываний:
Консультант: Вы чувствуете печаль, потому что день рождения - это также свидетельство того, что годы уходят.
Консультант: Вы выглядите так, как будто готовы заплакать.
Консультант: Вы рассердились на отца за то, что он сделал.
Клиент: Нет, я восхищаюсь им.
Слайд 12типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Информирование - это
предоставления информации в форме объяснений, изложения фактов или мнений либо
по собственной воле, либо в ответ на вопросы клиента (об особенностях психологического развития или эмоциональных реакций на какие-то события; информация о стадиях развития семьи; информация о процессе горевания)
Обращенные к консультанту вопросы часто являются их замаскированным выражением, хорошей стратегией является выяснение скрытых за вопросом тревог, ожиданий и желаний.
Консультант может дать только ту информацию, которая находится в его компетенции, в ином случае лучше порекомендовать клиенту обратиться к соответствующему специалисту.
Слайд 13типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Совет(рекомендация) - это
высказывание клиенту собственного мнения, основанного на своем видении ситуации, предложение
клиенту сделать что-то или не делать чего-то, как правило, вне терапевтической ситуации.
Запрещено! "В этой ситуации, я думаю, вам нужно вести себя так-то"
Пример 1
Консультант: Полагаю, наши встречи могли бы быть полезны в понимании вашей проблемы с алкоголем, однако, помимо этого, если вы серьёзно настроены справиться с ней, я бы рекомендовал посещать встречи анонимных алкоголиков.
Пример 2
Консультант: Я хотел бы предложить вам записывать свои сновидения после пробуждения, они могут быть полезны в понимании ваших проблем.
Слайд 14типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Убеждение - при
убеждении, в отличие от внушения, обычно предполагается учёт позиции, мнения,
возражений клиента, которые, однако, консультант пытается преодолеть с помощью личного влияния, оспаривания и тому подобных манипуляций.
Убеждение возможно для:
облегчения эмоционального выражения ("Вы имеете право испытывать печаль!");
преодоления сопротивление клиента, который пришел под влиянием окружения (например, "Я понимаю, что вы здесь не по собственной воле. Однако вряд ли найдётся человек, у которого нет никаких проблем. Может быть, стоит подумать о том, как, несмотря ни на что, использовать это время продуктивно");
чтобы продуцировать сновидения (например, "Если, ложась спать, вы подумаете о том, что хотите запомнить сновидение, это скорее всего произойдёт"); а также для других терапевтических целей.
Слайд 15типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Парадоксальная реакция
- это создание необычной перспективы, призыв к альтернативному, нередко к
прямо противоположному очевидному и рациональному для клиента восприятию ситуации или способу реагирования на нее.
Клиент: Я пью слишком много и, кажется, не могу остановиться.
Консультант: Это хорошо, вы не остаётесь, как большинство пьющих, без осознания. Вы уже понимаете проблему, более того, вы уже предпринимали шаги, чтобы предотвратить это, а не просто пассивно осознаёте свой недостаток.
Клиент: Я уже близок к тому, чтобы сдаться.
Консультант: Да, вы действительно готовы пережить отчаяние, рассказывая о нём здесь.
Клиент: Но это разрушит мою семью.
Консультант: Так вами движет не только забота о себе, но и забота о вашей семье.
Клиент: То как я веду себя, часто не создает впечатление большой любви.
Консультант: В своей заботе вы готовы рассмотреть даже возможность того, что вы их не любите.
Слайд 16типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Обратная связь
- это описание поведения клиента, которое помогает ему узнать, как
другие воспринимают его, как они реагируют на его поведение (описательная, безоценочна, своевременна; направлена на тот аспект поведения, с которым работает клиент)
Пример 1
Консультант: Я заметил, что уже не один раз при упоминании о ней ваше лицо оживает, после чего вы на некоторое время замолкаете.
Пример 2
Консультант: Когда вы рассказываете о муже, выражение вашего лица и тон демонстрируют пренебрежение.
Слайд 17типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Самораскрытие -
это разделение с клиентом собственного опыта, предоставление информации о себе,
о событиях из собственной жизни или непосредственное выражение в отношениях с клиентом испытываемых чувств или желаний, возникающих идей или фантазий. Уместность важна!!!!
Пример.
Консультант: Когда умерла моя мать, я думал, что достаточно знаю обо всех этих тяжелых переживаниях и смогу справиться с ними сам, но только спустя шесть месяцев я осознал своё реальное состояние и понял, что мне нужна поддержка близких людей.
Слайд 18типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Директива -
это способ вовлечения клиента в процесс исследования или модификации собственных
чувств, когниций или поведения, это предложение предпринять определенные действия в ходе сессий или выполнить определенные задания в промежутке между ними.
Пример
Консультант: "Представьте, что когда вы сегодня уснёте, произойдёт чудо. Проблемы, которые привели вас сюда, разрешились. Но поскольку вы спите, вы не знаете о том, что ваши проблемы чудесным образом разрешились. Что именно, когда вы проснётесь завтра, скажет вам о том, что чудо произошло?"
Слайд 19типология
терапевтических вмешательств
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Прояснение – кларификационная
реплика (Ф.Е.Василюк, понимающая ПТ)
Слайд 20Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую и психотерапевтическую помощь: определение
понятий [Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2017.
URL: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3929
Ягнюк К.В. Концепция запроса на психологическую помощь в отечественном психологическом консультировании и ее расширение на психотерапию [Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, №2, 2016. URL: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3911
Ягнюк К.В. Техника начальной консультации: задачи, навыки и вмешательства [Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, №1, 2014. URL: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3451
Ягнюк К.В. Анатомия терапевтической коммуникации: типология вербальных вмешательств
[Электронный ресурс] Журнал практической психологии и психоанализа, №4, 2014. URL: https://new.psyjournal.ru/psyjournal/articles/detail.php?ID=3722
Список литературы:
Название подразделения, лаборатории, факультета и т.д.
Слайд 21Адрес: annantonova@gmail.com
www.text
Телефон.: +7(905) 562 5698