Слайд 2Для человека
нет ничего более интересного,
чем люди.
В. Гумбольдт
Слайд 3 Термин «психология»
образован от двух греческих слов:
a) psyche -
душа, психика;
б) logos - знание, понятие, осмысление, учение.
Психология - это
«знание о психике».
Психология – это «наука о душе», о внутреннем мире личности
Слайд 4Психология – это наука
о закономерностях развития, формирования
и функционирования психики человека
Слайд 5Отрасли психологии
общая психология
возрастная психология
дифференциальная психология
социальная психология
патопсихология
юридическая психология
медицинской психология
психологией труда
инженерная
психология
транспортная психология
Слайд 6Психология – наука молодая.
1879 г. – официальное оформление научной психологии.
В
этом году немецкий учёный Вильгельм Вундт открыл в Лейпциге первую
лабораторию экспериментальной психологии.
Слайд 7
1885 год – Бехтерев
Владимир Михайлович
(1857-1927)
организовал подобную
лабораторию в России
(основоположник отечественной
экспериментальной психологии)
Слайд 8Основоположник отечественной научной психологии – Сеченов Иван Михайлович (1829-1905).
Слайд 9
Павлов Иван Петрович (1849-1936) изучал условно-рефлекторные связи в деятельности организма.
Лауреат Нобелевской премии.
Слайд 10Движение – процесс изменения материи, взаимодействия между ее элементами, способность
материи преобразовывать одно ее состояние в другое, переносить прошлое в
будущее, превращать возможность в действительность.
В неживой природе движение предстаёт в виде механического, физического и химического взаимодействия объектов.
В живой природе – биологическая форма отражения живыми организмами окружающей среды проявляется в виде раздражимости, чувствительности.
Слайд 11Первичный механизм регуляции поведения животных – инстинкты (это наследственно закрепленные
формы поведения).
Физиологической основой инстинктов выступают безусловные рефлексы.
Развитие позвоночных животных приводит
к новой форме отражения – индивидуальным формам поведения животных.
Физиологическим механизмом такого поведения являются условные рефлексы, которые формируются в коре головного мозга.
Слайд 12Выдающиеся отечественные психологи
Лазурский
Александр Федорович
(1874-1917)
Известный русский врач и психолог, профессор.
Построил систему классификации личностей, одним из первых начал проводить исследования
личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Слайд 13Блонский
Павел Петрович
(1884 - 1941)
Российский педагог, психолог и философ.
В
качестве предмета психологии рассматривал сознательное поведение, тесно связанное с социальными
отношениями.
Один из основателей педологии
Автор классификации видов памяти.
Слайд 14Рубинштейн
Сергей Леонидович
(1889-1960)
Выдающийся отечественный психолог и философ. Разработал деятельностный
подход в философии, психологии
Слайд 15Выготский
Лев Семенович
(1896-1934 )
Выдающийся отечественный психолог. Разработал учение о развитии
психических функций в процессе опосредованного общением освоения индивидом ценностей культуры
Слайд 16Методы научного исследования –
это путь, способ
познания предмета науки
Методы психологии
Слайд 17Наблюдение – это целенаправленное восприятие и регистрация явлений и процессов,
поведения человека и групп людей в различных условиях без вмешательства
в их течение.
Эксперимент –
активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется психологический факт.
Слайд 18Метод беседы
Метод анализа продуктов деятельности
Метод обобщения независимых характеристик
Метод
опроса
Метод тестов
Слайд 19Объект психологии
Объектом изучения психологии является психика человека.
Психика – это
субъективное (личностное) отражение действительности в системе идеальных образов, с помощью
которых осуществляется взаимодействие человека со средой.
Отражение – способность объектов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов и сохранять следы их воздействия.
Слайд 20Сознание как высшая форма психики
Сознание – это высший уровень развития
психики, состоящий в отражении действительности с помощью понятий саморегуляции человеком
своего поведения.
Слайд 21Уровни
психической деятельности человека
cознательный
подсознательный
бессознательный
Слайд 23Мозг – центральный отдел нервной системы.
