Слайд 1Психология – это наука о
ЛЕКЦИЯ 2
Понятие психики.
Структура личности в
психологии.
Слайд 2Психология
Психология – это наука о закономерностях развития и функционирования
психики как особой формы жизнедеятельности живых организмов.
Слайд 31. Понятие психики
1.Психика – продукт работы организма, т.е. она существует,
пока жив человек.
2.Психика – это внутренний мир личности, который возникает
в процессе взаимодействия человека с окружающим внешним миром, в виде активного отражения этого мира.
Слайд 43.Психика – это особая форма движения материи, своеобразное системное свойство
высокоорганизованного материального объекта – мозга.
4.Психика – особая целостная система отражения
окружающей реальности.
5.Психика – саморегулирующаяся, саморазвивающаяся система.
В основе работы психики лежит анализатор:
Слайд 5Анализатор
Р – раздражитель
РЕЦ – рецептор
ПНП – проводящие нервные пути
МЦ –
мозговой центр
Р
РЕЦ
ПНП
МЦ
Слайд 62. Развитие психики
Одна из гипотез относительно стадий развития психики предложена
А. Н. Леонтьевым, позднее развита К. Э. Фарби, которая получила
название концепции Леонтьева – Фарби:
Слайд 7Сущность концепции:
Сначала живой организм обладал лишь свойствами раздражимости и самосохранения,
через механизмы обмена веществ с окружающей средой, через собственный рост
и размножение;
Далее появилась чувствительность и развилась способность отражать мир.
Слайд 8далее
Появилась способность к научению.
Таким образом в процессе эволюции в организмах
живых существ выделилась нервная система, взявшая на себя функцию управления
развитием, поведением и воспроизводством. Совершенствование функций нервной системы послужило основным источником развития психики.
Слайд 9Далее: развитие психики человека
Развитие психики человека опирается на три основных
достижения человечества:
Появление орудий труда, с помощью которых смог воздействовать на
окружающий мир и глубже его познать;
Передача знаний, способностей и умений по наследству;
Возникновение языка и речи, которые дали возможность записывать, хранить и воспроизводить информацию и управлять своими познавательными процессами.
Слайд 10далее
В психологии рассматривают два вида процессов развития психики:
Онтогенез – процесс
развития психики отдельного, индивидуального организма;
Филогенез – развитие психики в ходе
истории человечества, т. е. развитие всего человечества, общества в целом.
Слайд 11далее
В отечественной психологии выделяют следующие периоды онтогенеза человека:
Младенческий (до 2
лет);
Предшкольный (от 2 до 3 лет);
Дошкольный (от 3 до 6
лет);
Младший школьный (от 6 до 11 лет);
Подростковый (от 11 до 16 лет);
Первый период юности (16-17 лет);
Второй период юности (17-22 года);
Первый период зрелости (22-35 лет);
Второй период зрелости (35-60 лет);
Пожилой возраст (60 -75 лет);
Старческий возраст (75-90 лет);
Долгожительство (от 90 лет и далее).
Слайд 13Психические процессы:
Ощущение
Восприятие
Мышление
Память
Речь
Усвоение
Общение
Действие
Самоконтроль
Самонаблюдение
Коммуникация
Слайд 14Психические состояния:
Внимание
Возбуждение
Аффект
Гипноз
Усталость
Убежденность
Паника
Стыд
Желание
Интерес
Мотивация
Переживание
Настроение
Потребность
Эмоции
Чувства
Слайд 15Психические свойства:
Воля
Задатки
Иллюзии
Упрямство
Характер
Совесть
Эгоизм
Работоспособность
Индивидуальность
Темперамент
Обучаемость
Организованность
Одаренность
Слайд 16Психические образования
П. К. Анохин добавил в понятие психики: психические образования,
т. е. результат работы психики.
К ним относятся (ЗУН):
Знания;
Умения;
Навыки;
+ Привычки.
Слайд 174. Психика и мозг.
Психика – результат работы мозга!
Давно замечено, что психические явления тесно связаны с работой мозга
человека.
Поведение человека во многом зависит от состояния нервной системы(НС).
