Разделы презентаций


Работа Н. Г. Харлановой. С. Архиповское, Ставропольский край 201 8 Готовимся к

Содержание

Задание 16 ЕГЭ по литературе 2017.Сопоставление лирических произведений. Сочинение-миниатюра.На примере свободолюбивой и философской лирики А. С. Пушкина

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1
Работа Н. Г. Харлановой.
С. Архиповское, Ставропольский край


2018
Готовимся к ЕГЭ.
Свободолюбивая и

философская лирика А. С. Пушкина.
Задание 16



Работа Н. Г. Харлановой.С. Архиповское, Ставропольский край2018Готовимся к ЕГЭ.Свободолюбивая и философская лирика А. С. Пушкина.Задание 16

Слайд 2Задание 16 ЕГЭ по литературе 2017.
Сопоставление лирических произведений. Сочинение-миниатюра.
На примере

свободолюбивой и философской лирики А. С. Пушкина

Задание 16 ЕГЭ по литературе 2017.Сопоставление лирических произведений. Сочинение-миниатюра.На примере свободолюбивой и философской лирики А. С. Пушкина

Слайд 3 Так звучит задание: Выполняя задание 16, подберите для сопоставления

два произведения разных авторов
(в одном из примеров допустимо обращение к

произведению того автора, которому принадлежит
исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов и сопоставьте произведения с
предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Соблюдайте нормы литературной письменной речи, записывайте ответы аккуратно и разборчиво.

Чтобы правильно его выполнить, необходимо знать критерии, по которому оно проверяется.

Выполнение заданий 9 и 16 оценивается по четырём критериям:
Критерий 1 «Сопоставление первого выбранного произведения с предложенным текстом», Критерий 2 «Сопоставление второго выбранного произведения с предложенным текстом», Критерий 3 «Привлечение текста произведения для аргументации»,
Критерий 4 «Логичность и соблюдение речевых норм».
Максимально за выполнение каждого из заданий (9, 16) выставляется 10 баллов (по критериям 1, 2, 4 – максимально по 2 балла, по критерию 3 – 4 балла). Критерии 1 и 2 являются основными. Если по обоим критериям 1 и 2 ставится 0 баллов, то задание считается невыполненным и дальше не проверяется. По другим критериям в «Протокол проверки ответов на задания» бланка № 2 выставляется 0 баллов. Если по критерию 3 ставится 0 баллов, то по критерию 4 работа не оценивается, в «Протокол проверки
ответов на задания» бланка № 2 по критерию 4 выставляется 0 баллов.

Так звучит задание: Выполняя задание 16, подберите для сопоставления два произведения разных авторов(в одном из примеров

Слайд 4Оценка выполнения заданий 9 и 16,
Требующих написания развёрнутого ответа в

объёме 5–10 предложений
Указание на объём условно, оценка ответа зависит

от его содержательности (при
наличии глубоких знание экзаменуемый может ответить в большем объёме, при
умении точно формулировать свои мысли экзаменуемый может достаточно полно
ответить в меньшем объёме).
Выполняя задание, экзаменуемый самостоятельно подбирает для
контекстного сопоставления два произведения (допустимо обращение к
другому произведению автора исходного текста). При указании автора
инициалы необходимы только для различения однофамильцев и
родственников, если это существенно для адекватного восприятия
содержания ответа (например, Л.Н. Толстой и А.К. Толстой, В.Л. Пушкин
и А.С. Пушкин).
Оценка выполнения заданий 9 и 16,Требующих написания развёрнутого ответа в объёме 5–10 предложений Указание на объём условно,

Слайд 7Суммируем сказанное
При выполнении этого задания необходимо

выбрать ДВА произведения с похожей тематикой РАЗНЫХ авторов (допустимо обращение

к другому произведению автора исходного текста), назвать авторов и произведения.
Далее нужно найти причины, по которым возможно сопоставление, назвать их и аргументировать выбор, привлекая тексты двух выбранных произведений на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т.п.
Важно не допускать фактических ошибок, следить за логичностью изложения и речью.
Суммируем сказанное    При выполнении этого задания необходимо выбрать ДВА произведения с похожей тематикой РАЗНЫХ

Слайд 8Как начать работу
Внимательно читаем задание, выявляем тематику, по которой необходимо

сравнение.
Ещё раз перечитываем стихотворение, улавливаем его главные особенности.
Перебираем в памяти

стихи с похожей тематикой, находим те, что больше подходят к исходному тексту и его особенностям, записываем их на черновик.
Рядом с выбранными произведениями записываем, почему возможно сопоставление.
Пишем сочинение, проверяем, редактируем.
Как начать работуВнимательно читаем задание, выявляем тематику, по которой необходимо сравнение.Ещё раз перечитываем стихотворение, улавливаем его главные

Слайд 9 Таким образом, при выполнении задания 16 необходимо ответить на

предложенный вопрос, указать два произведения и их авторов, обосновать свой

выбор и сопоставить эти произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст).


Таким образом, при выполнении задания 16 необходимо ответить на предложенный вопрос, указать два произведения и их

Слайд 10 Примерный план сочинения будет таким:
Отвечаем на предложенную тему.
Называем два

стихотворения с похожей тематикой и обосновываем возможность сопоставления именно этих

произведений.
Выявляем особенности решения темы в каждом из названных стихов.
Делаем краткий вывод.
Рассмотрим примеры решения этого задания на примерах вопросов по СВОБОДОЛЮБИВОЙ И ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКЕ А. С. ПУШКИНА


Примерный план сочинения будет таким:Отвечаем на предложенную тему.Называем два стихотворения с похожей тематикой и обосновываем возможность

Слайд 12К ЧААДАЕВУ
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как

сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом

власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

16. В чём особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей тему свободы?


К ЧААДАЕВУЛюбви, надежды, тихой славыНедолго нежил нас обман,Исчезли юные забавы,Как сон, как утренний туман;Но в нас горит

Слайд 13

16. В чём особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и

кто из русских поэтов раскрывает в своей тему свободы?

Тема свободы –одна из центральных тем творчества А. С. Пушкина, её он посвящал многие стихи: «Деревня», «Вольность», «Узник». Для поэта важно, чтобы свободным от гнёта была его родина и человек, живущий здесь.
Свобода занимала умы и других поэтов. Вспомним знаменитое стихотворение А. М. Горького «Песня о Буревестнике». В нём аллегорическим образом Буревестника выражено стремление к свободе, жажда «бури», революции, призванной освободить народ от угнетения.
В другую пору жил В. В. Высоцкий, но и в его творчестве немало стихов о свободе. Одно из самых известных – «Охота на волков». В советскую эпоху, эпоху цензуры, отсутствия демократии, разгула КГБ, гонения на инакомыслящих, поэт чувствовал себя несвободным, зависимым, в его стихотворении звучит мечта и о свободном творчестве, и о свободе человека говорить, что думаешь, мыслить свободно…
Тема свободы – одна из «вечных» тем в творчестве поэтов разных поколений, потому что во все времена человека что-то сковывает, а ему хочется быть «вольной птицей».

16. В чём особенность вольнолюбивой лирики Пушкина и кто из русских поэтов раскрывает в своей

Слайд 14 Тексты
Максим Горький
ПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ
Над седой

равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо

реет Буревестник, черной молнии подобный.
То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.
В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.
Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.
И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.
Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах...
Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!
Всё мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.
Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с

ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.
Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.
Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает... Он над тучами смеется, он от радости рыдает!
В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!
Ветер воет...
Гром грохочет..
Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.
— Буря! Скоро грянет буря!
Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:— Пусть сильнее грянет буря!..


ТекстыМаксим ГорькийПЕСНЯ О БУРЕВЕСТНИКЕ    Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами

Слайд 15 Тексты
Владимир Высоцкий .Охота на волков

Рвусь из сил и из всех сухожилий,  Но сегодня -

опять, как вчера,-  Обложили меня, обложили,  Гонят весело на номера. Из-за елей хлопочут двустволки   Там охотники прячутся в тень.  На снегу кувыркаются волки,  Превратившись в живую мишень. Идет охота на волков, идет охота! На серых хищников - матерых и щенков.  Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.  Кровь на снегу и пятна красные флажков. Не на равных играют с волками  Егеря, но не дрогнет рука! Оградив нам свободу флажками,  Бьют уверенно, наверняка.



Волк не может нарушить традиций.  Видно, в детстве, слепые щенки,  Мы, волчата, сосали волчицу  И всосали - Нельзя за флажки!
Идет охота на волков, идет охота! На серых хищников - матерых и щенков.  Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.  Кровь на снегу и пятна красные флажков. Наши ноги и челюсти быстры.  Почему же - вожак, дай ответ -  Мы затравленно мчимся на выстрел  И не пробуем через запрет? Волк не должен, не может иначе!  Вот кончается время мое.  Тот, которому я предназначен,  Улыбнулся и поднял ружье. 




Идет охота на волков, идет охота! На серых хищников - матерых и щенков.  Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.  Кровь на снегу и пятна красные флажков.
Я из повиновения вышел  За флажки - жажда жизни сильней!  Только сзади я радостно слышал  Удивленные крики людей. Рвусь из сил, из всех сухожилий,  Но сегодня - не так, как вчера! Обложили меня, обложили,  Но остались ни с чем егеря! Идет охота на волков, идет охота! На серых хищников - матерых и щенков.  Кричат загонщики, и лают псы до рвоты.  Кровь на снегу и пятна красные флажков.

Тексты  Владимир Высоцкий .Охота на волков    Рвусь из сил и из всех

Слайд 16

16. В каких стихотворениях русских поэтов воплощается идея

свободы и какие мотивы сближают их со стихотворением «Свободы сеятель

пустынный»?
Изыде сеятель сеяти семена своя

Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя -
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды...

Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
1823
16. В каких стихотворениях русских поэтов воплощается идея свободы и какие мотивы сближают их со

Слайд 17

16. В каких стихотворениях русских поэтов воплощается идея

свободы и какие мотивы сближают их со стихотворением «Свободы сеятель

пустынный»?
Сочинение
Тема свободы занимала умы многих русских поэтов. В данном стихотворении
А. С. Пушкин размышляет о том, что он своим творчеством пытался разбудить в народе жажду свободы, но, увы, его желания не осуществились. Подобные настроения, мне кажется, отражены в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Прощай, немытая Россия», он называет свою родину «страной рабов, страной господ» и мечтает обрести свободу от «всевидящего глаза, всеслышащих ушей».
Схожие мотивы можно найти и в творчестве Н. А. Некрасова. В его стихотворении «Размышления у парадного подъезда» наряду с темой осуждения правящих кругов звучит боль оттого, что русский народ слишком терпим, не стремится сбросить ярмо угнетателя:
Где народ, там и стон... Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..
Таким образом, мы видим, что тема свободы народа занимала умы русских поэтов.
16. В каких стихотворениях русских поэтов воплощается идея свободы и какие мотивы сближают их со

Слайд 21...Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года

незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор - и много
Переменилось

в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я - но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет - уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.

Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим - и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны...
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно синея стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогой невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни - там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре...
На границе
Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят - одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко,- здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я, и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Всё тот же их, знакомый уху шорох -
Но около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
16. Почему А. С. Пушкина можно назвать поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?



...Вновь я посетилТот уголок земли, где я провелИзгнанником два года незаметных.Уж десять лет ушло с тех пор

Слайд 2216. Почему А. С. Пушкина можно назвать поэтом-философом и какие

русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные вопросы бытия?
Сочинение

В своих стихах А. С. Пушкин часто поднимал такие важные вопросы бытия, как предназначение человека на земле, жизнь и смерть, бессмертие, поэтому его можно назвать поэтом-философом. Его размышления над философскими вопросами часто были связаны с изображением природы, как это происходит и в стихотворении «Вновь я посетил».
Подобный приём можно обнаружить и у других русских поэтов, так, в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу» мы видим прекрасный ночной пейзаж, постепенно перерастающий в масштаб вселенской картины, который служит дальнейшим размышлениям поэта о смерти, примиряющей его с мятежной жизнью.
Мастером пейзажа, который одновременно является основой философских размышлений поэта, является С. А. Есенин. Вспомним его стихотворение «Отговорила роща золотая...» Осень, пора увядания природы, соотносится с состоянием лирического героя. Природа отцветает, как отцвела душа героя, но она способна возродиться: «не обгорят ряби­новые кисти», «от желтизны не пропадет трава». И лирический герой пытается вылечить душу от грусти и тоски слиянием с природой. Краткий миг человеческой жизни сливается здесь с вечным потоком мирового времени.
Природа для многих поэтов была не просто источником красоты, она заставляла задуматься над вечными философскими вопросами.



16. Почему А. С. Пушкина можно назвать поэтом-философом и какие русские поэты, изображая природу, пытались осмыслить вечные

Слайд 23Подумай и над этими темами:

ДЕРЕВНЯ
Приветствую тебя, пустынный уголок,
Приют спокойствия, трудов и вдохновенья,
Где льется дней

моих невидимый поток
На лоне счастья и забвенья.
Я твой: я променял порочный двор цирцей,
Роскошные пиры, забавы, заблужденья
На мирный шум дубров, на тишину полей,
На праздность вольную, подругу размышленья.

Я твой: люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят.
Везде передо мной подвижные картины:
Здесь вижу двух озер лазурные равнины,
Где парус рыбаря белеет иногда,
За ними ряд холмов и нивы полосаты,
Вдали рассыпанные хаты,
На влажных берегах бродящие стада,
Овины дымные и мельницы крылаты;
Везде следы довольства и труда...

Я здесь, от суетных оков освобожденный,
Учуся в истине блаженство находить,
Свободною душой закон боготворить,
Роптанью не внимать толпы непросвещенной,
Участьем отвечать застенчивой мольбе
И не завидовать судьбе
Злодея иль глупца — в величии неправом.
Оракулы веков, здесь вопрошаю вас!
В уединенье величавом
Слышнее ваш отрадный глас.
Он гонит лени сон угрюмый,
К трудам рождает жар во мне,
И ваши творческие думы
В душевной зреют глубине.


Но мысль ужасная здесь душу омрачает:
Среди цветущих нив и гор
Друг человечества печально замечает
Везде невежества убийственный позор.
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
О, если б голос мой умел сердца тревожить!
Почто в груди моей горит бесплодный жар
И не дан мне судьбой витийства грозный дар?
Увижу ль, о друзья! народ неугнетенный
И рабство, падшее по манию царя,
И над отечеством свободы просвещенной
Взойдет ли наконец прекрасная заря?
16. Какая тема является ведущей в стихотворении? Кто из русских писателей обращался к этой теме в своем творчестве?



Подумай и над этими темами:      ДЕРЕВНЯПриветствую тебя, пустынный уголок,Приют спокойствия, трудов и

Слайд 24Анчар (1828)
В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар,

как грозный часовой,
Стоит – один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его

в день гнева породила
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною.
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет – лишь вихорь черный
На древо смерти набежит
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.
Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;


Принес – и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.
16. В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?



Анчар (1828)В пустыне чахлой и скупой,На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой,Стоит – один во всей

Слайд 25 "Анчар" не единственное

произведение  отечественной лирики, в котором мир природы сравнивается с миром

человеческих взаимоотношений. 
Так, в стихотворении  Ф. И. Тютчева "Поток сгустился и тускнеет..." ключ становится олицетворением юности, а  поток воды - "грудой осиротелой". Как и в "Анчаре", здесь есть зло жизни - "хлад бытия", который способен властвовать как в мире природы, так и в человеческом обществе.
Сопоставляет людские отношений с природой и Сергей Есенин в своем стихотворении "Клен ты мой опавший, клен заледенелый...", где бедный клен видится нам в образе человека, на чью долю  выпали непростые жизненные испытания: холод, метель, сугроб, который "приморозил ногу". В стихотворении С. Есенина, как и в "Анчаре" А.С.Пушкина, ключевой образ, помогающий сравнить мир природы с миром человека, - это дерево. Однако здесь оно не символизирует зло жизни.



Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика