Разделы презентаций


Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения

Содержание

ОпределениеНарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и развития личности.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зрения
Выполнили: Савина Валентина, Сенчугова Валерия,

Свинолобова Виктория, Иванова Жанна, Кузюкова Татьяна

Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушением зренияВыполнили: Савина Валентина, Сенчугова Валерия, Свинолобова Виктория, Иванова Жанна, Кузюкова Татьяна

Слайд 2Определение
Нарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия

или его отсутствии, что влияет на весь процесс формирования и

развития личности.
ОпределениеНарушение зрения - психофизическое нарушение, проявляющееся в ограничении зрительного восприятия или его отсутствии, что влияет на весь

Слайд 3Виды нарушения зрения
Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными:
Врожденные

- обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития

или являются следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения
Приобретенные - последствие заболеваний органов зрения, заболеваний центральной нервной системы, осложнений после общих заболеваний организма, травматических повреждений мозга
Виды нарушения зренияНарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными: Врожденные - обусловлены повреждениями или заболеваниями плода в

Слайд 4Классификация
1) Слепые дети - это дети с полным отсутствием зрения.

Возможно сохранение светоощущения, или остаточного зрения (до 0,04) на лучше

видящем глазу с коррекцией очками
В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:
слепорожденные — это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы
ослепшие — дети, утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже. Наличие у ослепших зрительных представлений требует постоянной их активизации посредством включения их в деятельность (воссоздание образов зрительной памяти путем словесного их описания)
Классификация1) Слепые дети - это дети с полным отсутствием зрения. Возможно сохранение светоощущения, или остаточного зрения (до

Слайд 5Классификация
2) Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту

зрения на лучше видящем глазу (с использованием очковой коррекции) 0,05-0,2

или выше, при значительном нарушении других зрительных функций (цвето- и светоощущений, периферическое и бинокулярное зрение). Причинами данных нарушений могут быть как глазные болезни, так и общее ослабление здоровья ребенка.

Классификация2) Слабовидящие - дети со значительным снижением зрения, имеющие остроту зрения на лучше видящем глазу (с использованием

Слайд 6Речь
Нарушение словарно-семантической стороны речи
Появление «формализма» в использовании лексики: накопление значительного

количества слов, не имеющих конкретного содержания
Замедленность формирования речи в первоначальный

период ее развития
Преобладание запаса слов над запасом представлений
В спонтанной речи: отсутствие отражения динамики сюжета, неумение вычленять и анализировать центральные, главные события в рассказе, трудности в соблюдении логичности связной речи
 
РечьНарушение словарно-семантической стороны речиПоявление «формализма» в использовании лексики: накопление значительного количества слов, не имеющих конкретного содержанияЗамедленность формирования

Слайд 7Восприятие и познавательная деятельность
Наблюдается развитие всех видов сенсорно-перцептивной деятельности, но

неравномерно: опора на слуховое и осязательное восприятие
Восприятие неточно, фрагментарно и

не всегда правильно
Восприятие не имеет целенаправленного характера, оно непроизвольно
Недостаточная сформированность пространственных представлений.

Восприятие и познавательная деятельностьНаблюдается развитие всех видов сенсорно-перцептивной деятельности, но неравномерно: опора на слуховое и осязательное восприятиеВосприятие

Слайд 8Мышление  
Наглядно-действенное мышление: пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняют формирование представлений

о предметах и объектах окружающего мира => задержка формирования и

развития наглядно-действенного мышления
Наглядно-образное: возникают значительные затруднения в осуществлении более сложного зрительного анализа и синтеза.
Понятийно(словесно-логическое) мышление: то же, что и у нормально видящих, но возникают трудности в анализе объектов, их изображений, анализ зачастую не такой планомерный, разносторонний и глубокий, как у зрячих сверстников.

Мышление   Наглядно-действенное мышление: пассивность и бедность предметно-практического опыта затрудняют формирование представлений о предметах и объектах окружающего

Слайд 9Внимание
Направленность, широта, переключение, сосредоточенность, устойчивость внимания оказываются под влиянием нарушенного

зрения (снижены), но способны к высокому развитию
Замедленный темп переключения внимания
Снижение

объема памяти

Внимание Направленность, широта, переключение, сосредоточенность, устойчивость внимания оказываются под влиянием нарушенного зрения (снижены), но способны к высокому

Слайд 10Память
Успешнее узнаются и называются те объекты, которые чаще встречаются в

предметно-практической деятельности
У слабовидящих: нарушается восприятие признаков предметов и их изображений
Недостаточная

осмысленность запоминаемого материала
Недостаточное развитие логической памяти (затруднения в процессе выполнения таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, классификация и т.д.)

Память Успешнее узнаются и называются те объекты, которые чаще встречаются в предметно-практической деятельностиУ слабовидящих: нарушается восприятие признаков

Слайд 11Особенности сферы общения
Партнер нужен слепым как слушатель, а не как

собеседник
Принимают только положительные высказывания в свой адрес или доводы, подтверждающие

их точку зрения
Неумение понимать и принимать позицию другого человека, учитывать, что собеседнику могут быть неинтересны их переживания и проблемы

Особенности сферы общения Партнер нужен слепым как слушатель, а не как собеседникПринимают только положительные высказывания в свой

Слайд 12Физическое развитие и двигательная активность
Ограничены движения, отдельные движения осуществляются с

большой осторожностью, вялостью, медлительностью
Положение тела несколько согнутое
Передвигаются нерешительно
Резкое снижение возможностей

выполнения отдельных движений

Физическое развитие и двигательная активность Ограничены движения, отдельные движения осуществляются с большой осторожностью, вялостью, медлительностьюПоложение тела несколько

Слайд 13Моторика
Моторная недостаточность, неловкость
Отстают от сверстников по ловкости и точности движений,
С

задержкой развивается готовность руки к письму
Низкий уровень развития осязательной чувствительности

и моторики пальцев и кистей рук
Не могут спонтанно по подражанию окружающим овладеть различными предметно-практическими действиями
Моторика Моторная недостаточность, неловкостьОтстают от сверстников по ловкости и точности движений,С задержкой развивается готовность руки к письмуНизкий

Слайд 14Бытовые навыки
Недостаточная сформированность навыков социально-бытовой ориентировки (ухода за телом, бельем,

одеждой, жилищем, приготовления пищи и т.п.), ориентировки в пространстве, общения

Бытовые навыкиНедостаточная сформированность навыков социально-бытовой ориентировки (ухода за телом, бельем, одеждой, жилищем, приготовления пищи и т.п.), ориентировки

Слайд 15Дефицитарное психическое развитие
Этот тип дизонтогенеза связан с первичной

недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом

инвалидизирующих соматических заболеваний (сердечно-сосудистой системы, например при тяжелых пороках сердца, дыхательной – при бронхиальной астме, ряде эндокринных заболеваний и т. д.).
Наиболее резко нарушение зрения проявляется в снижении общего количества получаемой извне информации, в изменении ее качества.



Дефицитарное психическое развитие  Этот тип дизонтогенеза связан с первичной недостаточностью отдельных систем: зрения, слуха, речи, опорно-двигательной,

Слайд 16Значительные изменения происходят в физическом развитии
Нарушается точность движений, их

интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные акты
Следовательно, у

ребенка формируется своя, очень своеобразная психологическая система, качественно и структурно не схожая ни с одной системой нормально развивающегося ребенка, так как она включает в себя процессы, находящиеся на различных уровнях развития
Значительные изменения происходят в физическом развитии Нарушается точность движений, их интенсивность, становится специфической походка и другие двигательные

Слайд 18Для развития у слепых и слабовидящих творческого воображения необходимо раннее

и всестороннее развитие сенсорики и на ее основе создание творческих,

производственных, художественных, музыкальных и математических образов. При ограниченном сенсорном развитии у детей с нарушениями зрения воображение выполняет компенсаторные функции, восполняя восприятие и чувственное познание. При помощи воссоздающего воображения, с участием оставшихся анализаторов и словесных описаний незрячие формируют и создают образы объектов, которые не были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии.
Для развития у слепых и слабовидящих творческого воображения необходимо раннее и всестороннее развитие сенсорики и на ее

Слайд 19Уникальные методики обучения детей с нарушениями зрения

Уникальные методики обучения детей с нарушениями зрения

Слайд 20Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения
Сущность коррекционно-развивающей

работы с детьми, имеющими нарушения зрения, составляет:
1) С одной стороны,

охрана нарушенного зрения;
2) С другой стороны, развитие зрительного анализатора и всех высших психический функций
Направления коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями зрения Сущность коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения зрения, составляет:1)

Слайд 21Формы коррекционной работы
1) Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования

у детей с нарушением зрения: рисование по трафаретам, рисование с

натуры
2) Формирование предметных представлений у детей дошкольного возраста с нарушением зрения: парные изображения, точечные изображения, незаконченные изображения
3) Методические подходы обучения ориентирования
в пространстве, на макро- и микроплоскости
детей с нарушением зрения
4) Зрительная гимнастика в коррекционно-развивающей
работе с детьми с нарушением зрения

Формы коррекционной работы1) Развитие зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения: рисование по

Слайд 25Тест
1. К какому термину принадлежит данное высказывание: «этот тип связан

с первичной недостаточностью отдельных систем: зрение,

слуха, речи, опорно-двигательной, а также рядом инвалидизирующих соматических заболеваний»
А) замедленное психическое развитие
Б) дефицитарное психическое развитие
В) дисгармоническое психическое развитие
2. Как формулируется слуховое представление у слепых и слабовидящих детей?
А) имеет дефекты в развитии
Б) так же, как и у нормально видящих детей
3. Отличается ли мышление детей с нарушенным зрением от нормально видящих?
А) нет, мышление находится на одинаковом уровне
Б) мышление достигает высокого уровня из-за ограниченности восприятия предметов
4. Какие органы чувств остро развиты у слепых людей?
А) только обоняние
Б) только осязание
В) все органы чувств, кроме зрения
5. Какую роль играет воображение у детей с нарушением зрения?
А) с помощью воображения, они создают образы объектов, которые НЕ были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии
Б) с помощью воображения, они создают образы объектов, которые были доступны им при непосредственном ощущении или восприятии


Тест1. К какому термину принадлежит данное высказывание: «этот тип связан с первичной     недостаточностью

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика