Слайд 1Психолого-педагогические и социальные проблемы межэтнической семьи: особенности воспитательного процесса.
Слайд 2План
1. Межэтнические семьи: особенности возникновения и функционирования
2. Специфика формирования детско-родительских
отношений отношений в межэтнических семьях.
3. Особенности социализации ребенка из межэтнической
семьи.
4. Типичные конфликты в межэтнических семьях и способы их преодоления.
Слайд 3этнопсихология внутрисемейных отношений:
влияние национально-психологических особенностей на характер межличностных отношений между
супругами, детьми и другими членами семьи;
характер национальных отличий, присутствующих в
отношениях, традициях семьи и, связанными с ними моральные и нравственные ценности, формы поведения;
социально-психологический анализ факторов и причин возникновения конфликтных отношений между членами межэтнической семьи.
Слайд 4Межэтническая семья -
полиэтническая среда, в которой на микроуровне формируется
культура межэтнического общения;
дети, выросшие в подобной семье, легче вступают
в контакты с представителями других этносов, чем детям из однонациональных семей: этнические границы не являются для них столь четкими и однозначными.
Слайд 5специфика этнокультурных условий формирования межэтнической семьи
этнос -
исторически сложившаяся устойчивая группа людей, обладающая общим менталитетом, национальным характером,
стабильными особенностями культуры, а также осознанием своего единства и отличия от других;
менталитет - глубинный духовный склад, совокупность коллективных представлений на неосознанном уровне, присущих этносу как большой группе людей, сформировавшихся в определенных природно-климатических и историко-культурных условиях.
Слайд 6Отношение Востока и Запада к выбору брачного партнера:
Слайд 7этапы усвоения особенностей семейных отношений в межэтнической семье:
знакомство с
семейной жизнью, психологией и формирование общих представлений о ней;
формирование взглядов
на собственную семью;
реализация своих представлений о семье в браке;
накопление опыта семейной жизни в рамках моно- или гетеро-этнической среды;
дальнейшее совершенствование индивидуальных представлений в вопросе жизнедеятельности семьи.
Слайд 8Динамика развития супружеских отношений в межэтнической семье:
1 этап: социально-ролевая и
межличностная адаптация (распределение социальных ролей, устройство быта, организация досуга и
пр.);
2 этап: рождение ребенка, перестройка во взаимоотношениях, ролевой структуре, появление родительских обязательств, перераспределение бюджетных средств, свободного времени, предпосылки как для моноэтнического, так и для интерна-ционального механизма формирования отношений супругов;
3 этап: тенденция к устойчивым и стабильным супружеским отношениям в ряде основных сфер семейной жизни, воспита-тельный процесс в семье может быть окрашен национальной спецификой;
4 этап: стабильность и устойчивость сложившихся взаимоотношений во всех сферах жизни семьи, осмысление собственного опыта налаживания межэтнических отношений;
5 этап: стабилизация супружеских отношений во всех сферах жизнедеятельности семьи, полная адаптация супругов к национальным традициям друг друга.
Слайд 9Различия в поведении членов восточных и западных семей
Слайд 11
«Каждый вправе определять и указывать свою национальную принадлежность. Никто не
может быть принужден к определению и указанию своей нацио-нальной принадлежности».
Конституция РФ, Статья 26, (пункт 1).
Национальность - принадлежность к какому-либо народу
Народом называют этнические общности людей, связанных языком, территорией, традициями, культурой, психологией, образом жизни. Народы (как большие, так и малые народности) формируются исторически.
Слайд 12Особенности воспитания в национально-смешанных семьях:
воспитываются некоторые черты интернационализма,
внутрисемейная атмосфера
в подобных семьях больше способствует выработке толерантности в самосознании детей
из межэтнических семей,
В процессе общения на межличностном уровне передаются специфические для данного этноса элементы культуры:
- соционормативная культура (то есть нормы поведения, характерные для членов каждой из контактирующих групп)
-язык;
отдельные элементы материальной культуры (пища, одежда);
отдельные элементы художественной культуры (песни, танцы).
Дети от межэтнических браков в той или иной степени усиливают элементы культуры обоих этносов.
межэтническое общение способствует распространению двуязычия.
Слайд 13демократический тип внутрисемейных отношений:
- семейный уклад строится на основе выборочного
усвоения обычаев, норм, традиций национальностей обоих супругов;
- общение идет
на двух языках;
- более четче выявляются черты интернационализма и толерантности;
- дети воспринимают культуру обоих родителей;
- ребенок выбирает в будущем ту национальность, которая ему ближе;
- на его выбор давление со стороны родителей проявляется не значительно.
Слайд 14Авторитарный тип внутрисемейных отношений:
детьми усваивается культура, язык доминирующего типа отношений
и культуры;
национальное самоопределение детьми происходит, как правило, по национальности родителя,
в чьей национальной среде они выросли (чаще всего - отца).
Слайд 15Типология межэтнических семей
1 тип: супруги, близкие по этнокультурным характеристикам и
национальным признакам (религия, схожий быт,обычаи,система ценностей)
2 тип: супруги, далекие по
этнокультурным характеристикам и национальному менталитету (разные религия, культура, система ценностей, цивилизационные особенности);
3 тип: супруги, близкие по культурным характеристикам, но разные по этническим (одинаковая религия, близкая ценностная система, но разные национальности)
Слайд 16 Причины конфликтов в межэтнических браках:
разные позиции, традиции
и обычаи в воспитании детей;
нарушение чувства достоинства со стороны другого
супруга, его пренебрежительного, неуважительного отношения;
психологическая неудовлетворенность (депрессии, конфликты, ссоры) из-за недостаточного внимания со стороны супруга;
конфликты и ссоры на почве вредных привычек;
финансовые разногласия, возникающие на основе несогласующихся потребностей;
размолвки, возникающие на почве различия потребностей и интересов в проведении отдыха, досуга, разных увлечений и хобби;
конфликты на почве потребности во взаимопомощи, взаимоподдержке, в сотрудничестве, в разделении труда в семье, по ведению домашнего хозяйства, по уходу за детьми;