Слайд 1ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА ДЕТЕЙ ОТ 0 ДО 1 ГОДА
Е.А. Филимонова
ст. преподаватель
кафедры психолого-педагогического образования и дефектологии ФПСО ТГПУ
2020
Слайд 3Актуализация знаний
Специфика психолого-педагогической диагностики новорожденных (врожденные рефлексы; учет в процессе
ППД критериев психического развития новорождённого; показатели успешного речевого развития новорожденных;
тест «Что умеет ребенок в 1 месяц»; тест «Что умеет ребенок в 2 месяца».
Слайд 4Врожденные рефлексы новорожденного (неонатолог)
Психика новорожденного представляет собой набор врожденных
безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в 1-ые часы его жизни
Ребенок
наиболее беспомощен в момент своего рождения (в отличие от других детёнышей животного мира)
Защитный рефлекс - если новорожденного положить на живот, то происходит рефлекторный поворот головы в сторону
Хватательный рефлекс (Робинзона) - при прикосновении к внутренней поверхности ладони новорожденного рука его обхватывает предмет, который касается ладони (ухватившись руками за пальцы взрослого, может висеть, удерживая вес своего тела)!
Рефлекс опоры и автоматическая походка новорожденных - если ребенка поставить на опору, он выпрямляет туловище и стоит на полусогнутых ногах на полной стопе; если его наклонить вперед, он делает шаговые дв-я (автоматическая походка новорожденных);
Поисковый (искательный) рефлекс (Куссмауля) - при поглаживании в области угла рта ребенок опускает губы и поворачивает голову в сторону раздражителя; если надавить на середину верхней губы, ребенок открывает рот и разгибает голову
Рефлекс ползания (Бауэра) - если новорожденного положить на живот, то он начинает совершать ползающие движения (спонтанное ползание), если при этом приставить ладонь к подошвам ребенка - движения усиливаются
Хоботковый рефлекс - быстрый удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед
Ладонно-ротовой рефлекс (Бабкина) - при надавливании большим пальцем на область ладони новорожденного, ближе к возвышенности большого пальца, открывает рот и сгибает голову
Подошвенный рефлекс - если надавить пальцем на подушечку стопы в области 2-го и 3-его пальцев, согнет пальцы
Плавательный рефлекс - ребенок совершает дв-я, подобные плавательным, если положить его на живот
Рефлекс задержки дыхания - при попадании воды на лицо малыш автоматически задерживает дыхание на 5-6 секунд. Этот рефлекс помогает младенцу благополучно преодолеть родовые пути
Рефлекс отдергивания - этот рефлекс защищает ребенка от боли. Если ножку малыша уколоть (для анализа крови во время лабораторных исследовании), он отдернет ее, чтобы избежать боли, а другой в это время начнет толкаться, как бы отпихивая от себя обидчика
Наличие безусловных рефлексов свидетельствуют о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении 1-го года жизни большинство из них угасает.
Этап новорожденности — это время адаптации ребенка к новым условиям жизни, удлинения периода бодрствования по сравнению с периодом сна, формирования первых, необходимых для психического развития реакций - зрительного и слухового сосредоточения (т.е. умения сосредоточиться на звуковом или зрительном сигнале)
Слайд 5Учет в процессе ППД критериев психичес развития новорождённого
Новорожденный :
1) обладает
чувствительностью: различает соленый, горький, сладкий вкус
2) реагирует на звуковые раздражители.
3) возникает слуховое сосредоточение появляется на 2-3 неделе; резкий звук вызывает прекращение дв-й; реакция возникает на голос человека
4) зрительное сосредоточение появляется на 3-5 неделе: ребенок замирает и задерживает взгляд на ярком предмете.
5) переход от ощущения к восприятию, к возможности увидеть предмет целиком, проследить взглядом за движущимся предметом или повернуть голову за перемещающимся источником звука
6) созревание ЦНС ребенка и головного мозга. Вес мозга новорожденного составляет 1/4 веса мозга взрослого человека; вес мозга быстро увеличивается, растут нервные волокна.
7) упражнение органов чувств (анализаторов), поступление в мозг импульсов, получаемых при помощи разнообразных сигналов из внешнего мира. Если ребенок попадает в условия сенсорной изоляции, его развитие резко замедляется.
8) в конце 1-го – начале 2-го месяца жизни ребенок начинает отчетливо выделять взрослого из окружающей обстановки; в 1-ые недели уже способен подражать некоторым мимическим действиям взрослого (феномен лицевой имитации новорожденных).
9) взрослый становится для ребенка наиболее привлекательным объектом восприятия, способным удовлетворить потребность в новых впечатлениях.
10) на 3-4-й неделе у ребенка можно наблюдать ротовое внимание в ответ на обращенный к нему ласковый голос и улыбку взрослого – ребенок замирает, слегка вытягивает губы вперед, происходит глазной контакт.
11) на 4-5-й неделе ребенок пытается улыбнуться, появляется настоящая социальная улыбка или улыбка общения.
Слайд 7
Тест «Что ребёнок умеет в 1 месяц?»
= через несколько
часов после рождения новорожденный может кричать; крик – первый способ
общения с окружающим миром;
= 12-18 дней от рождения до 1 мес.:
перестает плакать, если услышит резкий звук
начинает прислушиваться к окружающим звукам
различает особенности звуков
прекращает плакать, если слышит голос человека, реагирует на звонок
разжимает кулачки рук
может производить червеобразные дв-я пальчиками рук
улыбается в ответ на разговор взрослого
удерживает (непродолжительно) кольцо, вложенное в руку
крик и плач приобретают интонацию и становятся выразительными
совершает микродв-я, издает звуки в такт речи говорящего
различает цвета (красный, желтый, черный,белый), линии и клетку
фиксирует взгляд на склоненном над ним человеч лице
узнает мамин голос, запах, прикосновение рук
сосредотачивает взгляд на неподвижном и
плавно перемещающемся предмете
лежа на животике, пытается поднять и удержать голову
Слайд 8Тест «Что ребёнок умеет в 2 месяца?»
одаривает и очаровывает всех
лучезарной улыбкой, в ответ на голос или склоненное лицо
зрительно сосредотачивается
и удерживает в поле зрения движущейся и остановившийся предмет
поворачивает головку к источнику звука, ищет его глазами- сводит ручки вместе
в покое пальцы руки сжаты в кулачок
делает ритмичные движения пальцами
сжимает и разжимает кулачки
удерживает ладонью 2-3 сек. вложенный предмет
лежа на животе, пытается держать голову
произносит звуки, вокализируя гласные
поворачивается с бочка на спинку
= речевые навыки в 2 месяца (опосредованные):
* быстро отвечают улыбкой при общении со взрослыми
* часто произносит негромкие гортанные звуки «кхх», «гкк», «ммм» и др.(это предвестники будущей речи)
* в ответ на общение - «комплекс оживления»
Слайд 9Изучение нового материала
Тема лекции:
«Организация, содержание и процедура психолого-педагогического обследования
детей первого года жизни»
17.03.2020 г.
Слайд 10Модель системы раннего выявления и коррекции отклонений в развитии
в начале
XXI в. (особенно с 2007 г.) усилился интерес к проблемам
ран. диагност. нарушений развития у детей
предложили данную модель Научный коллектив Института коррекционной педагогики РАО (Н. Н. Малофеев, Е. А. Стребелева, Н. Д. Шматко и др.)
Модель раннего выявления нарушений в развитии включает 4 блока:
1— скрининговые обследования детей первого года жизни, которое проводится уже в родильном доме с целью выявления всех детей группы риска;
2— дифференц диагностика нарушений развития, которая проводится в поликлиниках, медицинских центрах, больницах с целью определения структуры дефекта и необходимости специальной коррекционной помощи;
3— медико-психолого-педагогическая коррекция отклонений в развитии;
4— подготовка и переподготовка специалистов для системы раннего выявления и коррекц помощи детям с отклонениями в развитии (см. фото с конференции г. Кемерово 6-7 декабря 2017)
Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 1-го года жизни
= обычно психодиагностическое изучение детей начинают после 1,5 — 2 мес.
= объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органич. поражения гол.мозга или находящиеся в условиях соц. или эмоц. депривации (например в усл-х дома ребенка или при эмоц. отвержении ребенка матерью)
= методики позволяют выявить N или отставание от N отдельных сфер психики ребенка
= требования, предъявляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зарубежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаимодействия со взрослыми, эмоц. реакций
Существует несколько методик изучения психофиз. развития детей 1-го года жизни:
1) Популярны в РФ - Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DD...Т) и др.
2) работы и методики Г. В. Пантюхиной, К. Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой
3) отеч.и зарубеж. методики с набором заданий на изучение моторной, речевой, познават., соц. сфер
4) приемы обследования детей 1-го года жизни (О.В. Баженова, Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова)
5) науч. исследования; авторы: Е.Ф. Архипова, О. Г. Приходько, Ю.А .Разенкова, М.Л. Дунайкин, Ю.А. Лисичкина и др
6) обследование детей старше 8 мес. проводится на спец столе; более старших детей за спец. детским столиком или на коленях у мамы
В момент обследования дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми (без детских заболеваний), сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.
Т.о., комплексная медико-психолого-пед помощь в 1-ые месяцы жизни, дает самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимального уровня общего развития ребенка
Слайд 11
Концепция «Раннего вмешательства»
В РФ разработана и апробируется Гос. концепция «Раннего
вмешательства»:
- она предполагает реконструкцию отеч. системы спец. образования и создание
нового структурного элемента — службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Малофеев Н. Н.)
- главная цель раннего вмешательства - достижение max возможного для каждого ребенка уровня общего развития.
А для этого необходимо:
максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка;
максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты;
обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка;
расширение временных границ специального образования: нижняя граница — первые месяцы жизни;
наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями, уровень жизненной компетенции ребенка;
6олее дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое почти не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка;
более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения, особая орг-я образовательной среды и др.
Слайд 121.1.Особенности психолого-педагогического изучения детей от 0 до 1года
= важное усл-е
результативности коррекц-развив обучения детей с проблемами в развитии (ОВЗ) яв-ся
выявление хар-ра отклонений и их коррекция в раннем возрасте
В чём преимущества раннего выявления отклонений в развитии?
1) увеличиваются возможности компенсации и развития ВПФ (результат коррекции зависит от времени начала коррекцион. меропр-й)
2) наиболее эффективно коррекц воздействие в период интенсивного развития корковых структур гол. мозга (т. е. от 0 до 3-х лет жизни ребенка)
3) комплексная медико-психолого-пед помощь в первые месяцы жизни, дает самые большие шансы на максимально быстрое достижение оптимального уровня общего развития ребенка
* в начале XXI в. (особенно с 2007 г.) усилился интерес к проблемам ран. диагност. нарушений развития у детей
* появились науч. исследования; авторы: Е.Ф. Архипова, О. Г. Приходько, Ю.А .Разенкова, М.Л. Дунайкин, Ю.А. Лисичкина и др.
В РФ разработана и апробируется Гос. концепция «Раннего вмешательства»:
- она предполагает реконструкцию отеч. системы спец. образования и создание нового структурного элемента — службы ранней помощи детям с различными отклонениями в развитии (Малофеев Н. Н.)
главная цель раннего вмешательства - достижение max возможного для каждого ребенка ур. общего развития. А для этого необходимо:
1) максимально раннее выявление особых образовательных потребностей ребенка; 2) максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка, включающего как неспецифические, так и специфические компоненты; 3) обязательное включение родителей в процесс обучения, начиная с первых лет жизни ребенка; 4) расширение временных границ специального образования: нижняя граница — первые месяцы жизни; 5) наличие специализированного стандарта образования, определяющего наряду с академическими достижениями, уровень жизненной компетенции ребенка; 6) более дифференцированное, «пошаговое» обучение, которое почти не требуется в образовании нормально развивающегося ребенка; 7) более глубокая дифференциация и индивидуализация обучения, особая орг-я образовательной среды и др.
Слайд 13
1.1.2. Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей 1-го года жизни
Обычно психодиагностическое
изучение детей начинают после 1,5 — 2 мес.
объектами такого
изучения становятся дети с признаками раннего органич. поражения гол.мозга или находящиеся в условиях соц. или эмоц. депривации (например в усл-х дома ребенка или при эмоц. отвержении ребенка матерью)
методики позволяют выявить N или отставание от N отдельных сфер психики ребенка
требования, предъявляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зарубежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаимодействия со взрослыми, эмоц. реакций
Существует несколько методик изучения психофиз. развития детей 1-го года жизни:
1) широкую популярность в РФ получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скрининговая методика (DD...Т) и др.
2) работы и методики Г. В. Пантюхиной, К. Н. Печоры, Э.Л. Фрухт, О.В. Баженовой, Л.Т. Журбы, Е.М. Мастюковой
3) отеч.и заруб. методики с набором заданий на изучение моторной, речевой, познават., соц. сфер
4) приемы обследования детей 1-го года жизни (О.В. Баженова, Л.Т. Журба, Е. М. Мастюкова)
5) обследование детей старше 8 мес. проводится на специальном столе; более старших детей за спец. детским столиком или на коленях у мамы.
- В момент обследования дети должны быть в состоянии активного бодрствования, здоровыми (без детских заболеваний), сухими, сытыми, нераздраженными, неутомленными.
Слайд 14Особенности развития детей 1-го жизни
большая зависимость от воздействия взрослого
человека; общение со взрослым — необходимая потребность в 1-ые месяцы
развитие
малыша в этом возрасте происходит неравномерно, поэтому требуется динамическое наблюдение; быстрый темп и неравномерность развития
Ведущие достижения:
в первый период (первый месяц жизни) — период новорожденности: врожденные приспособительные реакции, с 3 — 4-й недели жизни появляются первые предпосылки коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос и улыбку начинает возникать ротовое внимание: ребенок замирает, его губы вытягиваются вперед, он как бы слушает губами; вслед за этой реакцией появляется улыбка
во втором периоде (от 1 до 3 мес) формируются зрит. и слух. ориентировочные реакции, ответные эмоц-выразительные реакции; развивается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимися предметами; в конце 1—начале 2-го месяца появляется ответная улыбка взрослому; ярко выражена эмоц.реакция на общение со взрослым — комплекс оживления. Его появление определяет грань между периодом новорожденности и младенчеством; способностью удерживать головку в горизонт. и вертик. положении
в третьем периоде (3 — 6 мес) продолжается развитие зрит. и слух. реакций; появляется ориентирование в окружающем; формируется понимание речи; предпосылки предметной деят-ти, сенсорное восприятие и первые сложные формы поведения; развитие движ-й руки, когда главную роль начинает играть зрительный анализатор; целенаправленные дв-я рук, умение самостоятельно брать и манипулировать игрушками; комплекс оживления переходит в способность отличать своих от чужих; подготовка к активной речи: наряду с певучим гулением возникает лепет; ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спины на живот и обратно, крепко упирается ножками при поддержке под руки.
в четвертом периоде (6 — 9 мес) -резкий скачок в развитии дв-й: к 7 мес ребенок хорошо ползает; становится более активным и самостоятельным; лучше ориентироваться в окружающем, активно манипулирует; к 9 мес развивается функция прямостояния, умение садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать вдоль барьера, совершенствуются дв-я кисти и пальцев; всё это способствует формир-ю предметной деятельности
в пятом периоде (9 —12 мес) ведущим является развитие речи; к 9 мес у ребенка значительно расширяется понимание обращенной к нему речи; в 10—12 мес формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами.
Под влиянием понимания речи усложняются действия с предметами. В 10 —12 мес малыш учится выполнять действия по показу и словесной инструкции взрослого. Действия становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер, координируются движения рук. Увеличивается число игрушек, используемых ребенком; появляются предпосылки игры. К концу этого периода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вертикальную позу и ходить.
Слайд 151.1.3. Процедура психолого-педагогического обследования ребенка до 1-го года
1. Устанавливают контакт
с ребенком, отмечают его особенности (плохо, если дети старше 8
мес. легко входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых; особое вн-е обращают на характер контакта младенца с матерью)
2. Определяют состояние двиг. сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес. внимание обращают на развитие шаговых дв-й
3. Определяют развитие сенсорных реакций: изучают характер прослеживаний и фиксаций; для этого перед глазами ребенка на S= 30 см перемещают яркую игрушку размером 7—10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направлениях; у детей от 2 до 4,5 мес спец. вн-е обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зрения ребенка. Для исследования возможности прослеживания невидимой траектории движения объекта и его попеременного появления в определенных частях пространства пользуются спец. экспериментальными приемами: в 1-ом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном, находящимся на S= 50 см от его глаз; затем, сохраняя траекторию дв-я, через некоторое время появляется из-за другой стороны экрана. Задача считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продолжает прослеживать траекторию его дв-я, и в момент появления объекта из-за экрана взгляд ребенка направлен на него)
4. В другом случае при изучении реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на S= 50 см помещается
белый экран размером 35 х 35 см с двумя окошечками 7x7 см, расположенными на S= 10 см друг от друга. В окошечках поочередно с интервалом в 4 — 6 сек. появляется звучащая игрушка размером 7 см. Реакция считается выполненной, если при нескольких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на последнем.
5. Проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зрения объект, возможность нахождения источника звука с помощью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать 2 объекта в одно и то же время
6. Определяют состояние развития действий с предметами (ребенку старше 4 мес. предлагают погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, дв-я пальцев, продолжительность удерживания, хар-р манипуляций;затем детям старше 8 мес. дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания 2-х игрушек. Вторую игрушку предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой и выясняют возможность пересечения рукой средней линии взора при захвате второй игрушки. У детей старше 10 мес .изучают формирование обходных дв-й. Для этого, заинтересовав ребенка игрушкой, убирают ее за экран 20 х 20 см, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения ребенка, привлекают к ней его внимание, а затем прячут за экран, стараясь не прекращать ее звучания; так повторяют несколько раз. Задача считается выполненной, если ребенок достает игрушку из-за экрана. Дети до года часто достают игрушку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к 1 году появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора.
7. Спец. вн-е следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с предметами и на сохранение зрительного контроля за ними. Детям старше 10 мес .предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с 2 и более объектами, а также захвата 3-ей игрушки. Особое вн-е следует обратить на развитие действия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Спец. вн-е обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами — указательным и большим.
8. Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоц. и зрит. контактов между матерью и ребенком; выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребенок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестом, особые слова-метки и некоторые другие слова; владеет ли указательным жестом.
9. В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоц. и голосовых реакций, отмечают хар- и выраженность улыбки, анализируют, в каких ситуациях чаще всего появляется улыбка; обращают вн-е на хар-р (-) эмоц. проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хныканье или плач при восприятии изменений в ситуации, на возможность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность; следует оценить формирование отношений привязанности к близким взрослым, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.
10. При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возникновения, разнообразие, возможность появления ответных звуковых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.
11. Психолог. исследование психич. развития ребенка 1-го года жизни традиционно завершается составлением заключения с развернутой хар-кой каждой ВПФ ; результаты сгруппированные по сфера м (см. табл. Нормативы нервно-психического развития детей 1-го года обучения ):
Слайд 161.1.4. Психологическое заключение
- Психолог. исследование психич. развития ребенка 1-го года
жизни традиционно завершается составлением заключения
- Указываются: общая оценка
тяжести и хар-р нарушений; сохранные ВПФ и нарушенные ВПФ; развернутая хар-ка каждой ВПФ ; результаты сгруппированные по сферам (см. табл. Нормативы нервно-психического развития детей 1-го года жизни):
— двигательная;
— сенсорная;
— эмоциональная;
— голосовая активность;
— практические действия;
— способы взаимодействия со взрослыми.
В этой части заключения необходимо описать не только успешно пройденные ребенком пробы и особенности их выполнения, но и те пробы, которые ребенку выполнить не удалось.
Содержащийся в заключении материал должен свидетельствовать о характере и механизме наблюдаемого нарушения, что необходимо для правильного определения путей коррекции и компенсации выявляемых нарушений.
Слайд 17Вопросы для повторения
1. Каковы основные особенности развития детей первого года
жизни?
2. Изучение каких сфер психической деятельности включает ППД новорожденного и
ребенка первого года жизни?
3. Назовите основные параметры нервно-психического развития детей первого года жизни (по О.В. Баженовой)?