Слайд 1Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
Выполнили: Савина Валентина, Сенчугова Валерия,
Свинолобова Виктория, Иванова Жанна, Кузюкова Татьяна
Слайд 2Определение
Нарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия
или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и
развития личности.
Слайд 3Виды нарушения зрения
Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными:
Врожденные
- обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития
или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения
Приобретенные - последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга
Слайд 4Классификация
1) Слепые дети - это дети с полным отсутствием зрения.
Возможно сохранение светоощущения, или остаточного зрения (до 0,04) на лучше
видящем глазу с коррекцией очками
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы
ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Наличие у ослепших зрительных представлений требует постоянной их активизации посредством включения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания)
Слайд 5Классификация
2) Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту
зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2
или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.
Слайд 6Речь
Нарушение словарно-семантической стороны речи
Появление «формализма» в использовании лексики: накопление значительного
количества слов, не имеющих конкретного содержания
Замедленность формирования речи в первоначальный
период ее развития
Преобладание запаса слов над запасом представлений
В спонтанной речи: отсутствие отражения динамики сюжета, неумение вычленять и анализировать центральные, главные события в рассказе, трудности в соблюдении логичности связной речи
Слайд 7Восприятие и познавательная деятельность
Наблюдается развитие всех видов сенсорно-перцептивной деятельности, но
неравномерно: опора на слуховое и осязательное восприятие
Восприятие неточно, фрагментарно и
не всегда правильно
Восприятие не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно
Недостаточная сформированность пространственных представлений.
Слайд 8Мышление
Наглядно-действенное мышление: пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняют формирование представлений
о предметах и объектах окружающего мира => задержка формирования и
развития наглядно-действенного мышления
Наглядно-образное: возникают значительные затруднения в осуществлении более сложного зрительного анализа и синтеза.
Понятийно(словесно-логическое) мышление: то же, что и у нормально видящих, но возникают трудности в анализе объектов, их изображений, анализ зачастую не такой планомерный, разносторонний и глубокий, как у зрячих сверстников.
Слайд 9Внимание
Направленность, широта, переключение, сосредоточенность, устойчивость внимания оказываются под влиянием нарушенного
зрения (снижены), но способны к высокому развитию
Замедленный темп переключения внимания
Снижение
объема памяти
Слайд 10Память
Успешнее узнаются и называются те объекты, которые чаще встречаются в
предметно-практической деятельности
У слабовидящих: нарушается восприятие признаков предметов и их изображений
Недостаточная
осмысленность запоминаемого материала
Недостаточное развитие логической памяти (затруднения в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.)
Слайд 11Особенности сферы общения
Партнер нужен слепым как слушатель, а не как
собеседник
Принимают только положительные высказывания в свой адрес или доводы, подтверждающие
их точку зрения
Неумение понимать и принимать позицию другого человека, учитывать, что собеседнику могут быть неинтересны их переживания и проблемы
Слайд 12Физическое развитие и двигательная активность
Ограничены движения, отдельные движения осуществляются с
большой осторожностью, вялостью, медлительностью
Положение тела несколько согнутое
Передвигаются нерешительно
Резкое снижение возможностей
выполнения отдельных движений
Слайд 13Моторика
Моторная недостаточность, неловкость
Отстают от сверстников по ловкости и точности движений,
С
задержкой развивается готовность руки к письму
Низкий уровень развития осязательной чувствительности
и моторики пальцев и кистей рук
Не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями
Слайд 14Бытовые навыки
Недостаточная сформированность навыков социально-бытовой ориентировки (ухода за телом, бельем,
одеждой, жилищем, приготовления пищи и т.п.), ориентировки в пространстве, общения
Слайд 15Дефицитарное психическое развитие
Этот тип дизонтогенеза связан с первичной
недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом
инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной – при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).
Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего
количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.
Слайд 16Значительные изменения происходят в физическом развитии
Нарушается точность движений, их
интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты
Следовательно, у
ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития
Слайд 18Для развития у слепых и слабовидящих творческого воображения необходимо раннее
и всестороннее развитие сенсорики и на ее основе создание творческих,
производственных, художественных, музыкальных и математических образов.
При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение выполняет компенсаторные функции, восполняя восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием оставшихся анализаторов и словесных описаний незрячие формируют и создают образы объектов, которые не были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии.
Слайд 19Уникальные методики обучения детей с нарушениями зрения
Слайд 20Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения
Сущность коррекционно-развивающей
работы с детьми, имеющими нарушения зрения, составляет:
1) С одной стороны,
охрана нарушенного зрения;
2) С другой стороны, развитие зрительного анализатора и всех высших психический функций
Слайд 21Формы коррекционной работы
1) Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования
у детей с нарушением зрения: рисование по трафаретам, рисование с
натуры
2) Формирование предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения: парные изображения, точечные изображения, незаконченные изображения
3) Методические подходы обучения ориентирования
в пространстве, на макро- и микроплоскости
детей с нарушением зрения
4) Зрительная гимнастика в коррекционно-развивающей
работе с детьми с нарушением зрения
Слайд 25Тест
1. К какому термину принадлежит данное высказывание: «этот тип связан
с первичной недостаточностью отдельных систем: зрение,
слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний»
А) замедленное психическое развитие
Б) дефицитарное психическое развитие
В) дисгармоническое психическое развитие
2. Как формулируется слуховое представление у слепых и слабовидящих детей?
А) имеет дефекты в развитии
Б) так же, как и у нормально видящих детей
3. Отличается ли мышление детей с нарушенным зрением от нормально видящих?
А) нет, мышление находится на одинаковом уровне
Б) мышление достигает высокого уровня из-за ограниченности восприятия предметов
4. Какие органы чувств остро развиты у слепых людей?
А) только обоняние
Б) только осязание
В) все органы чувств, кроме зрения
5. Какую роль играет воображение у детей с нарушением зрения?
А) с помощью воображения, они создают образы объектов, которые НЕ были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии
Б) с помощью воображения, они создают образы объектов, которые были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии