Слайд 1Работа с родителями и членами семей учеников в рамках курса
ОРКСЭ
Слайд 2
В образовательной практике многих стран Европы осуществляется приобщение школьников к
духовным и культурным ценностям мировых религий; религия присутствует в государственной
школе и право граждан на религиозное образование конституционно закреплено.
Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.
Слайд 3Европейская Конвенция
о защите прав человека и основных свобод
«Никому не
может быть отказано в праве на образование.
Государство при осуществлении
любых функций, которые оно принимает на себя в области образования и обучения, уважает право родителей обеспечивать, чтобы такое образование и обучение соответствовали их религиозным и философским убеждениям» (статья 2 «Право на образование»).
Слайд 4
Концепция национальной образовательной политики
Российской Федерации
(одобрена приказом Минобрнауки России от 3 августа 2006 г.
№ 201)
В Концепции акцентировано внимание на важности сохранения единства федерального культурного, образовательного и духовного пространства, консолидацию многонационального народа
России в единую
политическую нацию.
Слайд 5 Новая школа в России — это школа, построенная на
устойчивом основании отечественных духовно-нравственных и педагогических традиций, приобщающая детей к
духовной культуре и морали народов России, российского общества, строящая свою учебную и воспитательную работу в тесной связи с семьями учащихся, местным сообществом, в том числе традиционными религиозными организациями.
Слайд 6Поручение Президента Российской Федераци
Д.А. Медведева
Председателю Правительства РФ В.В. Путину
от 02.08.2009 г.
«Прошу обеспечить решение организационных и финансовых вопросов,
касающихся введения в 2010 году в 18-ти субъектах Российской Федерации, а с 2012 года во всех субъектах Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях новых предметов:
основы православной культуры,
основы исламской культуры,
основы буддийской культуры,
основы иудейской культуры,
основы мировых религиозных культур и основы светской этики
для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)»
Слайд 8 Включение курса ОРКСЭ в образовательную программу школы
и обеспечение его эффективной реализации соответствует целям образования, отвечает интересам
государства и общества, обеспечивает права родителей, закрепленные в российском законодательстве и документах международных организаций.
Слайд 9Курс ОРКСЭ интегрирует государственный и общественный заказ к созданию в
школе условий для воспитания нравственной личности; получению ребенком образования, соответствующего
культурной самобытности, языку и ценностям родителей.
Слайд 10Результаты освоения курса, в том числе проявятся, в формировании у
обучающихся ценностей семьи, уважения к родителям.
Вместе с тем указанный
потенциал курса может быть реализован только при обеспечении тесного взаимодействия школы с родителями, как на стадии подготовки, так и на протяжении реализации курса.
Слайд 11 Родителям необходимо обдуманно сделать выбор того или иного предмета (модуля).
Причем при этом выборе целесообразно руководствоваться исключительно своими внутренними убеждениями
и потребностями, а не возможностями школы, рекомендациями или «советами» учителей, директора, или ещё чем-либо.
При этом родители не должны и сами с себя снимать ответственность за выбор, перекладывать его на других.
Слайд 12
Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко:
«Для нас
всех вместе важно, чтобы с самого начала было предусмотрено, что
свобода выбора дается именно родителям и ученикам, т.е. главным заказчикам образовательного процесса»
«Это абсолютно светский курс, который будут вести обычные учителя. Ребята смогут узнать об истории и культуре основных религий, ценностях светской этики. Задача, которая стоит перед данным курсом, заключается в формировании общества, основанного на согласии и понимании. Все мы разные, но мы живем в одной стране и должны учиться уважать ценности представителей всех культур»
Слайд 13 Родителей следует ориентировать на активную гражданскую позицию заказчика
содержания общего образования, в частности заказчика преподавания учебных дисциплин духовно-нравственной,
воспитательной направленности.
Необходимо ознакомление родителей с содержанием комплексного курса в целом и программой по выбранному модулю, методическим обеспечением, новыми пособиями.
Слайд 14
В состав ФГОС
(в примерную основную образовательную программу)
включена
Программа духовно-нравственного развития и воспитания школьников
Слайд 15Педагогическая организация процесса духовно-нравственного развития
и воспитания обучающихся, согласно Программе,
предусматривает согласование усилий социальных субъектов: образовательного учреждения, семьи, а также
и традиционных религиозных организаций
Слайд 16 Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада
школьной жизни, включающего все виды учебной и воспитательной деятельности
В числе
задач духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся указаны задачи укрепления нравственности, «основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях», «формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям»
Слайд 17 Специальный раздел программы содержит рекомендации по организации совместной деятельности школы,
семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию обучающихся (1.6.).
В нём также указывается, что в организации нравственного уклада жизни обучающегося должны участвовать семья, которой придано решающее значение, а также и традиционные религиозные организации.
Слайд 18 Примерная программа духовно-нравственного развития и воспитания
обучающихся
носит рекомендательный характер.
Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса
являются определённые в Концепции и данной Примерной программе
национальный воспитательный идеал,
система базовых национальных ценностей, основные направления духовно-нравственного развития и воспитания.
Слайд 19Национальный воспитательный идеал
высоконравственный,
творческий,
компетентный гражданин России,
принимающий судьбу
Отечества как
свою личную,
осознающий ответственность за
настоящее и будущее своей страны,
укорененный в духовных и культурных
традициях российского народа.
Слайд 20Базовые национальные ценности российского общества
Патриотизм
Социальная солидарность
Гражданственность
Семья
Здоровье
Труд
и творчество
Наука
Традиционные религии России
Искусство и литература
Природа
Человечество
Слайд 21ФГОС 12.4. Основы духовно-нравственной культуры народов России
готовность к нравственному
самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
знакомство с основными нормами светской и религиозной
морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
осознание ценности человеческой жизни.
Слайд 22В соответствии с требованиями ФГОС второго поколения воспитательный результат освоения
курса «Основы религиозных культур и светской этики» подразумевает «духовно-нравственные приобретения,
которые получил школьник вследствие участия в той или иной деятельности».
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
- Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Слайд 23
«Методические материалы для учителей и организаторов апробации
комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в
субъектах Российской Федерации»
(письмо Минобрнауки от 30 апреля 2010 г. № 03-831);
«Дополнение к методическим материалам по преподаванию курса ОРКСЭ»
(письмо Минобрнауки от 21 мая 2010 г. № 03-1032);
Слайд 24
Принятие решения о записи ребенка на изучение определенного модуля без
согласия его родителей (законных представителей) не допускается.
Результаты выбора должны
быть зафиксированы протоколами родительских собраний и письменными заявлениями родителей о выборе определённого модуля для обучения своего ребёнка.
Слайд 25 Наряду с организацией в школах коллективного
ознакомления родителей школьников с образовательной программой, проведением родительских собраний, конференций,
может потребоваться и индивидуальная работа, собеседование с отдельными семьями, родителями, особенно из числа тех, кто испытывает трудности в социальной адаптации.
Слайд 26Введению курса
"Основы религиозных культур и светской этики»
должна предшествовать
подготовительная работа с родителями, которую можно провести в форме собеседования
или пресс-конференции.
Главная задача этих мероприятий-
создание установки на сотрудничество, предполагаемый результат - мотивация и стимулирование заинтересованности родителей в позитивных результатах усвоения содержания курса их детьми.
Слайд 27 Привлечение родителей и членов семей школьников
к учебной и
внеурочной деятельности в рамках курса "Основы религиозных культур и светской
этики» предполагает:
• создание условий для понимания родителями целей, задач и путей реализации заявленной образовательно-воспитательной программы, а также предполагаемого результата;
• активизацию позиции родителей во взаимодействии со школой и расширение их представлений о современной школе, ее задачах и возможностях;
• углубление и расширение личностно ориентированного компонента общего образования за счет использования в процессе обучения методов семейного воспитания, потенциала семейного, духовного и житейского опыта.
Слайд 28Многие виды деятельности, рекомендуемые в рамках изучения курса, подразумевают
обращение
ребенка к членам своей семьи с целью получения информации, например,
выполнение таких пролонгированных домашних заданий, как интервью, написание эссе, подготовка выступления на итоговом мероприятии.
Слайд 29
Система творческих вопросов-заданий
«Основы мировых
религиозных культур»
Посоветуйтесь с родителями и назовите несколько традиций,
принятых в вашей семье. Какие ценности лежат в основе традиций вашей семьи?(с.5)
Поговорите со старшими…(с.9)
Расскажите старшим… (с.15)
Как должны жить люди в браке? (с.79)
«Основы светской этики»
Подумайте и обсудите с родителями…(с.11)
Вместе с родителями составьте свод моральных норм, принятых в вашей семье.(с. 9)
Какие события отмечаются в вашей семье? (с.58-59)
с. 39- Род, семья, родословная, герб семьи, фамилия,
обязанности в семье.
Слайд 30 Родители могут оказать большую помощь в подборе иллюстрированного материала к
урокам, материалы для галереи образов.
Возможно, некоторые родители
посещали культовые места, о которых шла речь на занятиях, видели те или иные святыни и артефакты и могут не только рассказать о них, но и показать фотографии или фрагменты видеофильмов.
Слайд 31 При изучении тем, связанных с
бытовым укладом представителей различных конфессий, члены семей учеников могут
выступать с рассказом о семейных традициях:
как отмечаются в семье традиционные праздники, какие любимые блюда готовятся, какие подарки преподносят детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада.
Рассказы о семье, объединяющим прозвучавшие в классе, могут стать еще одним фактором в ученическом взаимодействии.
Слайд 32 Традиции, праздники, знание основных религиозных понятий и фактов могут стать
темами семейных конкурсов и викторин. Задания могут готовить дети для
родителей или сборные команды взрослых и учеников.
Также в рамках курса могут быть затронуты вопросы духовно-нравственного воспитания детей посредством домашнего чтения, формирования домашней библиотеки
Возможна организация клуба «Семейное чтение», члены которого будут рассказывать детям и их родителям о своем читательском опыте, давать рекомендации по выбору книг, делиться впечатлениями о прочитанном
Слайд 33 После изучения первой части программы для констатации
позитивных промежуточных результатов усвоения курса и предоставления родителям возможности контроля
процесса обучения желательно проведение родительского собрания, в котором примут участие сами ученики, выступив с рассказом о своих впечатлениях, своем понимании своих достижений, с презентацией своих промежуточных образовательных результатов
Слайд 34 Родители и члены семей учеников обязательно должны быть приглашены на
итоговое мероприятие, завершающее курс. Возможно даже, что они станут не
просто зрителями, а соавторами и участниками детских презентаций и выступлений
Слайд 35Основные цели взаимодействия школы и родителей в рамках реализации курса
обеспечение открытости процесса подготовки и реализации курса, результатов его
освоения обучающимися;
создание условий для просвещенного и ответственного выбора родителями модулей курсов для изучения обучающимися;
обеспечение гарантий реализации курса в соответствии с выбором родителей;
обеспечение гарантий соблюдения прав участников образовательного процесса при реализации курса;
включение родителей (использование общественных ресурсов) в реализацию курса.
Слайд 36
Основные направления взаимодействия образовательного учреждения с родителями
информирование и просвещение родителей
в отношении целей, задач, содержания, порядка реализации курса;
организация выбора родителями
модулей курса для изучения обучающимися;
формирование программы курса на основе родительского выбора на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей школы в организации образовательного процесса;
информирование родителей о ходе и результатах реализации курса;
вовлечение родителей в реализацию курса;
организация мониторинга и экспертизы реализации курса.
Слайд 37Взаимодействие школы с родителями по реализации курса ОРКСЭ - сложная
многоуровневая система взаимоотношений между органами управления, самоуправления, участниками образовательного процесса.
Слайд 38Учителя, классные руководители
участвуют в разработке и обсуждении программы курса;
-
готовят предложения и участвуют в обсуждении программы (плана) совместной деятельности
ОУ с родителями;
- участвуют в проведении изучения информационных запросов и мнений родителей в отношении реализации курса;
- участвуют в мониторинге реализации программы курса;
- участвуют в мониторинге реализации программы (плана) совместной деятельности ОУ с родителями;
- участвуют в подготовке и проведении родительских собраний классов;
Слайд 39Учителя, классные руководители
- готовят и проводят мероприятия по информированию и
просвещению родителей классов;
- участвуют в общешкольном родительском собрании; иных общешкольных
мероприятиях по информированию и просвещению родителей;
проводят индивидуальные консультации с родителями;
- организуют участие родителей в мероприятиях образовательного процесса курса;
- организуют педагогическую работу с семьями учеников, изучающих курс;
- готовят предложения по стимулированию родителей-активных участников реализации курса
Слайд 40Педагоги-психологи
Социальные педагоги
- участвуют в проведении родительских собраний классов, общешкольном
родительском собрании, иных мероприятиях по информированию и просвещению родителей;
-
проводят индивидуальные консультации с родителями;
- участвуют в разработке инструментария изучения информационных запросов, мнений родителей;
- участвуют в мониторинге реализации курса
Слайд 41Методическое объединение учителей