НС состоит из периферического и центрального отделов.
Слайд 18Далее
Центральный отдел включает головной мозг, промежуточный и спинной.
Вся остальная часть
нервной системы относится к периферической.
ЦНС, если рассмотреть более детально, состоит
из переднего мозга, среднего, заднего и спинного мозга.
Слайд 19далее
В этих основных отделах ЦНС выделяются стуктуры, имеющие отношение к
психическим процессам, состояниям и свойствам человека: таламус, гипоталамус, мост, мозжечек
и продолговатый мозг.
К периферической НС относятся: рецепторы и нервные волокна, которые подразделяются на афферентые и эфферентые.
Слайд 20Далее
Все отделы ЦНС и ПНС участвуют в переработке информации, поступающей
через внешние и внутренние рецепторы. Так например, с высшими психическими
функциями (мышлением и сознанием человека) связана работа коры головного мозга и подкорковых структур, входящих в передний мозг
Слайд 215. Человек как личность
Ч - человек
И - индивид
Л – личность
И
- индивидуальность
Человек – био-социальное
существо,
обладающее речью,
сознанием, высшими
психическими функциями (абстрактно-логическим мышлением),
способное создать орудия и пользоваться ими в процессе жизни и деятельности.
Лч
И
Л
Слайд 22Далее
Индивид – это человек, как неповторимое единичное существо, представитель биологического
вида homo sapiens. Каждый человек уже рождается индивидом. Люди как
индивиды отличаются своими свойствами: рост, вес, биохимические свойствами, соматические свойствами (работа органов), возраст, пол, задатки (врожденные особенности НС).
Слайд 23Далее
Личность – это динамичная, относительно устойчивая целостная система интеллектуальных, социально-культурных
и морально-волевых качеств человека, выраженных в индивидуальных особенностях его сознания
и деятельности.
Слайд 24Далее
Понятие индивидульности в психологии представляет системную харакктеристику человека как интегральную
целостность, включающую разнокачественные и вместе с тем связанные друг с
другом свойства.
Индивидуальность – это совокупность взаимосвязанных биологических, психических и социальных особенностей человека, характеризующих его неповторимость, уникальность.
Слайд 25далее
«Личность – это сознательный индивид, т.е. человек, способный к
сознательной организации и саморегуляции деятельностью» (Б.Г Ананьев).
С точки зрения
современного подхода в психологии можно выделить три составляющих деятельности личности:
Слайд 26далее
1. Когнитивную, которая включает в себя познавательные процессы: ощущения, восприятие,
мышление, память и другие;
2. Регулятивную, включающую в себя эмоционально-волевые процессы
и обеспечивающую способность к саморегуляции деятельности и управлению деятельностью других людей;
Слайд 27далее
3. Коммуникативную, которая реализуется в общении и во взаимодействии с
другими людьми.
Личность, наряду с общепсихологическими проявлениями, еще обладает индивидуально-психологическими
свойствами: темпераментом, характером, способностями, т.е индивидуальными свойствами.
Слайд 286. Способы приобретения психологических знаний.
(самостоятельно)
Научные (принятые научным сообществом);
Ненаучные (в процессе жизненного
опыта);
Антинаучные (гадалки, экстрасенсы и т. п.);
Системные (логично выстроены в систему);
Бессистемные (отрывочные, несвязанные между собой);
Теоретические (на основе теории);
Практические (на основе практики);
Бытовые (в результате отношений);
Жизненные и другие.
Слайд 29Поведение и деятельность
Поведение – это сложный комплекс реакций
животного организма на воздействие внешней среды. Поведение животного основано на
инстинктах.
Самое сложное поведение у человека, в отличие от животных человек обладает способностью не только реагировать на изменения внешней среды, но и изменять ее, т. е. поведение человека осознанно.
Деятельность – специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, это активное взаимодействие со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели.
Деятельность свойственна только человеку.
Слайд 30Вопросы
1. Понятие психики человека.
2. Структура анализатора.
3. Развитие психики.
4. Структура психики.
5.
Психика и мозг.
6. Человек как личность.