Разделы презентаций


ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

Содержание

Лекция 1. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)План1. Содержание и структура интеракции.2. Транзактный анализ общения.3. Типы взаимодействия в общении.

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА


категория «взаимодействие» относится к разделу социальной

психологии, психологии общения

3 стороны общения:
коммуникация (обмен информацией)
перцепция (восприятие собеседниками

друг друга)
интеракция (взаимодействие в процессе общения)

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССАкатегория «взаимодействие» относится к разделу социальной психологии, психологии общения3 стороны общения: коммуникация (обмен

Слайд 2

Лекция 1. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

План
1. Содержание и структура

интеракции.
2. Транзактный анализ общения.
3. Типы взаимодействия в общении.

Лекция 1. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)План1.	Содержание и структура интеракции.2.	Транзактный анализ общения.3.	Типы взаимодействия в общении.

Слайд 31. Содержание и структура интеракции

Интерактивная сторона общения - это условный термин,

обозначающий характеристику общения в процессе взаимодействия людей, организации их совместной

деятельности

Некоторые авторы отождествляют 2 понятия: обшение=взаимодействие=деятельность

Например, в подростковом возрасте (по Д.Б.Эльконину) общение – ведущий вид деятельности

1.	Содержание и структура интеракцииИнтерактивная сторона общения - это условный термин, обозначающий характеристику общения в процессе взаимодействия людей,

Слайд 4
Содержание интеракции включает 3 момента:


• Учет планов, идей, размышлений людей в

группе, их сопоставление

• Вклад каждого участника взаимодействия

• Мера включенности во взаимодействие каждого

члена группы
Содержание интеракции включает 3 момента:•	Учет планов, идей, размышлений людей в группе, их сопоставление•	Вклад каждого участника взаимодействия•	Мера включенности

Слайд 5Структура интеракции

Я.Щепаньский рассматривает интеракцию через понятие «социальная связь»

Интеракция –

есть совокупность социальных связей, контактов…
• Пространственного контакта (кабинет, офис, аудитория)
• Психического контакта

(взаимная заинтересованность)
• Социального контакта (например, совместная деятельность по подготовке к семинару)

= возникновений социальных отношений как результата взаимодействия
Структура интеракции Я.Щепаньский рассматривает интеракцию через понятие «социальная связь»Интеракция – есть совокупность социальных связей, контактов…•	Пространственного контакта (кабинет,

Слайд 6Транзактный анализ общения

Транзактный анализ общения – направление, предлагающее регулирование действий

участников взаимодействия через анализ их позиций, учет характера ситуаций и

стиля взаимодействия (США, Э. Берн, 1955)

С точки зрения транзактного анализа, каждый человек как участник взаимодействия может занимать одну из трех условных позиций:
Родитель
Взрослый ДИАГНОСТИКА
Ребенок

При этом в личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, но при доминировании одной
Транзактный анализ общенияТранзактный анализ общения – направление, предлагающее регулирование действий участников взаимодействия через анализ их позиций, учет

Слайд 7Транзакция РОДИТЕЛЬ

Транзакция РОДИТЕЛЬ

Слайд 8Транзакция РЕБЕНОК (ДИТЯ)

Транзакция РЕБЕНОК (ДИТЯ)

Слайд 9Транзакция ВЗРОСЛЫЙ

Транзакция ВЗРОСЛЫЙ

Слайд 10
Успех взаимодействия собеседников обеспечен, когда транзакции (роли) совпадают, то есть

партнер обращается к другому как Взрослый, и тот отвечает с

такой же позиции (параллельные транзакции)

Если же один из участников взаимодействия адресуется к другому с позиции Взрослого, а тот отвечает ему с позиции Родителя, то взаимодействие нарушается и может вообще прекратиться (пересекающиеся транзакции)

НАПРИМЕР, …
Успех взаимодействия собеседников обеспечен, когда транзакции (роли) совпадают, то есть партнер обращается к другому как Взрослый, и

Слайд 11Типы взаимодействия в общении

• Кооперация / кооперативное взаимодействие – координация/суммирование сил

всех участников одной деятельности

Атрибуты кооперации: взаимопомощь, взаимоподдержка, взаимодействие

А.Н. Леонтьев

назвал две основные черты совместной деятельности:
а) разделение единого процесса деятельности между участниками, их включенность в деятельность;
б) ориентация на единый для группы результат деятельности.
Типы взаимодействия в общении•	Кооперация / кооперативное взаимодействие – координация/суммирование сил всех участников одной деятельности Атрибуты кооперации: взаимопомощь,

Слайд 12• Конкуренция – соперничество людей в ходе совместной деятельности
чаще всего этому

типу взаимодействия даются негативные характеристики, но …

«справедливая/продуктивная конкуренция» - развитие

мотивов у людей к лучшей работе, к совершенствованию деятельности

Степени продуктивной конкуренции:
Соревнование (все получили оценки, но разные)
Соперничество (есть победитель, остальные – проигравшие)
Конфронтация – когда у одного из участников возникает намерение нанести ущерб другому=====конфликт…

•	Конкуренция – соперничество людей в ходе совместной деятельностичаще всего этому типу взаимодействия даются негативные характеристики, но …«справедливая/продуктивная

Слайд 13Конфликт (лат.-«столкновение») – особая форма взаимодействия, в ходе которого происходит

столкновение различных, противоположных мнений людей по какому-либо вопросу

КОНФЛИКТ = КОНФЛИКТНАЯ

СИТУАЦИЯ + ИНЦИДЕНТ

Конфликт – это открытое противостояние, как следствие взаимоисключающих интересов и позиций

Конфликтная ситуация – это накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта

Инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта


Конфликт (лат.-«столкновение») – особая форма взаимодействия, в ходе которого происходит столкновение различных, противоположных мнений людей по какому-либо

Слайд 14Стили (стратегии) поведения в конфликте (Томас-Килмен, 1972, США)

Конкуренция
Избегание (уклонение)
Уступки (приспособление)
Компромисс
Сотрудничество




Разработана диагностика

Стили (стратегии) поведения в конфликте (Томас-Килмен, 1972, США)КонкуренцияИзбегание (уклонение)Уступки (приспособление)КомпромиссСотрудничество Разработана диагностика

Слайд 15Стиль уклонения (избегание, уход от К.) –выбирается тогда, когда индивид

не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для выработки решения, воздерживается

от высказывания своей позиции, уклоняется от спора, уходит от

Такое поведение возможно, если:
1. исход конфликта для индивида не особенно важен;
2. ситуация слишком сложна и разрешение конфликта потребует много сил у его участников.
3. у индивида не хватает власти для разрешения конфликта.




Стиль уклонения (избегание, уход от К.) –выбирается тогда, когда индивид не хочет отстаивать свои права, сотрудничать для

Слайд 16Стиль конкуренции – характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы,

отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только на свои интересы

за счет интересов другой стороны

Условия применения данного стиля:
1. восприятие ситуации как крайне значимой для индивида.
2. наличие большого объема власти или других возможностей (зав кафедрой, директор…).
3. ограниченность времени решения ситуации.
4. необходимость сохранить «свое лицо» и действовать жестко, хотя, может быть, и не самым лучшим образом.



Стиль конкуренции – характеризуется активной борьбой индивида за свои интересы, отсутствием сотрудничества при поиске решения, нацеленностью только

Слайд 17Стиль приспособления (уступка) – когда действия индивида направлены на сохранение

и восстановление отношений с оппонентом путем сглаживания разногласий за счет

собственных интересов.

Данный подход возможен, если:
1. предмет разногласия более существенен для оппонента, чем для индивида.
2. сохранение хороших отношений с оппонентом важнее, чем решение конфликта в свою пользу.




Стиль приспособления (уступка) – когда действия индивида направлены на сохранение и восстановление отношений с оппонентом путем сглаживания

Слайд 18Стиль компромисса – действия участников направлены на поиск решения за

счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения, устраивающего обе стороны,

при котором особо никто не выигрывает, но и не теряет

Такой стиль поведения применим, когда:
оппоненты обладают одинаковой властью
имеют взаимоисключающие интересы
у них нет большого резерва времени на поиск решения, их устраивает промежуточное


Стиль компромисса – действия участников направлены на поиск решения за счет взаимных уступок, на выработку промежуточного решения,

Слайд 19Стиль сотрудничества – наиболее эффективен, но труден, поскольку предполагает поиск

новых альтернатив и компромиссов

Сотрудничество предполагает поиск разрешения конфликта, удовлетворяющего всех

участников взаимодействия

Предполагается открытый обмен мнениями, обсуждение, заинтересованность всех участников конфликта в выработке общего решения

Стиль сотрудничества – наиболее эффективен, но труден, поскольку предполагает поиск новых альтернатив и компромиссовСотрудничество предполагает поиск разрешения

Слайд 20Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика