Слайд 1ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАУКИ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ИЯ, ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ
Старкова Д.А. «Теория
и методика преподавания иностранного языка», 2014
Слайд 2
Психологические основы методики обучения ИЯ – план лекции и ответа
на экзамене
1. Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ
а) педагогическая психология
б)
психолингвистика
в) психофизиология
и др.
2. Иноязычные способности
3. Мотивация к изучению ИЯ
Слайд 3
Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ
а) педагогическая психология
ЗУН (формирование, интерференция
навыка, виды навыков и умений при обучении ИЯ)
Память (виды)
Восприятие (виды)
Слайд 4
Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ
б) психолингвистика
«Наука об усвоении
и использовании структуры языка» (С. Эрвин-Трипп и Д. Слобин)
«Учение об
отношениях между нашими экспрессивными и коммуникативными потребностями и средствами, которые нам представляет язык» (П. Фресс)
Слайд 5Определения термина «психолингвистика»
«наука, предметом который является отношение между системой языка
и языковой способностью», «наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия
и формирования речи и их соотнесенности с системой языка», т.е. это - «теория речевой деятельности» (А.А. Леонтьев)
Слайд 6Объект и предмет психолингвистики
Объект науки –язык и речь человека –
общий с лингвистикой
Предмет науки –функционирование знаковой системы языка, процесс создания
и восприятия знаков языка людьми и результаты этого процесса, речевая деятельность – ближе к психологии
Слайд 7Появление термина «психолингвистика»
Впервые Н. Пронко, 1946 в статье «Язык и
психолингвистика»
1953 семинар в г. Блумингтон
Psyche= с гр. Душа
Lingua = с
лат. Язык
Слайд 8Причины появления психолингвистики
Послевоенная (40-50 гг.) миграция населения – необходимость изучения
иностранных языков разными группами населения
Восстановления речи при ее нарушениях
Передача информации
на большие расстояния по каналам связи с помощью технических средств
Слайд 9Три предметные области
Производство речи
(в индивидуальном речевом акте)
Восприятие речи
(в индивидуальном речевом
акте)
Формирование речи
(в процессе становления личности ребенка)
Слайд 10Междисциплинарность психолингвистики
Языкознание
Психология (общая, личности, когнитивная, социальная)
Философия
Герменевтика
Культурология
Этнография
Cоциолингвистика
Гендерная лингвистика
Психология речи
…
Слайд 11Разделы психолингвистики
Фоносемантика
Психосемантика
Психология грамматики
Психолингвистика текста
Психостилистика
Психопоэтика
Теория массовой коммуникации
Этнопсихолингвистика
Нейропсихолингвистика
Слайд 12Язык – деятельность человеческого духа
Август Шлейхер XIX в. – биологическая
концепция языка – организм:
«Язык – это образованные из звуков природные
организмы, причем самые высшие из всех, проявляют свои свойства природного организма не только в том, что они классифицируются на роды, виды , подвиды и т.д., но и в том, что их рост происходит по определенным законам»
Слайд 13Язык – деятельность человеческого духа
«Являясь по отношению к познавательному субъективным,
язык по отношению к человеку объективен» (Вильгельм Гумбольдт)
Также
«Язык представляет собой
беспрерывную деятельность духа, стремящуюся превратить звук в выражение мысли»
«Язык является великим средством преобразования субъективного в объективное» (Хейман Штейнталь)
Слайд 14Язык включает в себя психический компонент
«Как сложное объективно психическое явление
язык состоит из многих групп разнородных представлений:
Фонация
Психический элемент
Церебрация» (Будуэн
де Куртенэ)
Слайд 15Язык включает в себя психический компонент
Предметное и языковое мышление (Штейнталь)
Речь
– духовная деятельность
Говорение – органическая механика + психическая механика +
понятийное и мировоззренческое содержание
Слайд 16Язык ограничивает познание мира
Язык – промежуточный мир (Гумбольдт)
Неогумбольдтианство (Л. Витгенштейн,
Л. Вайсгербер, Й. Трир…) – понятия – это не отражение
объективной действительности, а продукты символического познания, т.е. познания, обусловленного языковыми знаками, символами.
Слайд 17Язык – это условие мысли
Язык – мышление, выраженное звуками (Шлейхер)
Слово
и понятие, предложение и суждение, грамматические категории и логические категории
не являются тождественными (Штейнталь)
Слайд 18Язык – это условие мысли
Языковые средства хранятся в виде сложного
психического образования (Герман Пауль)
Область языка не совпадает с областью мысли,
а мышление может существовать без языка (Александр Потебня)
Слайд 19Язык есть условие общения
Речь основана на общительном характере человека и
его потребности воплощать свои мысли в ощущаемые продукты собственного организма
и сообщать их существам, ему подобным… (Будуэн де Куртенэ)
Слайд 20Язык регулирует деятельность человека
Сферы жизнедеятельности человека – это потребности и
действия по их удовлетворению. Люди могут воздействовать друг на друга
с помощью неречевых и речевых стимулов и реагировать на эти стимулами речевыми и неречевыми действиями (Леонард Блумфилд)
Слайд 21Московская психолингвистическая школа
Представители:
Алексей Алексеевич Леонтьев
Юрий Александрович Сорокин
Евгений Федорович Тарасов
Тамара Моисеевна
Дридзе
Наталья Владимировна Уфимцева
Единицей психолингвистического анализа является не «элемент», не статистическая
единица, а элементарное речевое действие
Слайд 22
Взаимоотношение Психологии и Методики обучения ИЯ
в) психофизиология
Слайд 23Психофизиология
Активное и пассивное владение речью
Слухоартикуляционная база (говорение и аудирование), графемно-фонемная
база (чтение, письмо)
Слайд 24Иноязычные способности
Cпособности – сплав исходных природных данных человека и результатов
его деятельности (С.Л. Рубинштейн)
Способности — это индивидуально-психологические особенности, обеспечивающие легкость
и быстроту приобретения знаний, умений и навыков, но не сводящиеся к ним (Б.М. Теплов, С.Л. Рубинштейн)
Слайд 25Задатки
Задатки - врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, мозга, которые составляют
природную основу развития способностей (Теплов Б.М.)
Способности к задаткам не сводятся,
задатки - одна из посылок для формирования способностей
Слайд 26Иноязычные способности
Способности к ИЯ – это совокупность индивидуально-психологических качеств интеллекта
и личности обучаемого, определяющих легкость усвоения учебного материала и его
использования в речевой деятельности на иностранном языке (М.Г. Каспарова)
Слайд 27Языковая способность или способность к языку?
А.А. Леонтьев: «Языковая способность есть
совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и
адекватное восприятие языковых знаков членами языкового коллектива»
Л.А. Якобовиц: «хотя способность к языкам есть сама по себе врожденная способность, свойственная всем особям вида “человек”»
Слайд 28Иноязычные способности
3 позиции:
выявление способностей к различным аспектам языка и речи,
к речевым процессам рецепции и продукции;
определение особенностей психических процессов восприятия,
памяти, мышления, являющихся главными в усвоении языкового материала;
влияние индивидуально-личностных особенностей человека (воля, эмоции, темперамент, экстраверсия, т.д.) на успешность овладения и владения ИЯ
Слайд 29Б. В. Беляев – представитель первого подхода
10 категорий иноязычных способностей:
4
категории связаны с аспектами языка;
4 категории – с речевыми процессами;
2
– общие, центральные (иноязычное мышление и чувство языка)
Слайд 30И.А. Зимняя – представитель второго подхода
Показатели, влияющие на успешность овладения
иностранным языком:
(объем оперативной памяти, вероятностное прогнозирование, скорость языкового обобщения, слуховая
дифференциальная чувствительность)
Начальный этап обучения ИЯ – основная нагрузка на память!
Слайд 31
П. Пимслер, Дж. Кэррол,
Л. Якобовиц – представители второго подхода
4
вида языковых способностей:
грамматическая чувствительность
способность выведения грамматического правила
способность механического запоминания
способность фонетического
кодирования
Слайд 32М.Г. Каспарова – представитель третьего подхода
Коммуникативные особенности обучающегося
Типы усвоения
языка (М.К. Кабардов):
Коммуникативный или интуитивно-чувственный
Некоммуникативный или рационально-логический
2 сигнальные системы
Слайд 33Представители третьего подхода
трёхкомпонентная структура иноязычных способностей (вслед за С.Л. Рубинштейном
– М.Г. Каспарова, А.Т. Алыбина, Т.К. Решетникова, Т.Н. Мазурик, Н.С.
Назаренко):
когнитивный компонент (слуховое речевосприятие, механическая и логическая память, вербальное мышление)
коммуникативные и эмоциональные качества, составляющие личностный компонент
языковая и речевая база
Слайд 34Иноязычные способности
Ведущий компонент – когнитивный, т.к. овладение учебным предметом реализуется
психическими познавательными процессами, составляющими "ядро" способностей (С.Л. Рубинштейн).
возрастной сензитивности к
усвоению ИЯ. - детский возраст (Б.В. Беляев, Е. Райт, С. Рамзей, А. Фатман и др.)
- пубертатный период (С. Крашен, М.С. Пятковский, Н. Хомский, Х. Синклер и др. )
Слайд 35Иноязычные способности студентов
в студенческом периоде
выявлены пики развития сенсорно-перцептивных, мнемических,
психомоторных и речемыслительных психических процессов (Б.Г. Ананьев, Л.Н. Грановская, М.
Н. Дворяшина, Я.И. Петров, Е.П. Степанова и др.) сохраняется определённая чувствительность к формирующим воздействиям /Л.С. Выготский/
вербальное мышление, логическая память, слуховое речевосприятие - ведущие и некомпенсируемые составляющие иноязычных способностей студентов (А.Т. Алыбина, Т.К. Решетникова, И.О. Назаренко)
Слайд 36Иноязычные способности
«Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно
широкой компенсации одних свойств другими» (Б.М. Теплов)
«Нет ни одного сдвига
в психическом развитии под влиянием воспитания или собственной деятельности человека, который бы не был одновременно изменением мозгового субстрата вплоть до клеточного и молекулярного уровня» (Б.Г. Ананьев)
Слайд 37Иноязычные способности
Иноязычные способности, функционально облегчая и ускоряя процесс овладения ИЯ,
при прочих равных условиях, вызывают положительное отношение студентов к ИЯ
как к учебной дисциплине и таким образом развитие иноязычных способностей становится источником нормирования адекватной мотивации и волевых качеств, стимулируя их развитие, что, в cвою очередь, интенсифицирует учебную деятельность по овладению ИЯ, в русле которой происходит дальнейшее совершенствование иноязычных способностей (дис. О.П. Кричевер)
Слайд 38Мотивация к изучению ИЯ
The first blow is half the battle
No
pains no gains
A good beginning makes a good ending
Well begun
is half done
Where there is a will there is a way
As you brew so must you drink
As a man sows so shall he reap
Слайд 39Definitions of Motivation
“A combination of psychological reasons, with the help
of which the behaviour of a person can be explained”
(R.S. Nemov)
“Motivation – factors that determine a person’s desire to do something” (Dictionary of Language Teaching and Applied Linguistics)
“Motivation is some kind of internal drive which pushes someone to do things in order to achieve something” (Jeremy Harmer)
Слайд 40Terms connected with ‘motivation’
‘To motivate’ is to affect somebody in
order to make him/her act in a certain way by
awakening in him/her certain motives
‘a need’ is a state of person’s dissatisfaction in something that is necessary for normal life. A person feels the necessity to eliminate this feeling of dissatisfaction. That creates a motive for future actions
‘a motive’ is realization of a need and the necessity of answering it
Слайд 41Classification of motives
cognitive and social motives
external and internal
motives to success achievement and to failure avoidance
Слайд 42Types of Motivation
instrumental and integrative motivation
extrinsic and intrinsic
motivation
Слайд 43What motivation to learning may depend on? (J. Harmer)
the
society we live in
close people
the teacher
the method
?
Слайд 44Sources of low motivation to language learning (Niederhouser)
drawbacks in
assessment procedures
prior negative learning experience
wrong grouping of learners
attitude to the target language and culture in the society
?
Слайд 45Motivation
Group specific
attitudes
Learner’s motives
for
language learning
the target language
Affective
factors
Extrinsic and
intrinsic
motivation
Motivational
intensity
Favourable
versus
infavourable
attitudes to
the user of
the target
language
Interest for
foreign languages
2. Anomie
3. Need achievement
4. Ethnocentrism
Authoritarianism
Machiavellianism
Factors providing
intrinsic motivation:
1. Learner’s awareness
of needs and goals
2. Perceived
relevance of
the course
to achieve goals
3. Maintenance
of self-esteem
as a person through
Involvement
in decision making
4. Degree of
freedom to use
preferred
learning strategies
5. Membership
of a supportive
group leading
to increased
empathy and
reduced inhibitions
6. Trouble shooting
procedures
Extrinsic motivation
provided by:
Teacher/counsellor
Learner contracts
Records of work
Self-assessment/
peer-assessment
5. Reality testing
6. Summative assessment
Instrumental
motivation
Integrative
motivation
Слайд 46Factors providing
intrinsic motivation
1. Learner’s awareness
of needs and goals
2.
Perceived
relevance of
the course
to achieve goals
3. Maintenance
of
self-esteem
as a person through
involvement
in decision making
4. Degree of
freedom to use
preferred
learning strategies
5. Membership
of a supportive
group leading
to increased
empathy and
reduced inhibitions
6. Trouble shooting
procedures
Слайд 47Motivating tasks
(Penny Ur)
stimulate active reaction and involvement of students
possess
an element of puzzle-solving or game-playing
seem of practical relevance
success-oriented
give opportunity to an immediate feedback
Слайд 48How to initiate and sustain motivation?
goals and goal setting
(desire to achieve goal, long term goals, short term goals)
learning environment (physical appearance of the classroom, atmosphere)
interesting classes (the subject, the activities, choice of materials and actions)
Слайд 49Motivation and stimulating techniques
questionnaire
asking/answering questions
quiz
problem solving
expanding
interview
?
praising
reproaching
rewarding
punishment
?