Слайд 1Психология управления
Лекция 3. Лидерство.
Подготовлена к.пс.н. Дубровинской Е.И.
Слайд 2Лидерство
(от англ. leader – ведущий, руководитель)
статус личности в социальной
группе, характеризующееся способностью занимающего его лица оказывать решающее влияние на
других людей, организовывать и направлять их коллективные действия.
разновидность власти, своеобразный управленческий статус личности, подчиняющей своему влиянию других людей.
Слайд 3Лидер
член группы, добровольно принимающий на себя значительно большую меру ответственности
в достижении групповых целей, чем того требуют формальные предписания или
общепринятые нормы.
Слайд 4Формальный лидер
назначается или избирается, приобретая таким путем официальный статус
руководителя; неформальный лидер – член группы, наиболее полно в своем
поведении отвечающий групповым ценностям и нормам.
Слайд 5Психологические теории
лидерства
Слайд 6Теория черт
Выдвижение лидеров их личными качествами (ум, храбрость, знания и
др.).
ХАРИЗМАТИЧЕСКИЙ ЛИДЕР
Обычно харизматическое влияние связывают с набором экстраординарных
характеристик или моделей поведения лидера.
ТРАНСФОРМАЦИОННЫЙ ЛИДЕР.
Средствами трансформационного лидера являются ораторские (коммуникативные) навыки, которые создают образ уверенного и сильного человека, побуждают у последователей доверие и желание идти за ним.
«У молодого Моркоу есть такая штука. Хорькизма называется. Так вот, у него ее целая куча. – Куча? – Ага, куча хорькизмы».
Слайд 7Ситуационная теория Э.Хартли
— если человек становится лидером в одной ситуации, то
не исключено, что он может им стать и в другой;
— в результате
стереотипного восприятия лидеры в одной ситуации рассматриваются группой как «лидеры вообще»;
— став лидером в одной ситуации, индивид приобретает авторитет, который способствует избранию его лидером и в другой ситуации;
— лидером чаще выбирают человека, который имеет мотивацию к достижению этого статуса.
Слайд 8ситуационная теория Ф.ФидлерА
Инициативное поведение личности в связи с сложившейся социальной
ситуации (исторические условия, особенности сферы групповой деятельности, специфика групповых задач,
целей и т. д.).
Ситуационная теория лидерства утверждает, что эффективность лидера зависит как от того, насколько данный лидер ориентирован на задачу или на отношения, так и от того, в какой степени лидер контролирует группу и реализует свое влияние на нее.
Слайд 10Лидер, ориентированный на задачу (task-oriented leader)
больше обеспокоен тем, чтобы работа
была сделана как следует. Взаимоотношения и чувства работников его не
интересуют.
Потенциальные преимущества такого стиля – это скорость принятия решений, подчиненных общей цели, суровый контроль над подчиненными
Слайд 11Лидер, ориентированный на взаимоотношения (relationship-oriented leader)
в первую очередь интересуется тем,
какие чувства и взаимоотношения возникают в среде работников
стремится повысить эффективность
труда путем улучшения человеческих отношений:
поощряет взаимопомощь,
позволяет подчиненным принимать участие в выработке важных решений,
учитывает настроение и потребности работников и т.д.
Слайд 12Теория среды (В. Хоккинг, Х.Персон и др)
Лидерство — функция группы,
которая передается лидеру, только когда группа желает следовать выдвинутой им
программе
каждая ситуация определяет как качества лидера, так и самого лидера;
качества индивида, которые определяются ситуацией как лидерские качества, являются результатом предыдущих лидерских ситуаций..
Слайд 14Мотивационная теория (Митчел, Эванс, Хаус и др.)
Эффективность лидера зависит от его
воздействия на мотивацию последователей, на их способность к продуктивному выполнению задания
и на удовлетворение, испытываемое в процессе работы.
Идея предполагает определенную структуру лидерского процесса, определяет типы лидерского поведения:
— поддерживающее лидерство;
— директивное лидерство;
— лидерство, ориентированное на успех, и др.
Слайд 15Теория амбиций (В.штерн)
МОТИВАЦИЯ = F (МОТИВ Х ОЖИДАНИЕ Х СТИМУЛ)
Слайд 16ТЕОРИЯ ИЕРАРХИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ а.мАСЛОУ
Задача лидера — предотвращение фрустрации, апатии, неврозов
и других форм «общественных расстройств» через трансформацию потребностей граждан в
социально-продуктивном направлении.
Слайд 17ТЕОРИЯ ИЕРАРХИЧЕСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ а.мАСЛОУ
Слайд 20Авторитарный стиль
Формальные характеристики
деловые, краткие распоряжения; запреты без снисхождения, с угрозами;
четкий язык, неприветливый тон;
похвала и порицания субъективны;
эмоции игнорируются;
позиция лидера - вне группы.
Содержательные характеристики
дела в группе планируются заранее во всем их объеме;
определяются лишь непосредственные цели, дальние неизвестны;
голос руководителя решающий.
Слайд 21Демократический стиль
Формальные характеристики
инструкции в форме предложений;
товарищеский тон;
похвала и
порицание с советами;
распоряжения и запреты с дискуссиями;
позиция лидера –
внутри группы
Содержательные характеристики
мероприятия планируются не заранее, а в группе;
за реализацию предложений отвечают все;
все разделы работы не только объявляются, но и обсуждаются.
Слайд 22Попустительский стиль
Формальные характеристики
отсутствие похвалы, порицаний;
никакого сотрудничества;
позиция лидера –
незаметно в стороне от группы.
Содержательные характеристики
дела в группе идут
само собой;
лидер не дает указаний;
работа складывается из отдельных интересов участников группы
Слайд 23Типология Роберта Блейка и Джейн Моутон
Слайд 24Модель жизненного цикла П. Херси – К. Бланшара
Успешность лидера зависит
от адекватного выбора стиля лидерства, который должен соответствовать степени зрелости
членов руководимой им группы.
Под зрелостью группы понимается способность и желание ее членов нести ответственность за свое поведение.
Слайд 28Психология принятия управленческого решения
В принятии решений интегрируются знания, интересы, мировоззрение
человека. Важнейшую особенность этого процесса составляет его волевой характер как
способность противостоять людям и обстоятельствам, способность поддерживать реализацию намеченной цели в сложных, изменяющихся условиях.
Данный процесс осложняется тем, что в краткий промежуток времени руководителю приходится принимать множество разнонаправленных решений.
Слайд 31В. Врум и Ф. Йеттон выделяют шесть основных факторов, влияющих
на поведение руководителя при принятии решений
1. Индивидуально-психологические особенности личности руководителя
(темперамент, характер, способности), жизненный опыт, ценностные ориентации.
2. Свойство самого решения, в частности, степень структурированности проблемы,
3. Индивидуальные ограничения. Бывают ситуации, когда руководителю необходима дополнительная информация, которую, если ею не владеют сотрудники организации, нужно добыть на стороне. Руководитель должен решить, сколько информации ему необходимо, сколько она стоит и стоит ли ее получать.
Слайд 324. Среда принятия решения, т. е. принимается ли решение в
условиях определенности, риска или неопределенности. Важно и время принятия решения.
5.
Взаимосвязанность решений. В организации все решения некоторым образом взаимосвязаны. Принятие единичного важного решения может потребовать принятие сотни мелких решений. Крупные решения вызывают серьезные последствия. Так, если предприятие решает приобрести новое, более производительное, оборудование, оно должно найти способ увеличить сбыт своей продукции.
6. Отношение подчиненных к принимаемым решениям. Здесь имеет значение степень подготовки коллектива, степень его профессиональной зрелости, социально-психологический климат, мотивация подчиненных, вероятность появления разногласий относительно предлагаемого решения.
В. Врум и Ф. Йеттон выделяют шесть основных факторов, влияющих на поведение руководителя при принятии решений
Слайд 33Элиминативное поведение
Это форма поведения, при которой человек стремится избежать самой
необходимости в осуществлении принятия решения или реализации процесса принятия решения,
заменив его другими способами организации деятельности.
В управленческой деятельности степень выраженности элиминативного поведения максимальна.
Слайд 34Факторы, способствующие элиминативному поведению:
Слайд 35Факторы, способствующие контрэлиминативном уповедению