Расположен в черепно-мозговой коробке, покрыт
тремя оболочками.
Вес мозга взрослого человека в среднем 1300-1400 г.
Передний мозг
– передняя часть головного мозга, состоящая из двух полушарий.
Слайд 24Расположение некоторых функциональных зон в коре головного мозга человека: 1
- зона речевого образования (центр Брока); 2 - область двигательного
анализатора; 3-зона анализа устных словесных сигналов (центр Вернике); 4 - область слухового анализатора; 5 - зона анализа письменных сигналов; 6 — область зрительного анализатора
Слайд 25Сферы специализации
левого и правого полушарий
головного мозга
Слайд 28
Мир психических явлений
Предмет психологии
Слайд 30Психические процессы –
это психические явления, обеспечивающие первичное осознанное отражение
человеком окружающей действительности
познавательные
(ощущение, восприятие, мышление,
внимание, воображение, память, речь)
эмоциональные
(эмоции, чувства, аффекты, настроение)
волевые
(волевое действие, выполнение принятого
решения, волевые качества)
Слайд 31Психические свойства личности - типичные для данного человека особенности его
психики, специфика реализации его психических процессов
направленность личности
(потребности,
интересы, мировоззрение, идеалы)
темперамент
характер
способности
Слайд 32Психические состояния
Определенный уровень работоспособности и качества функционирования психики человека, характерные
для конкретных обстоятельств.
Слайд 33Психические состояния подразделяются на:
мотивационные - основанные на потребностях (установки, желания,
интересы, влечения, страсти);
состояния организованности сознания (проявляются в различных уровнях внимательности,
работоспособности);
эмоциональные (эмоциональный тон ощущений, эмоциональный отклик на действительность, настроение, конфликтные эмоциональные состояния - стресс, аффект, фрустрация);
волевые (состояния инициативности, целеустремленности, решительности, настойчивости и др.)
Слайд 34Пограничные психические состояния личности
Акцентуации характера - выделение черты характера
на фоне других, ее особенное развитие (например, подозрительность, гипертрофированная щедрость);
Неврозы
- явления возбудимости, импульсивности;
Задержки психического развития
Психопатии - нарушения в поведении, затрагивают несколько сфер личности, аномалии характера (например, безволие, некритичность, истерики, внушаемость)
Слайд 35Психические образования –
это психические явления, формирующиеся
в процессе приобретения человеком
жизненного и профессионального опыта
Знания – верное отражение действительности в
сознании человека.
Навыки – способности к деятельности, сформированные путем повторения.
Умения – освоенный способ выполнения деятельности, обеспечиваемый совокупностью знаний и навыков
Слайд 36Ощущение
это психический процесс отражения в сознании человека отдельных свойств и
качеств предметов и явлений, непосредственно действующих на органы чувств.
Слайд 37
Свойства ощущений
Адаптация
Последовательный образ
Порог ощущений
Синестезия – способность вызывать необычные ощущения
в другом органе чувств (музыка вызывает определенные зрительные ощущения)
Сенсибилизация –
повышение чувствительности какого-либо органа чувств под влиянием каких-то раздражителей, влияющих на другие органы чувств (слуховой раздражитель повышает остроту зрения)
Слайд 38Адаптация - приспособление органа ощущения к силе раздражителя через изменение
чувствительности рецептора.
Последовательный образ - продолжение ощущения после прекращения действия раздражителя.
Порог ощущений – определенная интенсивность раздражителя, вызывающая появление чувствительности.
Слайд 39Синестезия вводит в действие процесс одновременного возникновения нескольких ощущений при
действии одного раздражителя (вид желтого лимона вызывает ощущение кислого).
Сенсибилизация
предполагает изменение порога ощущения под влиянием других ощущений или при упражнении.
Компенсаторная сенсибилизация
Слайд 40Контраст ощущений
Повышение чувствительности к одним свойствам под влиянием других, противоположных
свойств действительности
Слайд 41Восприятие
это целостное отражение в сознании человека предметов и явлений окружающего
мира
Слайд 42Преднамеренные восприятия
характеризуются тем, что в их основе лежит сознательно
поставленная цель
Непреднамеренные восприятия —
процесс восприятия не связан с волевыми
усилиями человека
В зависимости от целенаправленности две формы:
Слайд 43Свойства восприятий
предметность
целостность
осмысленность
апперцепция (сосредоточенность сознания, его ясность)
избирательность
константность
Слайд 44Аконстантность – иллюзии (искажения)- искаженное восприятие реально существующего объекта или
явления.
Причины иллюзий:
физические
физиологические
психические
Иллюзии возникают у психически здоровых людей.
Слайд 45
Физические — связаны с действующими в мире объективными законами
физики (например, оптическая иллюзия: ложка, частично погруженная в стакан с
водой, воспринимается как надломленная; миражи).
Физиологические — связаны с особенностями органов чувств человека (например, ощущение движения окружающих предметов после остановки поезда).
Психические - искаженное восприятие реально существующего объекта с неадекватным, не отвечающим действительности пониманием его истинной сущности.
Слайд 46Типы восприятия
Визуал – это человек, воспринимающий большую часть информации через
зрение, зрительные образы. Таких людей на планете около 35%.
Аудиал –
это тип человека, который в основном воспринимает информацию через слух. Таких людей на планете около 25%.
Слайд 47Кинестетики – это человек, воспринимающий большую часть информации через чувства,
другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
Количество таких людей на планете около 40%.
Дискреты - восприятие информации происходит в основном через логическое осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта самая немногочисленная категория среди людей.
Слайд 48Личность в психологии
«persona» (лат.) – маска, которую надевал актёр;
«личина» (древнерусское
слово) у скоморохов;
академический словарь 1847 г.: «во-первых, отношение одного лица
к другому, никакая личность не должна быть терпима в службе; во-вторых, колкий отзыв на чей-либо счёт, оскорбление».
Слайд 49ЧЕЛОВЕК - ИНДИВИД – ЛИЧНОСТЬ - ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ
Человек, Индивид
биологическая сущность
Личность
социальная сущность
Индивидуальность
неповторимость и уникальность, присущая и биологической и социальной сущности
Слайд 51
Отличительные признаки личности
сознание – способность человека отражать окружающий мир;
самосознание –
способность осознавать самого себя;
cаморегулирование – управление своим поведением и деятельностью;
активность
в деятельности;
индивидуальность – своё лицо, Я, свой стиль мышления и деятельности.
Слайд 52ЛИЧНОСТЬ И ОБЩЕСТВО
Социальная роль – это выработанная обществом программа действий
человека в определенных обстоятельствах.
ролевые ожидания
ролевое поведение
Слайд 53Периодизация психического развития
Сензитивный период - это временной диапазон, максимально
чувствительный и благоприятный для развития той или иной функции, той
или иной способности человека.
Слайд 54Критическим периодом является диапазон развития, когда функция или способность могут
быть реализованы только в этот период.
Сензитивный период означает, что
развитие лучше осуществить сейчас, чем позже, тогда как критический период - сейчас или никогда.
Слайд 55Кризисные периоды - это время поворота в психическом развитие, когда
происходит появление новых психических образований.
Слайд 56Периодизация психического развития
Слайд 59Жизненные кризисы
Кризис новорожденности
Кризис 1 года
Кризис 3 лет
Кризис 7 лет
Пубертатный кризис (от 11 до 15 лет)
Слайд 60Кризис 17 лет (от 15 до 17 лет)
Кризис 30 лет
Кризис
40 лет
Кризис ухода на пенсию
Слайд 62Чувства – это психический процесс переживания человеком своего отношения ко
всему тому, что он делает, что его окружает.
Эмоции — это
непосредственная форма выражения чувств.
Слайд 63Эмоции и чувства
влияют на эффективность деятельности человека;
проявляются внешне;
динамичны;
эмоции и чувства
предметно соотнесены;
полярны;
амбивалентны;
субъективны
Слайд 64Эмоциональная сфера личности
радость
удивление
страх
страдание
гнев
отвращение, презрение
Слайд 71Классификация чувств и эмоций
По роли в деятельности человека они подразделяются
на две группы:
стенические – активизирующие деятельность
астенические – вызывающие пассивность, подавляющие,
угнетающие жизнедеятельность
Слайд 72 По сложности и содержанию различают чувства (эмоции):
Простые, или элементарные,
чувства (эмоции) - голод, жажда, сытость и др.), а также
- боязнь, тревога, испуг.
Слайд 73Сложные, или высшие, чувства
интеллектуальные
нравственные
эстетические
Слайд 74Темперамент -
это динамика протекания психических процессов личности
(подвижность - инертность; уравновешенность
– неуравновешенность)
Слайд 75Типы темперамента
холерик
флегматик
сангвиник
меланхолик
Слайд 76Холерик
общительный
энергичный
увлечённый
целеустремленный
неуравновешенный
склонность к бурным реакциям
недостаточное самообладание
Слайд 77Эмоциональные переживания бурные, сильные, но кратковременные
Для полноценного отдыха достаточно –
6-7 часов
Слайд 78Оптимизация отношений с холериком
недопустимы грубость и резкость
критика – справедливая и
конструктивная (критикуется действие, а не личность)
признание значимости их вклада в
общую деятельность, похвала
нельзя стыдит и указывать на недостатки при посторонних или значимых для них людях
переключение в процессе работы
Слайд 79Сангвиник
эмоционально устойчив
высокая сопротивляемость трудностям
легко переключается с одного вида деятельности на
другой
быстро осваивается в новой обстановке, высокая адаптивность
общаются с удовольствием
оптимистично-реалистическое отношение
к жизни
склонны к зазнайству
часто меняют привязанности, могут оказаться ненадёжными партнёрами
не всегда выполняют обещания
Слайд 80Оптимизация отношений с сангвиником
ставить задачи, требующие внимания и интеллектуальных усилий
не
ставить жёстких сроков выполнения задания (длительные проекты их утомляют)
контролировать часто
длительная
бездеятельность может вызвать бурную аффективную реакцию
критику воспринимают менее болезненно, чем холерики
Слайд 81Флегматики
уравновешен
добросовестен
работоспособен, способен к большому напряжению, взявшись за дело всегда доводит
его до конца («труженики жизни»)
на стрессовые ситуации реагируют спокойно,
опасность встречают хладнокровно и невозмутимо
отношение к жизни реалистическое
медлителен
малоподвижен, что ярко проявляется в мышлении и поведении
может быть пассивным, безразличным к делам коллектива
Слайд 82Оптимизация отношений
с флегматиком
предпочитают работать в одиночку
к критике относятся невозмутимо
не
может работать в остром дефиците времени, их нельзя торопить
желательна строгая
регламентация деятельности
похвала и поощрение направляют трудовую деятельность в нужное русло
Слайд 83Меланхолик
высокая чувствительность
душевность
может тонко понимать людей
умеет выслушать, посочувствовать
склонен к самоуглублению
повышенная возбудимость
депрессивный характер эмоций
замедленный темп реакции
замкнут, малообщителен
склонны к тревожности, обидам
легко уязвим
и мнителен.
Слайд 84Оптимизация отношений
с меланхоликом
болезненно переживают неудачи, наказания и порицания
неприемлема грубость
для
нормализации состояния требуется много времени
критику воспринимают болезненно
в доброжелательной атмосфере достигает
значительных успехов
угнетают ситуации неопределенности
Слайд 86Четыре темперамента имеют цветовые соответствия:
Слайд 87Тест выявления типологических особенностей личности
Карл Юнг - психиатр, философ
(1875-1961 гг.)
Личностей ориентированных на окружающий мир ("обращенных наружу") –
экстравертов - около 75 %,
а личностей ориентированных на себя ("обращенных внутрь") – интровертов - около 25%.
Слайд 88Интроверсия - обращенность внутрь, фиксация интересов личности на явлениях собственного
внутреннего мира.
Экстраверсия - обращенность сознания и внимания субъекта преимущественно на
то, что происходит вне его, вокруг него.