Разделы презентаций


Путешествие в страну Фразеологию

Содержание

Задание № 1Отгадайте, что проиллюстрировал художник?

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1«Путешествие в страну Фразеологию»

«Путешествие в страну Фразеологию»

Слайд 2Задание № 1
Отгадайте, что проиллюстрировал художник?



рта не закрывать

Сесть в калошу.
Мчаться во весь опор.





Курица лапой

Крокодиловы слезы.

Кот наплакал.

Задание № 1Отгадайте, что проиллюстрировал художник?

Слайд 3Отдать сердце
Темная лошадка
Собаке пятая нога
Водой не разлить.

Отдать сердцеТемная лошадкаСобаке пятая ногаВодой не разлить.

Слайд 4ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ
Слово пришло из греческого языка:
phrasis – выражение; logos –

учение.
Фразеологизм –
это устойчивое, неделимое сочетание слов
с переносным

значением.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ Слово пришло из греческого языка:phrasis – выражение; logos – учение. Фразеологизм – это устойчивое, неделимое сочетание

Слайд 5СОКРОВИЩА ЯЗЫКА -
фразеологизмы.

СОКРОВИЩА ЯЗЫКА -фразеологизмы.

Слайд 6«…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось

бы из-под самого сердца, так кипело и животрепетало, как метко

сказанное русское слово».
Н.В. Гоголь

ЦЕЛИ УРОКА:

овладеть
основами знаний
по фразеологии русского языка, обогатить словарный запас фразеологическими
оборотами.

Цели:
- обобщить, систематизировать
знания о фразеологизмах,
их происхождении, значении,
употреблении;
- Уметь употреблять в речи
фразеологизмы с целью её обогащения
Задачи:
Научиться распознавать
фразеологические обороты.
Выявить
эмоционально- выразительные
Достоинства фразеологизмов.
Использовать фразеологизмы
в устной и письменной речи.

«…Фразеологизмы составляют
народную
физиономию
русского языка, его оригинальные
средства,
самобытное и самородное богатство…»
(В.Г. Белинский)

«…Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так кипело и

Слайд 7Откуда взялись в языке фразеологизмы?
 Источники фразеологических оборотов различны.

Откуда взялись в языке фразеологизмы? Источники фразеологических оборотов различны.

Слайд 8 Роль в языке: как и слова,


называют предметы, признаки,
действия

Строение: состоят из двух и
более самостоятельных слов, по
значению, в отличие от
словосочетания, равны одному
слову Синтаксическая роль: в
предложении выступают в роли
одного члена предложения Для чего используются: для
выразительности речи
Роль в языке: как и слова,    называют предметы, признаки,

Слайд 9




Отгадайте загадки и определите часть речи, которой

выражена отгадка.
Для команды «Слово»
Стоит дом, кто в него войдёт, тот

ум приобретёт.
 
Одной рукой всех встречаю,
другой провожаю.
 

Для команды «Фраза»
Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Следы проливает. Дети их читают и стирают.
 
Человечки чёрные, умные, учёные, друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят.

Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка.Для команды «Слово»Стоит дом, кто в него

Слайд 10




Объяснить смысл пословиц.
Для команды «Слово»
  Аппетит приходит

во время еды.
Делано наспех – сделано не смех.
Для команды «Фраза»

Скупой платит дважды.
Без грамматики нет и математики.
Объяснить смысл пословиц.  Для команды «Слово»  Аппетит приходит во время еды.Делано наспех – сделано не

Слайд 11




Слово–змейка.
Для команды «Слово»
  Адрес, салют,….
Для команды «Фраза»
Колос,

сапог,….

Слово–змейка.Для команды «Слово»  Адрес, салют,….Для команды «Фраза» Колос, сапог,….

Слайд 12Найди «четвёртый лишний»
Кот наплакал
Тьма тьмущая
хоть пруд пруди
Яблоку негде

упасть

Найди «четвёртый лишний»Кот наплакалТьма тьмущая хоть пруд пруди Яблоку негде упасть

Слайд 13Найди «четвёртый лишний»
Сломя голову
черепашьим шагом
Во все лопатки
В

мгновение ока

Найди «четвёртый лишний»Сломя голову черепашьим шагом Во все лопаткиВ мгновение ока

Слайд 14Найди «четвёртый лишний»
Попасть в переделку
Попасть на седьмое небо
Попасть

впросак
Попасть в переплёт

Найди «четвёртый лишний»Попасть в переделку Попасть на седьмое небо Попасть впросак Попасть в переплёт

Слайд 15Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так

думаете?
Золотые зубы – золотые руки, важная деталь –

важная птица, медвежья услуга – медвежья берлога, горькая правда – горькая микстура, волчий хвост – волчий аппетит принимать продукцию – принимать участие, приходить в голову – приходить в школу, выйти из комнаты – выйти из положения, дрова разгорелись – глаза разгорелись, cбивать с дерева – сбивать с толку.
Какое из двух словосочетаний является фразеологизмом, и почему вы так думаете? Золотые зубы – золотые руки, важная

Слайд 16




Объяснить смысл фразеологических оборотов.
Для команды «Слово»
  - бить

баклуши;
- знать назубок;
- рукой подать;
- морочить голову;
- прикусить язык.
Для команды

«Фраза»
- зарубить на носу;
- шиворот-навыворот;
- в час по чайной ложке;
- во весь дух;
- ни пуха, ни пера.
Объяснить смысл фразеологических оборотов.Для команды «Слово»  - бить баклуши;- знать назубок;- рукой подать;- морочить голову;- прикусить

Слайд 17




Закончить предложения.
Для команды А
Голоден как…
Труслив как…
Здоров как…
Упрям как…
Для

команды Б
Изворотлив как…
Нем как…
Грязный как …
Колючий как…

Закончить предложения.Для команды АГолоден как…Труслив как…Здоров как…Упрям как…Для команды Б Изворотлив как…Нем как…Грязный как …Колючий как…

Слайд 18




Загадки-складки «Доскажите словечко».
Для команды «Слово»
  Дружнее этих двух

ребят
На свете не найдёшь.
О них обычно говорят:
Водой…
 
Фальшивят, путают слова,
Поют, кто

в лес, кто…
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…

Для команды «Фраза»
Мы исходили городок
Буквально вдоль и…
И так устали мы в дороге,
Что еле…
 
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…

Загадки-складки «Доскажите словечко».Для команды «Слово»  Дружнее этих двух ребятНа свете не найдёшь.О них обычно говорят:Водой… Фальшивят, путают

Слайд 19язык
голову
носом
ушами
руки
локти
Прикусить
Морочить
Клевать
Хлопать
Умывать
Кусать

языкголовуносомушамирукилоктиПрикусить Морочить Клевать Хлопать Умывать Кусать

Слайд 20Угадай, какой фразеологизм изображён на картинке!
Мокрая курица

Угадай, какой фразеологизм изображён на картинке!Мокрая курица

Слайд 21Смотреть как баран на новые ворота

Смотреть как баран на новые ворота

Слайд 22Лить крокодильи слёзы

Лить крокодильи слёзы

Слайд 23Тянуть кота за хвост

Тянуть кота за хвост

Слайд 24Витать в облаках
Валять дурака

Витать в облакахВалять дурака

Слайд 25Выступление учеников.
Конкурс капитанов.

Выступление учеников.Конкурс капитанов.

Слайд 26физкульминутка

физкульминутка

Слайд 27ТОЧИТЬ ЛЯСЫ

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ

Слайд 28ТОЧИТЬ ЛЯСЫ-
Б О Л Т А Т Ь
Выражение возникло
от

старинной работы - изготовления балясин, точёных столбиков для перил.
Балясное

ремесло считалось весёлым и лёгким, и мастер мог во время работы петь, шутить, болтать с окружающими.
Теперь выражение употребляется иносказательно:

«болтать пустяки, вести несерьёзный разговор».

ТОЧИТЬ ЛЯСЫ-Б О Л Т А Т ЬВыражение возникло от старинной работы - изготовления балясин, точёных столбиков

Слайд 29ХОДИТЬ ГОГОЛЕМ

ХОДИТЬ ГОГОЛЕМ

Слайд 30Фамилию Н. В. Гоголя знают все,
но не всем известно,

что слово «гоголь» означает породу диких уток.
Эти птицы, гоголи,

по суше ходят важно, вперевалку,
с выпяченной грудью и «гордо»

Эта их поступь привела
к тому, что выражение применяется ко всякой НАПЫЩЕННОЙ ПОХОДКЕ.

ХОДИТЬ ГОГОЛЕМ

закинутой назад блестящей чёрно-зелёной головой.

Фамилию Н. В. Гоголя знают все, но не всем известно, что слово «гоголь» означает породу диких уток.

Слайд 31




Что это?
Для команды «Слово»
  Его вешают, приходя

в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не

в своё дело.

Для команды «Фраза»
Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то прослушали; не бельё, а их развешивают чересчур доверчивые и любопытные.

Что это?Для команды «Слово»   Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют,

Слайд 32




Замените фразеологизмы словами-синонимами.
Для команды «Слово»
тёртый калач -
стреляный

воробей
Кот наплакал –
с гулькин нос, капля в море

Для команды

«Фраза»
непочатый край -
Раз, два и обчёлся
Душа в душу –
как кошка с собакой

Замените фразеологизмы словами-антонимами.

Замените фразеологизмы словами-синонимами. Для команды «Слово»тёртый калач -стреляный воробейКот наплакал – с гулькин нос, капля в

Слайд 33




Пословицы «шутят». Найти «заблудившуюся» букву.
Для команды «Слово»
Трус своей

лени боится.
Сашу маслом не испортишь.
Для команды «Фраза»
Терпение и пруд

всё перетрут.
Два сапога – тара.
Пословицы «шутят». Найти «заблудившуюся» букву.Для команды «Слово»Трус своей лени боится.Сашу маслом не испортишь.Для команды «Фраза» Терпение

Слайд 34 на скорую руку
в двух шагах
ни свет

ни заря
гонял лодыря
кошки скребут
Спишите текст, заменяя подчёркнутые слова


на фразеологизмы из справок

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК

Я проснулся рано, позавтракал быстро и пошёл на уроки. Моя школа находится недалеко от дома. Иду, а на душе плохо. Вчера я ничего не делал, и уроки остались невыученными.

на скорую руку в двух шагах ни свет ни заря гонял лодыря кошки скребутСпишите текст, заменяя

Слайд 35Зачем нужны фразеологизмы?
Фразеологизмы, словно редкие драгоценные камни, украшают

и улучшают нашу речь.
  Фразеологизмы пришли к нам из глубины

веков. Созданные народной мудростью, рождённые в сказках, поговорках или пословицах, они помогают точнее выразить мысль, придают речи эмоциональность. Они позволяют в нескольких коротких, но точных словах выразить чувства, эмоции, передать личное отношение к происходящему.

Чем богаче словарный фразеологический запас, тем интереснее и ярче выражает человек свои мысли.

Зачем нужны фразеологизмы?  Фразеологизмы, словно редкие драгоценные камни, украшают и улучшают нашу речь.   Фразеологизмы пришли к

Слайд 36Поздравляем победителей!!!

Поздравляем победителей!!!

Слайд 37Список литературы:
Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. М.:

URSS, 2009
Баско Н. В., Зимин В. И. Фразеологический словарь русского

языка. 5-11 классы. М.: АСТ-ПРЕСС, 2010
Быстрова Е.А. Шанский Н.М. Фразеологический словарь русского языка. М.: АСТ Астрель Харвест, 2007
Волков С.В. Детский фразеологический словарь в картинках. М.: АСТ Астрель, 2010
Ожегов С. И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М.: Азбуковик, 1999
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. М.: Айрис-Пресс, 2002
www.festival.1september.ru
www.images.yandex.ru
www.michelsonlexicon.com
www.rusroom
www.uroki.net/docrus
http://svb.ucoz.ru/
Список литературы:Бабкин А.М. Русская фразеология, ее развитие и источники. М.: URSS, 2009Баско Н. В., Зимин В. И.

Слайд 38 СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ!

СПАСИБО, ЗА ВНИМАНИЕ!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика