Профессиональная деятельность – это социально-значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков, а также профессионально обусловленных качеств личности.
Психология профессиональной деятельности относится к научно-практическому направлению психологии и изучает трудовые и профессиональные взаимоотношения людей, индивидуальные особенности личности работника, характеристику профессиональной деятельности.
Профессиональная деятельность
предполагает наличие активности человека, направленной на преобразование предмета труда с целью получения результата, отвечающего личным, материальным, духовным и общественным потребностям.
Компетентность – это сочетание психических качеств, психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, обладание человеком способностью и умением выполнять определенные профессиональные функции.
Компетентный – это знающий, сведущий в определенной области специалист, имеющий право по своим знаниям и полномочиям делать или решать что-либо, судить о чем-либо.
Выделяют следующие уровни профессионализма:
− допрофессионализм – уровень дилетанта;
− профессионализм;
− суперпрофессионализм;
− псевдопрофессионализм – уровень, на котором человек осуществляет внешне достаточно активную деятельность, но при этом наблюдаются какие-либо деформации в становлении его как профессионала, приводящие к отсутствию профессионализма.
− послепрофессионализм.
Профессионализация – процесс и результат вхождения человека в профессию, овладения конкретным видом профессиональной деятельности и, как следствие, приобретение им необходимых профессиональных качеств (профессиональных знаний, умений, навыков, профессионального самосознания, профессиональных ценностей, профессиональной мотивации и др.) – становление профессионализма.
Профессиограмма является кратким описанием какой-либо профессии, пропущенным через призму предполагаемых психологических особенностей = эталонная модель идеального специалиста в какой-то конкретной области.
Вариант II
Информация о специальности.
Преобладающие виды деятельности.
Способности, качества, интересы, склонности, навыки человека, помогающие выполнять деятельность.
Особенности личности, препятствующие выполнению деятельности.
Области применения профессиональных ЗУН.
Особенности общения на работе.
Описаний возможных ошибок, их последствий.
Классификация должностей.
Что делает человек?
Как он это делает?
Для чего он это делает?
При помощи каких инструментов он это делает?
Профессионально-важные качества (ПВК) – это индивидуально-психологические качества и свойства личности, определяющие возможность успешного выполнения профессиональной деятельности.
Пример классификации ПВК:
психофизиологические (сенсорные, сенсомоторные, физические, адаптивно-гомеостатические);
психологические:
интеллектуальные: восприятие, память, мышление и т.д.;
личностные: направленность, темперамент, характер;
социокультурные (общее развитие, профессиональная подготовленность).
В совр. психологи – 3 основных элемента:
1) способности,
2) социально-психологические характеристики личности,
3) знания и навыки.
Батарея общих способностей (ГАТБ) –
12 субтестов, измеряющих 9 способностей:
общие умственные способности (запас слов, математическое мышление, пространственное восприятие в трехмерном пространстве);
вербальные способности (запас слов);
числовые способности (вычисления и на математическое мышление);
пространственное восприятие (геометрические развертки);
восприятие формы (сопоставление различных инструментов и геометрических форм);
скорость восприятия;
моторная координация;
ручная ловкость (пальцевая моторика).
https://proforientatsia.ru/test/oprosnik-professionalnyh-predpochtenij-hollanda-opp/
Биохимик
Ботаник
Генетик
Геофизик
Астроном
Психиатр
Искусствовед
Программист
Криминалист
Геолог
Энтомолог
Профессии, подходящие людям с интеллектуальным типом личности:
Реалистичный тип
Артистичный тип отстраняется от отчетливо структурированных проблем и видов деятельности, предполагающих большую физическую силу. В общении с окружающими опираются на свои непосредственные ощущения, эмоции, интуицию и воображение. Ему присущ сложный взгляд на жизнь, гибкость, независимость суждений. Свойственна несоциальность, оригинальность.
Профессии – музицирование, занятие живописью, литературное творчество, фотография, театр и пр.
Артистичный тип
Конвенциональный тип отдает предпочтение четко структурированной деятельности. Из окружающей его среды он выбирает цели, задачи и ценности, проистекающие из обычаев и обусловленные состоянием общества. Ему характерны серьезность, настойчивость, консерватизм, исполнительность. В соответствии с этим его подход к проблемам носит стереотипичный, практический и конкретный характер.
Профессии – машинопись, бухгалтерия, программирование и пр.
Конвенциональный тип
https://proforientatsia.ru/test/ddo-klimov/
Классификация профессий Е.А.Климова
Классификация профессий Е.А.Климова
Классификация профессий Е.А.Климова
Классификация профессий Е.А.Климова
1. Профессиональная компетентность
Быть профессионалом, мастером в своем деле.
2. Менеджмент
Управлять – людьми, проектами, бизнес-процессами и т.п.
3. Автономия (независимость)
Главное в работе – это свобода и независимость.
4. Стабильность работы
Стабильная, надежная работа на длительное время
5. Стабильность места жительства
Главное – жить в своем городе (минимум переездов, командировок).
6. Служение
Воплощать в работе свои идеалы и ценности.
7. Вызов
Сделать невозможное – возможным, решать уникальные задачи.
8. Интеграция стилей жизни
Сохранение гармонии между сложившейся личной жизнью и карьерой.
9. Предпринимательство
Создавать новые организации, товары, услуги.
http://psytests.org/profession/anchors.html
https://psytests.org/personal/potemkina-run.html
Ориентация на процесс
Ориентация на результат
Ориентация на альтруизм
Ориентация на эгоизм
Ориентация на труд
Ориентация на деньги
Ориентация на свободу
Ориентация на власть
Факторы профессионального стресса:
ролевая перегрузка
ролевая недостаточность
двусмысленность роли
ролевой конфликт
неудовлетворенность работой
Вторичные последствия профессионального стресса:
синдром эмоционального выгорания
психосоматические заболевания
посттравматические стрессовые расстройства
Влияние стресса на профессиональную деятельность:
упадок продуктивности
нарушается дисциплины
конфликты с коллегами по работе
раздражительность, нервные срывы
https://experimental-psychic.ru/diagnostika-ehmocionalnogo-vygoraniya/#a2 – тест на выгорание по А.Бойко
https://experimental-psychic.ru/diagnostika-ehmocionalnogo-vygoraniya/#a3 – опросник эмоционального выгорания Маслач
Проактивное совладающее поведение является эффективным для преодоления организационных стрессов и синдрома выгорания. С точки зрения практики обучение людей применению проактивных копинг-стратегий в профессиональной сфере может привести к уменьшению переживания стресса и усилению чувства профессиональной компетентности.
Саморегуляция развивается и формируется вместе с личностным взрослением человека:
развитие саморегуляции = личностное развитие.
Виды:
Психическая саморегуляция
Саморегуляция поведения
Осознаваемый и целенаправленный уровень (приводит к личностным изменениям; расстановка приоритетов, оценка мотивов и потребностей, оценка релевантности состояния: самовнушение, самоприказ, самоубеждение, самоанализ, самопрограммирование)
Волевая саморегуляция: https://psytests.org/emotional/volsam-run.html
Общий потенциал саморегуляции складывается из содержательно-смысловой устойчивости личности и ее деятельностных возможностей.
Саморегуляция имеет сложную иерархическую структуру, включающую сознательно-волевой уровень регуляции и в разной степени автоматизированные ситуативные уровни.
Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:
Email: Нажмите что бы посмотреть