- участвует в разработке программы курса;
- участвует
в разработке программы (плана) совместной деятельности с родителями по реализации
курса;
- участвует в мониторинге реализации курса;
- участвует в мониторинге реализации программы (плана) совместной деятельности ОУ с родителями по реализации курса;
- разрабатывает учебно-методическую документацию курса;
- участвует в проведении родительских собраний классов, общешкольном родительском собрании; иных мероприятиях по информированию и просвещению родителей;
- организация работы с семьями учеников, изучающих курс;
Слайд 42Педагогический совет
- участвует в разработке и обсуждает программу курса;
-
разрабатывает локальные нормативные акты школы по вопросам реализации курса;
- участвует
в разработке и обсуждает программу (план) совместной деятельности ОУ с родителями по реализации курса;
- участвует в мониторинге реализации курса;
- участвует в мониторинге программы (плана) взаимодействия с родителями по реализации курса;
- организует процедуры мониторинга реализации программы (плана) взаимодействия с родителями по реализации курса;
- заслушивает администрацию ОУ и педагогов по вопросам реализации курса;
Слайд 43Директор (Администрация) ОУ
- организация процедур разработки программы курса;
- организация процедур обсуждения программы курса (в т.ч. родительских собраний);
-
организация разработки локальных нормативных актов школы по вопросам реализации курса;
- утверждение расписания занятий;
- осуществление контроля за реализацией курса;
- организация процедур мониторинга реализации курса;
- организация процедур разработки программы (плана) совместной деятельности с родителями по реализации курса;
- осуществление контроля за реализацией программы (плана) совместной деятельности школы с родителями по реализации курса;
- обеспечение условий для реализации курса;
- участие в общешкольных родительских собраниях, родительских собрания классов, мероприятиях по информированию и просвещению родителей;
- проведение встреч и индивидуальных консультаций с родителями, организация приема родителей по вопросам реализации курса;
- принятие и реализация решений о стимулировании родителей и педагогов за активное участие в реализации курса
Слайд 44Общешкольное родительское собрание
- участвует в обсуждении программы курса;
- участвует
в обсуждении программы (плана) взаимодействия ОУ с родителями;
- заслушивает отчеты
родительского комитета школы, по вопросам реализации курса;
- запрашивает информацию и заслушивает администрацию ОУ по вопросам реализации курса;
Слайд 45Родители обучающегося
участвуют в обсуждении программы курса;
- готовят предложения и
участвуют в обсуждении программы (плана) совместной деятельности ОУ с родителями;
-
участвуют в родительских собраниях классов, общешкольном родительском собрании; иных мероприятиях по информированию и просвещению родителей;
- осуществляют выбор модуля курса для изучения;
- участвуют в мероприятиях программы курса;
- участвуют в мониторинге курса и общественной экспертизе курса;
- участвуют в создании условий для реализации курса
Слайд 46Информирование и просвещение родительской общественности о реализации курса ОРКСЭ
распространение книг
и памяток для родителей, издаваемых на федеральном уровне;
распространение буклетов и
иных информационных, презентационных материалов, подготовленных в субъекте РФ, муниципалитете, школе;
выступления и (или) презентации курса для родителей, которые могу проводиться как самостоятельное мероприятие, так и в рамках родительских школьных и классных собраний;
папка для родителей с информацией и материалами курса, которая постоянно находится в месте, доступном для родителей, например, в канцелярии школы;
информационный стенд о курсе или раздел на информационном стенде школы, помещенный в доступном для родителей месте, например, в вестибюле школы;
информация на сайте школы.
Слайд 47
Использование технологий и форм, предполагающих диалог, дискуссию:
Круглый стол
Открытая учительская
«Горячая телефонная
линия»
День открытых дверей
Вечер вопросов и ответов
Слайд 48Изучение информационных запросов родителей (примерная анкета)
Уважаемые родители!
В этом году
Ваши дети будут изучать новый курс «Основы религиозных культур и
светской этики».
Пожалуйста, ответьте на несколько вопросов. Ответы на вопросы помогут нам удовлетворить Ваши потребности в информации о курсе.
В какой информации, связанной с реализацией курса, вы нуждаетесь больше всего?
В какой форме вам и от кого удобнее ее получать?
Слайд 49Книга для родителей
Содержание предмета «Основы религиозных культур и светской этики»
имеет воспитательный, нравственно-развивающий характер. Успешное решение воспитательных задач возможно только
в согласованном взаимодействии семьи и школы. Новый учебный предмет рассчитан именно на такое педагогическое партнерство учителей и родителей.
Слайд 50
Практические советы о том, как Вы можете помочь своему ребенку
в изучении предмета «Основы религиозных культур и светской этики»?
Совет 1.
Настройтесь на воспитание; отнеситесь к новому школьному предмету как к дополнительному средству нравственного развития Вашего ребенка; Вы и есть главный для ребенка воспитатель.
Совет 2. Разговаривайте с детьми о том, что они изучали на уроках.
Совет 3. Хорошее средство воспитания ребенка – диалог между родителями и детьми о духовности и нравственности
Совет 4. Внимательно следите за моральным равновесием Вашего ребенка; воспитывайте у него благожелательное отношение к людям другого мировоззрения.
Совет 5. Не забывайте, что никакой учебный предмет сам по себе не воспитает Вашего ребенка; главное, что он может приобрести, изучая предмет «Основы религиозных культур и светской этики», - понимание важности нравственности для полноценной человеческой жизни. Всячески поддерживайте это в ребенке.
Слайд 51Вывод:
Учебный курс
"Основы религиозных культур и светской этики»
предоставляет
школе и учителю большие возможности для вовлечения родителей в
воспитательный процесс, в учебную и внеурочную деятельность класса, оказания помощи семьям в вопросах воспитания и обучения детей, содействия сохранению и упрочению семьи.
Слайд 52 Результаты освоения курса, в
том числе проявятся, в формировании у обучающихся ценностей семьи, уважения
к родителям.
Вместе с тем указанный потенциал курса может быть реализован только при обеспечении тесного взаимодействия школы с родителями, как на стадии подготовки, так и на протяжении реализации курса.
Слайд 53Итоговые результаты апробации
курса ОРКСЭ в 21субъекте РФ:
Главную цель введения
новых предметов родители видят в духовно-нравственном воспитании ребенка, получении им
систематических знаний о культуре и традициях своей семьи, своего народа.
Одновременно большинство отмечает, что дети стали более внимательно и уважительно относится к вере, культуре, мировоззренческим особенностям своих товарищей, проявляют больше интереса к духовным вопросам и нравственной тематике.
Слайд 54Итоговые результаты апробации
курса ОРКСЭ в 21субъекте РФ:
Родители
Положительно
Отрицательно Затруднились ответить
88,1 % 2,6 % 9,3 %
По данным опроса родителей во всех регионах-участниках апробации, проведённого по заказу Общественной палаты Российской Федерации в 2010 г. в школах не фиксируются каких-либо конфликтов или противостояний на религиозной или национальной почве, более того — отмечается более благоприятная нравственная атмосфера.
Слайд 55Итоговые результаты апробации
курса ОРКСЭ в 21субъекте РФ:
Выбор модуля
«Основы светской
этики» - 42% родителей
30% — «Основы православной культуры
18% —
«Основы мировых религиозных культур»
9% — «Основы исламской культуры»
1% — «Основы буддийской культуры»
менее 1% — «Основы иудейской культуры»
Слайд 56 Реализация курса – шаг к формированию поликультурной образовательной среды в
российской школе. В этом плане в рамках реализации курса учиться
будут не только дети, но и родители, сама школа.
Таким образом, курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, их родителей, учителей) в национальную и мировую культуру.
Слайд 57Литература
1. «Методические материалы для учителей и организаторов апробации комплексного учебного
курса «Основы религиозных культур и светской этики» в субъектах Российской
Федерации» (письмо Минобрнауки от 30 апреля 2010 г. № 03-831);
2. Общественная палата Российской Федерации. Отношение родителей к преподаванию в общеобразовательных школах курса «Основы религиозных культур и светской этики». Материалы к слушаниям по итогам первого года апробации курса. Москва, 1 декабря 2010 г.
3. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. — М.: Просвещение, 2010. / http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/
4. Поручение Президента Российской Федерации Д.А. Медведева Председателю Правительства РФ В.В. Путину от 02.08.2009 г. Пр-2009 ВП-П44-4632.
5. http://prosvpress.ru/2011/12/roditelskie-sobraniya
Слайд 59КОНТАКТНАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Автор Приятелева М.К., старший преподаватель кафедры начального образования ГБОУ
ДПО НИРО
603122 Нижний Новгород, ул.Ванеева, 203
E-mail: nachobr@bk.ru
Телефон: (831) 417-59-96
ГБОУ
ДПО НИРО
Тел. (831) 417-75-49
E-mail: secr@niro.nnov.ru