Слайд 1ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ И ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
Лекция 1.
Предмет, задачи, методы.
Слайд 2Предмет психологии развития и возрастной психологии
Предмет – закономерности психического
развития человека в онтогенезе и
особенности развития психики, сознания, личности и ее деятельности на каждой из возрастных стадий развития.
Онтогенез – индивидуальное развитие от рождения до смерти (от начала до завершения жизненного цикла).
Слайд 3Разделы курса
1. Введение: предмет, задачи, методы
2. Детерминанты психического развития человека
в онтогенезе
3. Характеристика возрастных стадий.
Слайд 4ПАРАДОКСЫ РАЗВИТИЯ
От беспомощности человека в начале онтогенеза к могуществу в
зрелости. Беспомощность – это необходимость?
Стабильность ЦНС и прогресс психического развития
Проблема универсальности и многообразия индивидуальных траекторий развития личности, стабильности и индивидуальных различий
Гетерохронность, или неравномерность развития
Влияние депривации на психическое развитие
Слайд 5Две парадигмы развития:
«лестница» и «соты»
Слайд 6Закон затухания темпа развития
Млад-во детство юность
зрелость
старость
Слайд 7Зачем человеку общение?
Влияние депривации (ограничения общения ребенка со взрослым) на
психическое развитие. Что будет, если человек будет лишен «роскоши человеческого
общения»?
Слайд 8Жестокие «эксперименты» судьбы
Авейронский дикарь 1799 г.
Каспар-Хаузер
Маугли – красивая легенда или
быль?
Волчьи дети - Амала и Камала
Индия (1920)
«Волчонок – всегда волк… Ребенок только кандидат в человека»
Рене Заззо.
Слайд 9Случай Авейронского дикаря
Виктор (1788?-1828) Жан-Марк Итард (1774-1838)
Слайд 11«Новые Робинзоны»
Случай Джени
Что станет с ребенком 5 лет, оказавшимся на
необитаемом острове подобно Робинзону?
Вверх по лестнице развития или падение вниз
(регресс)?
Слайд 12РОСТ, РАЗВИТИЕ, СОЗРЕВАНИЕ
РАЗВИТИЕ – качественные изменения, перестройка, преобразование структуры.
СОЗРЕВАНИЕ –
запрограммированный процесс органического роста и развития в соответствии с генетическим
планом.
РОСТ – количественные изменения, увеличение размеров, функциональных возможностей органа, системы, организма.
Слайд 13МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ
Эволюционная модель развития
Детерминистическая факторная модель-
- механистическая
модель
-модель спонтанности
Модель активности
- адаптационная или интеграционно-
равновесная модель
- диалектическая модель
Слайд 14ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗВИТИЯ
Качественные изменения объекта
Необратимость развития на основе преемственности изменений.
Специфический объект развития
Структура развития - объект и условия развития
Направленность развития
– прогрессивное и регрессивное
Источник развития –внутреннее противоречие
Форма развития – эволюционная и скачкообразная (кризисы)
Стадиальность развития
Слайд 15ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Изучение общих закономерностей психического развития человека. Определение детерминант развития.
Построение
периодизации психического развития человека.
Определение соотношения и взаимообусловленности обучения и развития
(проблеме соотношения обучения и развития).
Изучение психологических особенностей развития человека на каждой из возрастных стадий («психологический портрет возраста»).
Слайд 16Каково соотношение дисциплин:
Детская психология
Возрастная психология
Психология жизненного цикла
Слайд 17ВСЕВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД БАЛТЕСА
Всевозрастное развитие – процесс возрастного развития происходит в
течение всей жизни, сочетая количественные (кумулятивные) и качественные (инновационные) изменения.
Многонаправленность
– сочетание прогресса и регресса на каждой из возрастных стадий.
Развитие как «приобретения» – «потери».
Пластичность (изменчивость) – в определенных границах
Слайд 18ВСЕВОЗРАСТНОЙ ПОДХОД БАЛТЕСА
Историко-культурная обусловленность развития в онтогенезе (когортные различия)
Контекстность как
парадигма. Развитие определяется 3 группами факторов - возрастными, историко-культурными, индивидуальными.
Развитие
как междисциплинарный объект (психология, антропология, биология, социология)
Слайд 19Основные разделы ВП
1. Детская психология:
-младенческий возраст (от рождения до
1 года),
ранний возраст (от 1 до 3 лет),
дошкольный
возраст ( 3 - 6-7 лет),
младший школьный возраст ( 6-7 - 11-12 лет).
2. Подростковая и юношеская психология:
- младший подростковый возраст (11-12 - 15 лет),
- старший подростковый возраст ( ранняя юность, 15- 17 лет)
юность (17-19 лет).
3.Психология зрелости -
молодость, ранняя, средняя и поздняя зрелость. 4.Психология старения и старости -
пожилой возраст, старость и долгожительство.