Слайд 2Понятие «психология» имеет как научный, так и житейский смысл.
Житейский
смысл понятия психология:
оно употребляется для описания поведения или психических
особенностей отдельных лиц и групп людей.
Слайд 4Научный смысл понятия психология:
оно употребляется для обозначения соответствующей научной
дисциплины.
Слайд 5Слово «психология»
в переводе с древнегреческого буквально означает «наука о
душе» (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).
Слайд 6ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ
Психология, как и любая другая наука, прошла определенный путь
развития.
В истории психологии можно условно выделить четыре этапа.
Слайд 8
ПСИХОЛОГИЯ –
это наука о закономерностях появления, проявления и развития
психики.
Слайд 9ПСИХОЛОГИЯ
отвечает на 3 вопроса: Что?
Как?
Почему?
Слайд 10ЧТО?
Задачей психологии является
ОПИСАНИЕ ФАКТОВ
психической жизни.
Слайд 11КАК?
Задачей психологии является
ОБЪЯСНЕНИЕ МЕХАНИЗМОВ
психической жизни.
Слайд 12ПОЧЕМУ?
Задачей психологии является
РАСКРЫТИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ
психической жизни.
Слайд 13ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ -
Факты
Механизмы
Закономерности
психики
Слайд 14Другими словами, ПСИХОЛОГИЯ – это наука, изучающая
Факты
Механизмы
Закономерности
психических явлений.
Слайд 15ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ –
Это наука о самом сложном
из всего, что известно человечеству.
В психологии человек одновременно выступает и
как объект, и как субъект познания.
В психологических изысканиях особенно остро стоит трудная и неоднозначно решаемая проблема объективности научного познания.
Психология – наука преобразующая.
Слайд 16ПРИНЦИПЫ ПСИХОЛОГИИ:
Принцип детерминизма. Согласно этому принципу, все существующее возникает,
изменяется и прекращает существование закономерно. В психологическом исследовании это значит,
что психика обусловлена образом жизни и изменяется с изменением внешних условий существования.
Принцип единства сознания и деятельности. Сознание и деятельность находятся в непрерывном единстве, однако они не тождественны друг другу. Сознание формируется в деятельности, чтобы в свою очередь влиять на эту деятельность, образуя ее внутренний план.
Принцип развития. Психика может быть правильно понята только в том случае, если она рассматривается в непрерывном развитии как процесс и результат деятельности. Исследование любого психического явления должно включать в себя характеристику его особенностей в данный момент, историю возникновения и формирования и перспективы развития.
Слайд 17ПСИХИКА (в переводе душа) – это свойство высокоорганизованной материи головного
мозга отражать объективную действительность.
ПСИХИКА – это свойство высокоорганизованной живой
материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективною мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.
Слайд 18ОТРАЖЕНИЕ
(в переводе копирование) –
это создание идеальной копии реального
мира (в головном мозгу).
Слайд 19ОТРАЖАЕМОЕ
ОТРАЖАТЕЛЬНАЯ
СИСТЕМА
ОТРАЖЕННОЕ
(ПСИХИЧЕСКОЕ
ЯВЛЕНИЕ)
Слайд 20Для осуществления отражения необходимы 2 условия:
Головной мозг.
Объективная реальность.
Психика вторична по
отношению к материи головного мозга.
Слайд 21ПСИХИЧЕСКОЕ ОТРАЖЕНИЕ –
это субъективное отражение объективного мира.
Наши субъективные
образы мира становятся более или менее правильными под влиянием опыта
жизни, практической деятельности как в ходе истории, так и в ходе развития отдельного человека.
Слайд 22СТРУКТУРА ПСИХИКИ
Психика имеет сложное строение. Альберт Эйнштейн, говоря о психологии,
воскликнул: насколько же психология как наука сложнее, труднее, чем физика!
Слайд 23СОДЕРЖАНИЕ ПСИХИКИ
составляют психические явления.
Леонтьев А.Н. «Психические явления есть
отражение независимо существующего в действительности, в реальности».
Слайд 24ПСИХИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ
СТРУКТУРА ПСИХИКИ
Психические свойства
Психические состояния
Психические процессы
Слайд 26ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ:
Выступают в качестве первичных регуляторов поведения человека.
Обладают
определенными динамическими характеристиками (длительность, устойчивость).
На их основе формируются определенные состояния,
происходит формирование знаний, умений и навыков.
Слайд 27ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
СТРУКТУРА ПСИХИКИ
Волевые
Эмоциональные
Познавательные
Слайд 28ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
связаны с восприятием и переработкой информации:
Ощущение
Восприятие
Внимание
Представление
Память
Воображение
Мышление
Речь
Слайд 29ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
отражают значимость происходящего для человека:
Эмоции
Чувства
Аффект
Настроение
Фрустрация
Стресс
Слайд 30ВОЛЕВЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ -
связаны с преодолением трудностей, принятием решений,
управлением поведением, борьбой мотивов и т.д.
Слайд 31НЕОСОЗНАВАЕМЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ -
процессы, которые протекают или осуществляются вне
контроля со стороны сознания.
Слайд 32ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ:
Характеризуют состояние психики в целом.
Обладают определенными динамическими
характеристиками (длительность, устойчивость, направленность, интенсивность).
Влияют на течение и результат психических
процессов и на деятельность.
Определяют индивидуальность человека.
Слайд 33ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ:
Угнетенность.
Активность.
Страх.
Бодрость.
Уныние.
Подъем и т.д.
Слайд 34ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА-
наиболее существенные особенности личности, обеспечивающие определенный количественный и
качественный уровень деятельности и поведения человека.
Слайд 35ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА-
Характеризуются большими устойчивостью и постоянством.
Определяют индивидуальность человека.
Слайд 36ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА:
Направленность (мотивы, намерения, цели, установки и т.д.).
Темперамент.
Характер.
Способности.
Слайд 40ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
Главной задачей психологии как науки является исследование особенностей формирования,
развития и проявления психических явлений.
Леонтьев А.Н.: «Задачи психологии заключаются
именно в том, чтобы исследовать, познать природу, сущность тех явлений, которые описываются как явления психические или психологические».
Слайд 41ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЙ В ПСИХОЛОГИИ
1. Описание поведения – создание ясных подробных
описаний типа поведения.
2. Объяснение поведения – раскрытие его причин.
3. Прогнозирование поведения – выявление законов, позволяющих ученым прогнозировать его с вероятностью выше вероятности случая.
4. Управление поведением – результаты психологического исследования должны быть применимы к непосредственному регулированию поведения.
Слайд 42ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ
содействовать планомерному внедрению научных знаний и представлений психологической науки
в практику жизни и деятельности людей (разработка научных и практических
методик обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).
использовать полученные знания с целью повышения эффективности деятельности людей в различных отраслях практики, а также с целью повышения психического и психологического здоровья, удовлетворенности и счастья людей в их повседневной жизнедеятельности;
быть теоретической основой практики психологической службы.
Слайд 43ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
области исследований и психологической практики формируются на основе следующих
критериев:
предмет, с которым они связаны;
связи с другими отраслями знания;
общие или
частные проблемы, которые они изучают;
методы, которые они используют.
Слайд 44ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ
В зависимости от того, являются ли задачи научных исследований
общими или специфическими, выделяются две сферы научно-психологических знаний:
фундаментальная
и
прикладная психология.
Слайд 45В зависимости от метода исследования или психологической практики выделяются следующие
отрасли психологии:
научная и практическая психология
экспериментальная психология
математическая психология
психодиагностика
психотерапия
консультационная психология
Слайд 46ОТРАСЛИ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ
общая психология;
психология личности;
дифференциальная психология;
психофизиология;
нейропсихология;
социальная психология;
психология развития;
психология аномального развития
(или специальная психология);
сравнительная психология и зоопсихология.
Слайд 47ОТРАСЛИ ПРИКЛАДНОЙ ПСИХОЛОГИИ
педагогическая психология;
медицинская психология;
юридическая психология;
экономическая психология;
психология труда;
политическая психология;
психология спорта;
психология
искусства;
психология религии;
психология семьи.
Слайд 48ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИИ И ДРУГИХ НАУК
Б.М. Кедров поместил психологию в центре
своего «треугольника наук»:
Философия
Общественные науки
Естественные науки
Технические науки
Психология
Слайд 49Психология является наукой, в которой соотносятся гуманитарные и естественно-научные знания,
что определяет ее как фундаментальную в системе наук, объединяющую данные
области знаний.